Чем смазать контакты аккумулятора в автомобиле: Смазка клемм аккумулятора — 10 средств, чем можно смазать от окисления

Содержание

Есть контакт: надо ли смазывать клеммы аккумулятора, и чем это делать

Зима – традиционное время, когда и мы, и наши читатели обращаемся к вопросам зарядки АКБ. Мы уже не раз затрагивали эту тему и, казалось бы, раскрыли её полностью. Ан нет, вопросы периодически возникают! Иногда – довольно неожиданные.

Что и говорить, мы всесторонне изучили тему. Мы рассказывали, как определить, что АКБ пора менять, а если батарея ещё в порядке, то как продлить ей жизнь; мы за 10 минут оживляли севшую АКБ, а также разбирались в том, как «прикуривать» автомобиль с разряженной АКБ и стоит ли это делать… Но вот жизнь подкинула новую ситуацию, причем совершенно банальную.

Хмурое утро, мороз в -25, несколько попыток завести автомобиль – и вот вы уже несёте аккумулятор домой, на зарядку. Перед тем, как накинуть контакты «зарядника», очищаете клеммы – на них наверняка скопилось некоторое количество окислов и грязи. Зарядили батарею, поставили, завелись… можно ехать! А контактные группы в местах подключения АКБ, те самые «минус» и «плюс», остались сухими. Нужно ли их смазывать? Зачем? Чем смазывать? Как?

Надо сказать, что по всем этим, казалось бы, достаточно простым вопросам среди «бывалых» не утихают споры – представьте себе, это одна из тех автомобильных тем, по которым спорить можно бесконечно. Мы же, не углубляясь в частности, тайные знания каббалы и гадания на осадке моторного масла, решили дать некий усреднённый, стопроцентный гид по этим вопросам. Он пригодится и новичкам, и опытным, потому что такие вопросы нынче поднимаются нечасто – как правило, все мы залезаем под капот автомобиля не чаще, чем требуется для доливки омывайки.

Нужно ли смазывать клеммы АКБ?

На самом деле, клеммы можно не смазывать. В том смысле, что за современным автомобилем можно в принципе не очень-то следить – худо-бедно он способен и вообще без какого-либо обслуживания проездить некоторое время. Нынешние электрические цепи автомобиля и, в частности, аккумуляторные батареи устроены таким образом, что нуждаются в профилактике куда меньше, чем раньше. Однако законы физики и, в частности, течение времени обмануть невозможно – если клеммы не смазывать, проблемы, в том числе и довольно серьёзные, постепенно начнут давать о себе знать. Поэтому ответ тут такой: можно и не смазывать, но куда лучше всё-таки делать это.

Зачем смазывать клеммы АКБ?

На контактных группах со временем появляются окислы, которые сами по себе не проводят электрический ток. Кроме того, в подкапотном пространстве скапливаются пыль и грязь, часть оседает на клеммах и добавляет электрического сопротивления в местах контакта. Следствие этих процессов – падение отдачи АКБ, снижение энергии и сложности при запуске. Некоторые автомобилисты предпочитают не смазывать клеммы, а просто периодически чистить их мелкой наждачкой. Но наша задача – именно защитить, «законсервировать» клеммы, сохранив их в более-менее первозданном состоянии, чтобы впоследствии не приходилось избавляться от окислов и грязи механическим путём – это не слишком-то приятный и быстротечный процесс.

MIRO9986

Чем смазывать клеммы АКБ?

Примерно до 1970-х годов водители пользовались для этих целей исключительно солидолом, нигролом или литолом. Последний до сих пор можно легко найти в продаже под полным наименованием «Литол-24». С появлением автомобилей ВАЗ был разработан технический вазелин, который также используется и сегодня. Литол и вазелин хороши, но легко смываются шампунями и в целом, по сравнению с современными средствами, образуют менее прочную плёнку. Поэтому можно воспользоваться более продвинутой автохимией – в магазине так и спрашиваем: «смазку для электрических контактов» или «смазку для клемм АКБ».

Такие смазки есть у многих производителей, они имеют красную, синюю или голубую окраску, что упрощает вам понимание того, есть ли на клемме достаточный защитный слой. Смазки подразделяются на токопроводящие и те, которые ток не проводят. Кроме того, в качестве защиты клемм можно использовать обычную графитовую смазку, которая также проводит ток. И вроде как токопроводящие смазки в данном случае лучше. Однако, как мы сможем убедиться из следующего абзаца, свойство токопроводности не стоит ставить во главу угла, ведь мы смазываем не площадь контакта, а внешние поверхности.

Как смазывать клеммы АКБ?

Эта ошибка, как ни странно, довольно распространена – по незнанию человек смазывает полюсные выводы на аккумуляторе, после чего водружает на них клеммы. Таким образом можно получить засохшую плёнку смазки, которая совершенно не проводит ток там, где его очень нужно проводить.

Надо делать ровно наоборот: надеть клеммы, плотно затянуть и только после этого нанести смазку – словом, смазывать нужно клеммы на проводах, причем именно снаружи, и верхние торцы выводов. Если вы пользуетесь современной смазкой в аэрозольном баллончике, получившуюся «шапку» можно немного разровнять. Разумеется, все работы лучше проводить в перчатках.

Смазывать клеммы нужно обязательно, и, если говорить совсем простыми словами, это нужно для того, чтобы был хороший контакт, чтобы не возникало потерь при плохом соединении. Во-первых, появление окислов ведёт к потерям энергии, и могут возникнуть проблемы при запуске. А во-вторых, на контактной группе увеличивается сопротивление, а значит выделяется тепло, что может привести к печальным последствиям, вплоть до оплавления полюсных выводов батареи и даже корпуса. Прежде чем смазывать клеммы, их необходимо зачистить – обычной наждачкой или используя специальные приспособления, которые сейчас есть в продаже. Для смазывания клемм подойдёт любая водоотталкивающая смазка.

Геннадий Кольчугин

руководитель по сервисному обслуживанию и технической поддержке компании АКОМ

Что ещё?

Напоследок – несколько советов, которые ещё немного облегчат жизнь вам и вашей аккумуляторной батарее. Некоторых из них мы так или иначе касались, но теперь резюмируем.

  • Перед смазыванием клемм АКБ необходимо очистить и их, и полюсные выводы самой батареи. Это нужно делать либо ветошью (если имеет место быть только грязь, без окислов), либо самой мелкой наждачной бумагой, либо специальными приспособлениями – в продаже есть «ёршики», как внешние, так и внутренние, для очистки и клемм, и полюсных выводов. При использовании «ёршиков» операция занимает считанные секунды.
  • После надевания на выводы АКБ клеммы нуждаются в плотной затяжке – контакт хорош только в том случае, если это контакт металла по металлу! Клеммы не должны болтаться – это дополнительные, совершенно не нужные вам шансы для попадания в место контакта грязи и окислов.
  • Некоторые дедовские методы до сих пор работают! В специализированных магазинах, торгующих и обслуживающих АКБ, спрашивайте защитные войлочные кольца – такие «шайбы», пропитанные маслом, надеваются на полюсные выводы, под клеммы. Они защищают самые ответственные места вокруг полюсных выводов – именно там из АКБ может испаряться кислота и оседать в виде окислов на металле. Согласитесь, перспектива невозможности снятия севшего аккумулятора из-за намертво «прикисших» клемм вам совершенно ни к чему.

Опрос

А вы смазываете клеммы аккумулятора?

Всего голосов:

Чем смазать клеммы аккумулятора чтобы не окислились, для лучшего контакта

Автовладельцы часто сталкиваются с ситуацией, когда из-за окисления клемм на АКБ возникают сложности с пуском двигателя или «просадка» напряжения бортовой сети. При этом проблема не устраняется до момента очистки и обработки контактов.

Последствия окисления клемм только на первый взгляд кажутся незначительными. На практике они могут стать причиной серьезных затрат в будущем — как денег, так и нервов.

Можно ли смазывать клеммы АКБ?

Главный вопрос, который задают начинающие автовладельцы — можно ли покрывать клеммы аккумулятора смазкой. Ответ однозначный — «Да».

Но это делается не для лучшего контакта, как считают многие, а с целью защиты металла от окисления.

Тот же Литол или другие средства для обработки являются диэлектриками, поэтому снижают проводимость контактов.

Их задача заключается в защите цветных металлов от протекания окислительных процессов и образования на поверхности опасного налета.

В чем причины окисления?

Появление окисла на клеммах АКБ — сигнал для автовладельца о необходимости принятия срочных мер.

Но не стоит ограничиваться только зачисткой и обработкой выводов — важно разобраться с причинами появления налета.

К таковым можно отнести:

  • Плохой контакт между наконечником и АКБ. Проблема возникает при возникновении промежутка, в который попадают пары электролита из источника питания. Чтобы вывода не окислялись в будущем, требуется обеспечить максимальную герметичность соединений.
  • Повреждение клеммы (царапина, скол или прочие). В такой ситуации лучшее решение — замена поврежденного элемента.
  • Нарушение герметичности в районе вывода клемм из аккумулятора. При наличии такой проблемы из источника питания вытекает электролит, который и попадает на поверхность выводов. Решение — обеспечение должной герметичности.
  • Перезарядка генератора. С такой проблемой затягивать не стоит, ведь часто неисправность вызвана сбоем в работе регулятора напряжения. Но каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально.
  • Нет массы на моторе. Решение заключается в обеспечении качественного соединения провода с корпусом.

Причины появления налета на клеммах можно условно разделить на две категории:

  • Течь электролита, вызванная состоянием АКБ или проблемами с другими узлами.
  • Выход из строя элементов электрической сети.

В чем опасность окисления клеммы?

Каждый автовладелец должен следить за состоянием аккумуляторной батареи и принимать меры по устранению налета.

Если ничего не предпринимать, возможны следующие проблемы:

  • Сложности с пуском мотора. Такая неисправность характерна для автомобилей отечественных марок. Чаще всего страдает «плюсовая» клемма, которая оказывается загрязненной.
  • Снижение (просадка) напряжения бортовой сети в процессе пуска мотора. При повороте ключа зажигания стартер потребляет более 100 Ампер тока, поэтому даже несущественное сопротивление создает проблемы и «тянет» напряжение на себя.
  • Возникает эффект саморазряда аккумуляторной батареи. Причина — появление на поверхности изделия окисной пленки, способной проводить электрический ток.

Задача водителя — контролировать состояние АКБ, делать все возможное, чтобы не окислились места соединения зажимов и выводов аккумулятора.

Игнорирование проблемы неизбежно приведет к невозможности пуска двигателя из-за саморазряда или прочих проблем, о которых упоминалось выше.

Своевременная обработка выводов с применением качественной смазки гарантирует защиту от окислов. Но об этом ниже.

Как бороться с окислением? Основные методы

Опытные автовладельцы рекомендуют несколько способов борьбы с появлением налета на поверхности выводов АКБ.

К основным из них стоит отнести:

Очистка с помощью наждачной бумаги.

Этот способ считается одним из наиболее простых и доступных. Для его реализации стоит подготовить наждачную бумагу или специальную щетку с металлическим ворсом.

Первым шагом требуется демонтировать клемму с электрода.

Следующим этапом берите «мелкую» наждачную бумагу или щетку с металлическим ворсом, после чего обрабатывайте место соединения вывода АКБ и наконечника.

Отдельное внимание должно уделяться внутренней части клеммы. При этом работа производится до появления блеска.

Главное здесь не переусердствовать, чтобы не повредить поверхность изделия.

Бензин.

Второй вариант — применение бензина, который также неплохо справляется с налетом.

Для обработки достаточно смочить небольшой кусок ткани, после чего обработать ветошью клеммы АКБ и электроды до полной очистки поверхности от налета.

В процессе обработки стоит проявлять осторожность из-за легкой горючести бензина. Кроме того, не рекомендуется попадание устройства на резиновые или пластиковые элементы (бензин действует на них негативным образом и может разрушить).

Главный метод борьбы с окислением заключается в контроле состояния АКБ и его защиты от появления течи электролита через электроды.

Если такая проблема имеет место, у автовладельца есть два пути:

Произвести замену неисправного узла. Этот вариант наиболее эффективный, но дорогостоящий. Не все автовладельцы готовы сходу потратить крупную сумму на покупку новой аккумуляторной батареи. Но при появлении надлома на выходе электрода другого пути и нет.

Обеспечить качественную изоляцию. Здесь можно воспользоваться одной из уже проверенных методик или же задействовать современные средства защиты (о них ниже).

Способна ли смазка убрать окислы с поверхности металла?

Среди новичков бытует мнение, что хорошая смазка защищает поверхность и убирает уже имеющиеся следы окислений. Это ошибка.

Если на клемме появились окислы, нанесение специального состава (даже самого дорогого) ничего не даст.

Единственное решение — снятие наконечников и зачистка клемм до появления блеска, а уже после подключения производится обработка специальной смазкой.

Задача таких смазок заключается не в устранении последствий, а в предотвращении их появления.

Секреты профилактики

Важно понять, что даже в новом аккумуляторе имеют место незначительные испарения кислоты. Это означает, что лучший способ защиты от неприятностей — обеспечение герметичности изделия.

Запрещено наносить специальные материалы непосредственно на место контакта. Сначала участок очищается, протирается, а уже после подключения производится обработка.

К популярным способам защиты стоит отнести:

  • Войлок и масло. Эта методика известна множество десятилетий. Главным преимуществом является доступность, что и определяет популярность изделий среди автовладельцев. Чтобы избежать попадания паров электролита на клемму и появления окислов, достаточно покрыть ее войлоком (предварительно обрабатывается машинным маслом). Все, что требуется — вырезать круглую войлочную прокладку с отверстием по центру, после чего пропитать ее маслом и надеть на вывод АКБ. После этого на контакт надевается клемма бортовой сети. Ее необходимо прикрутить, а поверх положить пропитанную в масле войлочную прокладку.
  • Классические средства — вазелин, солидол и лак. Специалисты уверяют, что для защиты клемм можно использовать практически любой жидкий состав, обеспечивающий изоляцию и устойчивый к шампуням. Здесь подходят смазки на силиконовой основе, которые доступны по цене и не вбирают в себя различный мусор (пыль и грязь).
  • Антижир — специальный смазывающий состав, который отличается антикоррозийными качествами и при этом не ухудшает проводимость контактного соединения. Такое изделие продается в аэрозольной форме, а обработка производится посредством обычного нанесения на клеммы. Антижир продается во многих автомобильных магазинах.
  • Фетровые шайбы. Здесь принцип обработки такой же, как и в случае с войлочными изделиями. Шайба надевается сверху, чтобы не окислились клеммы.

Чем смазывать клеммы, чтобы обеспечить контакт, и защитить их от окисления?

Рассмотрим, какие действия предпринимать, чтобы не окислялись вывода и наконечники проводов.

Здесь стоит выделить несколько групп изделий:

  1. «Дедовские» методы. Здесь подразумевается применение проверенных временем смазок — Нигрола, Литола или солидола. После зачистки клемм и их тугой протяжки производится нанесение смазывающего состава на поверхность. При правильной обработке обеспечивается надежная защита от пробоя и нарушение герметичности на 6-8 месяцев.
  2. Вазелин — еще одно эффективное средство защиты от вероятных проблем с окислением. Допускается применение технического и аптечного варианта изделия. Но к вазелину (в отличие от солидола) многие специалисты относятся скептически. Причина в том, что он защищает поверхность металла от влаги и исключает прилипание клеммы к выводу АКБ. Главным минусом вазелина является высокое сопротивление, что обуславливает проблемы с проводимостью. Чтобы избежать сложностей, рекомендуется добавление в состав смазки на графитовой основе.
  3. Машинное масло. Этот способ защиты предназначен для наиболее ленивых автовладельцев, которые не желают тратить время на поиски смазки или деньги на ее покупку. Каждый раз при проверке уровня масла на клемму наносится небольшой объем масла (чтобы не окислялись клеммы). Если делать эту работу регулярно, профилактика потребуется АКБ нескоро.
  4. Солидол. Этот вариант считается одним из наиболее простых и доступных. Но многие автовладельцы делают ошибку — они наносят смазывающий состав между проводами и клеммами АКБ. Впоследствии под действием высоких температур происходит затвердение и схватывание смазывающего состава, появляется плотная и сухая корка. Ее особенность заключается в неспособности проведения тока, из-за чего возрастают риски потери контакта. В дальнейшем счистить затвердевший состав — целая проблема. К слову, с такими сложностями можно столкнуться и в случае использования других смазывающих составов (в том числе и современных).

В чем недостатки применения старых смазок типа Литола?

Главное преимущество «дедовских» методов обработки клемм — доступность.

Одновременно с этим бюджетные смазки имеют ряд недостатков:

Наличие неплотной («рыхлой») структуры, что способствует налипанию грязи и низкой стойкости к действию шампуня (легко смываются).

Отсутствие в составе полезных присадок и добавок. Также здесь не предусмотрен краситель, что для многих автовладельцев серьезный минус.

Недостаточная энергопроводимость, что снижает КПД источника питания.

Несмотря на ряд недостатков, многие автовладельцы продолжают использовать смазки Литол-24.

Какие смазки подходят на зиму?

Чтобы защитить клеммы от окислений в холода, рекомендуется применение специальных составов.

К наиболее востребованным можно отнести:

  1. Molykote HSC Plus — состав, который предназначен для АКБ серии FIAMM, но может применяться и для других устройств. Преимущества заключаются в высокой электропроводности и способности работать в широком температурном диапазоне (-30…+1100 градусов Цельсия).
  2. Циатим — доступный по цене вариант. Его главный недостаток заключается в низкой проводимости.
  3. Очистители-распылители. В этой серии пользуются спросом изделия от следующих производителей — Hi-Gear, SVITOL и прочих. В основе лежит очищенное масло, которое после попадания на поверхность «выдавливает» влагу и обеспечивает надежный защитный слой-пленку. Последняя защищает поверхность от окислительных процессов и появления грязи. Главный недостаток заключается в непродолжительном действии состава.
  4. Смазки консистентного типа (варианты — LIQUI MOLY, Gunk). По структуре это густые составы, которые имеют вид крема и также имеют масляную основу. Их преимущество заключается в удобстве нанесения, ведь можно не бояться попадания состава туда, куда не нужно. Кроме того, смазка дольше удерживается на поверхности и не поддается смыванию шампунем. Вот почему многие мастера рекомендуют выбирать для зимней обработки именно такие изделия.

Как наносить смазку, и где лучше обрабатывать?

Чтобы продлить жизнь смазке и обеспечить защиту выводов от окислов, важно четко соблюдать технологию нанесения защитных составов.

Здесь алгоритм действий следующий:

  • Очистка поверхности клеммы и близлежащих мест от загрязнений. Это требуется для снижения сопротивления к минимуму.
  • Зачистка клемм и их надевание на АКБ. Далее остается зажать гайку для максимальной фиксации.
  • Обработка верхней и боковой части наконечника и вывода. Здесь важно ничего не пропустить, чтобы избежать попадания влаги на поверхность.

Учтите, что рекомендуется обработка всего узла целиком, а не только каких-то конкретных элементов.

Стоит усвоить, что смазывание внутренней части клеммы перед нанесением на АКБ запрещено. В противном случае добиться качественного контакта не получится, а сама обработка принесет только вред.

Допускается ли механическая очистка клемм, к примеру, с помощью наждачной бумаги?

Если действовать без фанатизма, такая обработка разрешена. Более того, многие производители рекомендуют очистку контактов наждачной бумагой с мелкой зернистостью перед нанесением защитного состава.

Благодаря этому обеспечиваются удаление окислов и очистка поверхности от грязи. Ранее для обработки применялись специальные «ершики» с металлическим ворсом (наружного или внутреннего типа).

Советы опытного автовладельца

На некоторых авто установлены аккумуляторные батареи неудачной конструкции.

Их особенность — наличие персональной крышки для каждой банки, из-за чего на этих участках накапливается пыль и грязь.

Таких пробок несколько, поэтому количество мусора возрастает в несколько раз.

Для защиты от загрязнений можно сделать на каждый из выводов колпак, изготовленный из войлочного материала с последующей пропиткой маслом.

Второй вариант — сделать общее покрытие, имеющее вид пыльника. Для таких целей разрешается использовать кусок линолеума или резинового коврика (например, из «классики»).

Все, что требуется — вырезать изделие под необходимый размер и закрепить сверху.

Видео — чистик для клемм.

чем смазывать клеммы аккумулятора автомобиля

Многие автолюбители сталкивались с такой ситуацией, когда клеммы аккумулятора начинают окисляться. При этом если окислились клеммы АКБ, начинаются проблемы. Автомобиль может с трудом заводиться, так как аккумуляторная батарея хуже заряжается от генератора и недостаточно заряжена. Далее приходит в негодность сам аккумулятор, так как недозаряд сказывается на ресурсе батареи самым негативным образом.

Вполне очевидно, что  для противодействия нужно решить вопрос с окислением клемм. Так вот, если окисляются клеммы аккумулятора, одним из способов решения проблемы является смазка для клемм аккумулятора. Далее мы рассмотрим, чем смазать клеммы аккумулятора автомобиля, какие типы смазки для клемм лучше, а также на что обратить внимание.

Содержание статьи

Когда нужно смазывать клеммы АКБ

Прежде всего, мазать клеммы аккумулятора необходимо заранее в целях профилактики, то есть не следует ожидать появления белого налета. Как правило, в среднем смазку клемм осуществляют 1 раз в год (для обслуживаемых АКБ) и 1 раз в 2-3 года для не обслуживаемых.

На деле, еще рекомендуется дополнительно смазывать клеммы каждый раз, когда АКБ устанавливается. Также, если замечен процесс окисления, необходимо принимать меры (очищать клеммы и смазывать их).

При этом важно понимать, что рамки приблизительные, так как интенсивность окисления будет зависеть от качества смазки, вероятности попадания технических жидкостей, особенностей окружающей среды, состояния АКБ и генератора, а также электропроводки автомобиля.

Добавим, что если клеммы были очищены, но вскоре снова появился налет, высока вероятность появления трещин возле клеммы или того, что происходит перезаряд аккумулятора. В таких случаях смазкой проблему решить не удастся. Необходимо будет сначала заменить АКБ или отремонтировать генератор.

Чем смазывать клеммы аккумулятора: свойства смазки для клемм

Итак, если окислилась клемма аккумулятора (на клеммах виден белый налет), это вполне естественный процесс. Активное окисление происходит в результате выхода паров электролита. Также не следует забывать о том, что АКБ зачастую стоит под капотом, то есть среда далеко не самая благоприятная.

Так или иначе, когда окисляется клемма аккумулятора, это может быть даже не заметно на начальном этапе, однако негативно влияет на АКБ. Аккумулятор быстрее разряжается, так как имеет место утечка тока, клеммы постепенно приходят в негодность и т.д. В любом случае, основное правило — чтобы долго работал аккумулятор, клемма должна быть смазана.

Это правило хорошо знают опытные автовладельцы. При этом далеко не все осведомлены, что смазывать клеммы на аккумуляторе нужно только подходящей смазкой, а не любой, которая есть под рукой.

Другими словами, средство по уходу за клеммами аккумулятора должно быть подобрано правильно. Обратите внимание, ошибочно полагать, что для клемм АКБ необходима любая токопроводящая смазка.

На самом деле,  смазка в этом случае должна формировать достаточный защитный слой, чтобы максимально эффективно противостоять коррозии, окислам и т.д. Еще состав должен оставаться на поверхности как можно дольше, не терять своих свойств, иметь возможность устранить скользящие разряды, работать в условиях расширенного температурного диапазона и т.д.

Если точнее, смазка для клемм аккумулятора должна быть комплексным решением с целым рядом определенных свойств. Основное — устойчивость к кислотам и способность предотвратить начало и развитие окислительных процессов. Также важна способность вытеснять влагу и конденсат, защищать от контакта с кислородом. Еще смазка должна быть диэлектриком, чтобы исключить блуждающие токи и расход заряда АКБ.

Параллельно смазка должна быть вязкой и оставаться такой в условиях постоянно меняющихся температур. Если просто, при нагреве под капотом смазка для клемм не должна течь, так как после стекания потребуется повторно мазать ее на клеммы.

Следует отметить, что такими свойствами в комплексе не обладают даже специальные имеющиеся средства. Это значит, что одни смазки лучше защищают от окисления и влаги, но притягивают грязь и пыль, другие легко смываются или текут при нагреве и т.д.

По этой причине необходимо заранее рассмотреть основные виды смазок для клемм аккумулятора, а так же какими свойствами обладает та или иная смазка для контактов АКБ.

Виды и особенности смазок для клемм АКБ

Прежде всего, приведенная выше информация четко дает понять, что клемма на аккумулятор должна быть покрыта смазкой. Более того, смазка должна быть «герметичной» (защита клеммы от влаги и кислорода), не текучей и противостоять окислению.  С этой задачей в большей или меньшей степени справляются несколько типов смазочных материалов.

  • Силиконовая смазка. Хорошо защищают от окисления, но отличаются высокой текучестью, то есть такую смазку нужно обновлять регулярно. Еще, в составе не должно быть специальных токопроводящих компонентов. Еще при высыхании следует учитывать, что такая смазка сильно повышает сопротивление.

Чтобы обработать клеммы, можно брать любую  универсальную силиконовую смазку без токопроводящих добавок. Кстати, некоторые утверждают, что для клемм подойдет тефлоновая смазка, так как эти смазки в основе имеют силикон. На самом деле, это смазки с высокой проникающей способностью и для смазки клемм они не годятся.

Точно также не подойдет и графитовая смазка для клемм аккумулятора, так как имеет высокое сопротивление, плохо пропускает ток и нагревается. Само собой, при высоком нагреве может даже дойти до возгорания смазки. Так что стол популярную «графитку» на клеммы АКБ наносить нельзя.

  • Смазка на масляной основе. Если рассматривать средства по уходу за клеммами на масляной основе, они могут быть как «синтетикой», так и на минеральной основе. На деле, для защиты клемм АКБ не так важно, какая именно основа используется.

По этой  причине хорошо подойдет всем известный Солидол или Литол. Состав  дешевый, защищает от окисления, противостоит коррозии, неплохо держится в условиях низких температур. Единственный минус — текучесть при нагреве. В свою очередь, Циатим 201  немного лучше Солидола,  эта смазки для клемм неплохо сохнет, не замерзает зимой и не так сильно течет при нагревах.

Также можно использовать и вазелин, который представляет собой минеральное масло и парафин. Вполне можно купить в аптеке светлый вазелин или использовать технический (темного цвета) при наличии.

Вазелин отлично защищает от воды и окисления, формирует надежный слой. Основной недостаток — температура плавления вазелина, в лучшем случае не превышающая 60 градусов по Цельсию.

  • Специальные средства для защиты клемм аккумулятора, универсальные смазки, консистентные автомобильные смазки и подходящие по свойствам составы. Современный рынок предлагает большое количество подобных решений, основа которых может отличаться. Также в смазку добавляются разные компоненты (силикон, медь и т.д.).

Например, средства для смазки тормозной системы с добавками меди LIQUI MOLY KUPFER-SPRAY также подойдет для обработки клемм АКБ. Смазка сохраняет свои свойства, причем как при низких температурах, так и при высоких нагревах.

В свою очередь,  смазка Liqui Moly Batterie-Pol-Fett создана специально для обработки клемм, электрических контактов, разъемов. Защищает от воздействия кислот, не агрессивна к пластику, однако может немного подтекать при нагревах. Фактически, это технический вазелин.

В свою очередь, смазка Presto Batterie-Pol-Schutz имеет основу из воска. Защищает клеммы от окислов, слабоагрессивной щелочи и коррозии. На деле, это воск-консервант, который не снижает мощность АКБ и защищает от возникновения скользящих разрядов. При этом температурный диапазон расширен, смазка переносит нагревы выше 100 градусов.

Еще отметим средство Molykote HSC Plus. Эта смазка, в отличие от остальных, повышает электропроводность, а также эффективно работает как при низких, так и при максимально высоких температурах.

Рекомендуем также прочитать статью о том, чем смазать петли дверей автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о наиболее подходящих типах смазки для дверей машины, а также на что обратить внимание при подборе смазки для автомобильных дверных петель.

Кстати, еще добавим, медная смазка для клемм отличается тем, что обладает повышенной вязкостью, надежно удерживается и долго защищает клеммы без необходимости обновления. Также лучше проводит электричество, что представляет собой дополнительное преимущество.

Однако восковые смазки для клемм позволяют получить более высокую герметичность, исключают пробои и блуждающие разряды, при этом держатся на поверхностях не хуже медных смазок. 

  • Масляная прокладка для защиты клемм. Завершает список доступных решений метод установки прокладки и обработка клемм аккумулятора автомобильным маслом. Другими словами, пропитанный моторным масло войлок (круглую прокладку) надевают на клемму. Вторую прокладку ставят сверху.

Способ старый и несет в себе риски возгорания, однако метод проверен годами и достаточно эффективен против паров электролита. Конечно, рекомендовать его сегодня нельзя, так как на рынке есть много специальных смазок. Однако еще 30-40 лет назад данное решение активно использовали автолюбители по всем миру.  

В любом случае, при нанесении смазки  любого типа соблюдается аккуратность, вокруг клемм  нужно проложить малярный скотч или ветошь. Основная ошибка – изолирование провода от АКБ, так как смазка попадает между проводом и клеммой.  Чтобы избежать ошибок, нужно учитывать, как смазать клеммы аккумулятора правильно.

Также сами клеммы нужно очищать, чтобы получить лучший контакт. Следует удалять окисление и чистить клеммы, еще до нанесения смазки. Для этого нужно знать, как почистить клеммы АКБ.

Подведем итоги

Как видно, такой элемент, как клемма аккумулятора автомобиля остро нуждается в дополнительном уходе. Дело в том, что клеммы аккумулятора находятся в достаточно агрессивной среде, на них оказывает воздействие испаряющийся электролит, а также кислород. В таких условиях появление окисления и коррозии без обработки и смазки клемм АКБ начинается достаточно быстро. В результате начинаются сбои в работе самого аккумулятора.

Рекомендуем также прочитать статью о том, чем смазать ступичные подшипники. Из этой статьи вы узнаете, какие смазки подходят для подшипников ступиц, а также чем смазывать ступичный подшипник.

При этом рассмотренные выше способы и рекомендации  позволяют понять, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы защитить их от влаги и окислов. Напоследок отметим, что смазку для клемм аккумулятора нужно подбирать правильно, а также регулярно обновлять. Такой подход позволит избежать образования белого налета на клеммах и продлит срок службы автомобильного аккумулятора.

Чем можно смазывать клеммы аккумулятора и другие электрические контакты?

Любой современный автотранспорт имеет определенный набор конструкций и запчастей, которые между собой объединяются. Эти структурные элементы формируют двигательную систему, работающую при помощи подачи в нее энергетического сырья: газа, бензина, дизельного топлива.


Главной задачей электрической системы является производство энергии для дальнейшего питания автомобильных механизмов и устройств. Основной проблемой, которая возникает в процессе работы электрооборудования, считается состояние проводки.


Схема, состоящая из проводов, чаще всего страдает из-за наступления непригодности различных соединительных колодок и разъемов. В результате этого у автомобилистов возникает вопрос: чем смазать эти участки для обеспечения стабильной работы электросистемы?



Что такое электрические контакты в автомобиле


Это определенный участок в системе, на котором осуществляется переход тока из одной детали (токопроводящей) в другую.


Разъемы в проводке автомобиля могут быть нескольких типов:


  • Участки, предназначенные для проводки большого тока;
  • Силовые;
  • Используемые радиочастоты антенн на приемниках;
  • Те, которые устанавливаются на панели управления электронной системы.

Главным принципом надежной работы вышеперечисленных разъемов, является соблюдение их чистоты и защиты. Чаще всего, в процессе эксплуатации элементов, их поверхность покрывается специфическим налетом. Этот слой называется окислом. Образуется он в результате взаимодействия химических элементов, агрессивных веществ с молекулами кислорода. Основная причина появления этой ржавчины – попадание влаги на поверхность контактных пар или же повышенная температура.


Окислы негативно влияют на работу электрооборудования:


  • ухудшают электропроводимость в разъемах;
  • источник питания быстро разряжается;
  • осложняют запуск аккумулятора.

Состав и классификация смазок


Во избежание появления окислительных процессов, которые снижают срок эксплуатации проводки и ее структурных элементов, необходимо контактные участки изолировать. Вспомогательным материалом являются специальные смазки. Этот материал делится на несколько видов:


  • Электропроводимый – смазка для улучшения электрического контакта, которая улучшает движение тока в системе;
  • Диэлектрический – выполняет электроизоляционную функцию.

Первая смазка снижает сопротивление в сети. В своем составе органическая паста имеет графит, диоксид кремния, дисульфид молибдена и мелкие металлические частицы. Между собой электропроводящие смазки делятся на 2 вида:


  • Активная оказывает прямое влияние на окисленную поверхность, при этом, не нарушая целостности металла. Преимущество их использования заключается в работе при высоких температурных показателях (до 450° С).
  • Пассивная выполняет защитную функцию. Ее применение поможет автомобилисту оградить электрооборудование от окислительных процессов. Температурный предел, при котором используется паста, — 100 — 200° С.

Диэлектрический материал не проводит ток. Такая смазка наносится на собранную соединительную конструкцию с целью создания защитной оболочки. Эти смеси при правильном и своевременном нанесении могут предотвратить и решить целый ряд поломок электрического оборудования:


  • Изнашивание неметаллических элементов;
  • Окислительные процессы, возникающие на поверхности контактов;
  • Разрушение целостной структуры металлов вследствие наступления коррозии.

Защита клемм аккумулятора



Автомобиль приходит в движение, при запуске двигателя. А, источником подачи электрической энергии считается аккумулятор. Для создания, необходимого тока в цепи, необходимо выполнить следующие действия:


  • Обеспечить оптимальное напряжение в клеммах;
  • Проверить заряд батареи, и в случае необходимости зарядить ее;
  • Создать оптимальные условия, для получения минимального сопротивления в проводке.

На сегодняшний день, выпускаются качественные модели батарей, которые обладают длительным сроком эксплуатации. Однако клеммы наверху АКБ находятся в крайне враждебной среде: жара в летний период времени, влага в осенней и весенний, снег и холод — зимой. Поэтому, окислительные процессы в первую очередь наблюдаются на поверхности контактов и клемм аккумулятора.


Чем почистить контакты и обработать клеммы аккумулятора? Как это сделать без дополнительной помощи?


До недавнего времени очистка контактов выполнялась раствором пищевой соды или другими аналогичными щелочными эмульсиями. На сегодняшний момент имеется широкий выбор специальных средств. Большим спросом пользуется очиститель электрических контактов NOWAX.


Основным моментом, которому следует уделить внимание, перед применением данного материала, является детальное изучение руководства пользования. Ведь каждый из этих препаратов отличаются между собой составом и свойствами.


Определились, с тем какие средства использовать. Теперь, как действовать?

 


  1. Сначала отключите аккумуляторную батарею от электрической сети. В целях предосторожности, единственный источник питания можно снять.
  2. После этого приступайте к основному процессу – обработке контактов. Постарайтесь тщательно очистить внутреннюю и внешнюю поверхность клемм от образовавшегося налета и оксидных пленок.
  3. Аккумулятор устанавливается на исходное место, надеваются клеммы и плотно затягиваются.
  4. Конечным этапом будет нанесение на поверхность защитных смазочных материалов.

Смазка для свечей и катушек зажигания


Основным элементом системы зажигания, который преобразует низковольтное напряжение в высоковольтное, является катушка. На этапе образования импульса высокой частоты между электродами свечи появляется искра. Этот небольшой, но значительный элемент, отвечает за возгорание топливно-воздушного материала.


Самым распространенным вариантом смазки, является диэлектрическая (Versachem). Область ее применения – свечи, наконечники свечей, катушки зажигания, провода с высоким напряжением. Почему, в качестве примера используется именно этот продукт? Дело в том, что он характеризуется такими положительными свойствами, как:


  • Отталкивание влаги;
  • высокое изоляционное сопротивление;
  • водонепроницаемая;
  • невоспламеняется;
  • химическое сопротивление растворителям: спирты, ацетон и вода;
  • устойчив к коррозии.

Наносить эту смесь необходимо на внутреннюю окантовку защитной крышки свечи, или на изолирующий механизм в области расположения гайки. Категорически запрещается покрывать смазкой, головку контакта.


Но перед тем, как приобрести смазку для катушки и свечей, нужно определиться с ее составом и выполняемыми функциями. Ознакомиться с этой информацией можно в инструкции, которая обычно имеется на упаковке или прилагается в комплекте. Но все-таки некую схожесть эти правила имеют:


  1. Процесс очистки. Поверхности автозапчастей могут иметь различную степень загрязнения. Для их очистки используются различные чистящие средства или ветошь.
  2. Процесс диагностики контактов. В случае появления окислов рекомендуется использовать специальные очистители, которые продаются в аэрозольной упаковке. После этого поверхность протирается щеткой.
  3. Процесс смазки. В конце процедуры на контакты наносится токопроводящая смесь и собирается вся система. И только после этого разъемы пропитываются диэлектрическим материалом.


Если вы будете соблюдать перечисленные выше правила, то в скором будущем обратите внимание, что работоспособность двигателя автомобиля увеличится в несколько раз.

надо ли смазывать клеммы аккумулятора, как и чем это делать- 4kolesa.md

Хмурое утро, мороз, несколько попыток завести автомобиль – и вот вы уже несёте аккумулятор домой, на зарядку. Перед тем, как накинуть контакты «зарядника», очищаете клеммы – на них наверняка скопилось некоторое количество окислов и грязи. Зарядили батарею, поставили, завелись… можно ехать! А контактные группы в местах подключения АКБ, те самые «минус» и «плюс», остались сухими. Нужно ли их смазывать? Зачем? Чем смазывать? Как?

Надо сказать, что по всем этим, казалось бы, достаточно простым вопросам среди «бывалых» не утихают споры – представьте себе, это одна из тех автомобильных тем, по которым спорить можно бесконечно. Мы же, не углубляясь в частности, тайные знания каббалы и гадания на осадке моторного масла, решили дать некий усреднённый, стопроцентный гид по этим вопросам. Он пригодится и новичкам, и опытным, потому что такие вопросы нынче поднимаются нечасто – как правило, все мы залезаем под капот автомобиля не чаще, чем требуется для доливки омывайки.

НУЖНО ЛИ СМАЗЫВАТЬ КЛЕММЫ АКБ?

На самом деле, клеммы можно не смазывать. В том смысле, что за современным автомобилем можно в принципе не очень-то следить – худо-бедно он способен и вообще без какого-либо обслуживания проездить некоторое время. Нынешние электрические цепи автомобиля и, в частности, аккумуляторные батареи устроены таким образом, что нуждаются в профилактике куда меньше, чем раньше. Однако законы физики и, в частности, течение времени обмануть невозможно – если клеммы не смазывать, проблемы, в том числе и довольно серьёзные, постепенно начнут давать о себе знать. Поэтому ответ тут такой: можно и не смазывать, но куда лучше всё-таки делать это.

ЗАЧЕМ СМАЗЫВАТЬ КЛЕММЫ АКБ?

Пожалуй, самая важная причина – ЭТО ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА. Все дело в том, что свинец (из него также сделаны клеммы) имеет обыкновение окисляться. Особенно под воздействием окружающей среды. Еще один минус, на старых автомобилях клеммы были из меди, а контакты соответственно из свинца, разные металлы со временем появлялись окисления. НУ и если брать старые АКБ, обслуживаемые (сделанные по сурмянистой технологии), то у них зачастую из банок выкипал электролит, причем достаточно бурно. Испарения шли вместе с частью серной кислоты, она также могла попадать на контакты. Вот вам – ОПЯТЬ ЖЕ ОКИСЛЕНИЯ.

ЧЕМ СМАЗЫВАТЬ КЛЕММЫ АКБ?

Примерно до 1970-х годов водители пользовались для этих целей исключительно солидолом, нигролом или литолом. Последний до сих пор можно легко найти в продаже под полным наименованием «Литол-24». С появлением автомобилей ВАЗ был разработан технический вазелин, который также используется и сегодня. Литол и вазелин хороши, но легко смываются шампунями и в целом, по сравнению с современными средствами, образуют менее прочную плёнку. Поэтому можно воспользоваться более продвинутой автохимией – в магазине так и спрашиваем: «смазку для электрических контактов» или «смазку для клемм АКБ».

Такие смазки есть у многих производителей, они имеют красную, синюю или голубую окраску, что упрощает вам понимание того, есть ли на клемме достаточный защитный слой. Смазки подразделяются на токопроводящие и те, которые ток не проводят. Кроме того, в качестве защиты клемм можно использовать обычную графитовую смазку, которая также проводит ток. И вроде как токопроводящие смазки в данном случае лучше. Однако, как мы сможем убедиться из следующего абзаца, свойство токопроводности не стоит ставить во главу угла, ведь мы смазываем не площадь контакта, а внешние поверхности.

КАК СМАЗЫВАТЬ КЛЕММЫ АКБ?

Эта ошибка, как ни странно, довольно распространена – по незнанию человек смазывает полюсные выводы на аккумуляторе, после чего водружает на них клеммы. Таким образом можно получить засохшую плёнку смазки, которая совершенно не проводит ток там, где его очень нужно проводить.

Надо делать ровно наоборот: надеть клеммы, плотно затянуть и только после этого нанести смазку – словом, смазывать нужно клеммы на проводах, причем именно снаружи, и верхние торцы выводов. Если вы пользуетесь современной смазкой в аэрозольном баллончике, получившуюся «шапку» можно немного разровнять. Разумеется, все работы лучше проводить в перчатках.

СМАЗЫВАТЬ КЛЕММЫ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО, И, ЕСЛИ ГОВОРИТЬ СОВСЕМ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ, ЭТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫЛ ХОРОШИЙ КОНТАКТ, ЧТОБЫ НЕ ВОЗНИКАЛО ПОТЕРЬ ПРИ ПЛОХОМ СОЕДИНЕНИИ. ВО-ПЕРВЫХ, ПОЯВЛЕНИЕ ОКИСЛОВ ВЕДЁТ К ПОТЕРЯМ ЭНЕРГИИ, И МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЗАПУСКЕ. А ВО-ВТОРЫХ, НА КОНТАКТНОЙ ГРУППЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ СОПРОТИВЛЕНИЕ, А ЗНАЧИТ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТЕПЛО, ЧТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПЕЧАЛЬНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ, ВПЛОТЬ ДО ОПЛАВЛЕНИЯ ПОЛЮСНЫХ ВЫВОДОВ БАТАРЕИ И ДАЖЕ КОРПУСА. ПРЕЖДЕ ЧЕМ СМАЗЫВАТЬ КЛЕММЫ, ИХ НЕОБХОДИМО ЗАЧИСТИТЬ – ОБЫЧНОЙ НАЖДАЧКОЙ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ЕСТЬ В ПРОДАЖЕ. ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ КЛЕММ ПОДОЙДЁТ ЛЮБАЯ ВОДООТТАЛКИВАЮЩАЯ СМАЗКА.

Чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислились, для лучшего контакта?

Автовладельцы часто сталкиваются с ситуацией, когда из-за окисления клемм на АКБ возникают сложности с пуском двигателя или «просадка» напряжения бортовой сети. При этом проблема не устраняется до момента очистки и обработки контактов.

Последствия окисления клемм только на первый взгляд кажутся незначительными. На практике они могут стать причиной серьезных затрат в будущем — как денег, так и нервов.

Можно ли смазывать клеммы АКБ?

Главный вопрос, который задают начинающие автовладельцы — можно ли покрывать клеммы аккумулятора смазкой. Ответ однозначный — «Да».

Но это делается не для лучшего контакта, как считают многие, а с целью защиты металла от окисления.

Тот же Литол или другие средства для обработки являются диэлектриками, поэтому снижают проводимость контактов.

Их задача заключается в защите цветных металлов от протекания окислительных процессов и образования на поверхности опасного налета.

В чем причины окисления?

Появление окисла на клеммах АКБ — сигнал для автовладельца о необходимости принятия срочных мер.

Но не стоит ограничиваться только зачисткой и обработкой выводов — важно разобраться с причинами появления налета.

К таковым можно отнести:

  • Плохой контакт между наконечником и АКБ. Проблема возникает при возникновении промежутка, в который попадают пары электролита из источника питания. Чтобы вывода не окислялись в будущем, требуется обеспечить максимальную герметичность соединений.
  • Повреждение клеммы (царапина, скол или прочие). В такой ситуации лучшее решение — замена поврежденного элемента.
  • Нарушение герметичности в районе вывода клемм из аккумулятора. При наличии такой проблемы из источника питания вытекает электролит, который и попадает на поверхность выводов. Решение — обеспечение должной герметичности.
  • Перезарядка генератора. С такой проблемой затягивать не стоит, ведь часто неисправность вызвана сбоем в работе регулятора напряжения. Но каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально.
  • Нет массы на моторе. Решение заключается в обеспечении качественного соединения провода с корпусом.

Причины появления налета на клеммах можно условно разделить на две категории:

  • Течь электролита, вызванная состоянием АКБ или проблемами с другими узлами.
  • Выход из строя элементов электрической сети.

В чем опасность окисления клеммы?

Каждый автовладелец должен следить за состоянием аккумуляторной батареи и принимать меры по устранению налета.

Если ничего не предпринимать, возможны следующие проблемы:

  • Сложности с пуском мотора. Такая неисправность характерна для автомобилей отечественных марок. Чаще всего страдает «плюсовая» клемма, которая оказывается загрязненной.
  • Снижение (просадка) напряжения бортовой сети в процессе пуска мотора. При повороте ключа зажигания стартер потребляет более 100 Ампер тока, поэтому даже несущественное сопротивление создает проблемы и «тянет» напряжение на себя.
  • Возникает эффект саморазряда аккумуляторной батареи. Причина — появление на поверхности изделия окисной пленки, способной проводить электрический ток.

Задача водителя — контролировать состояние АКБ, делать все возможное, чтобы не окислились места соединения зажимов и выводов аккумулятора.

Игнорирование проблемы неизбежно приведет к невозможности пуска двигателя из-за саморазряда или прочих проблем, о которых упоминалось выше.

Своевременная обработка выводов с применением качественной смазки гарантирует защиту от окислов. Но об этом ниже.

Как бороться с окислением? Основные методы

Опытные автовладельцы рекомендуют несколько способов борьбы с появлением налета на поверхности выводов АКБ.

К основным из них стоит отнести:

Очистка с помощью наждачной бумаги.

Этот способ считается одним из наиболее простых и доступных. Для его реализации стоит подготовить наждачную бумагу или специальную щетку с металлическим ворсом.

Первым шагом требуется демонтировать клемму с электрода.

Следующим этапом берите «мелкую» наждачную бумагу или щетку с металлическим ворсом, после чего обрабатывайте место соединения вывода АКБ и наконечника.

Отдельное внимание должно уделяться внутренней части клеммы. При этом работа производится до появления блеска.

Главное здесь не переусердствовать, чтобы не повредить поверхность изделия.

Бензин.

Второй вариант — применение бензина, который также неплохо справляется с налетом.

Для обработки достаточно смочить небольшой кусок ткани, после чего обработать ветошью клеммы АКБ и электроды до полной очистки поверхности от налета.

В процессе обработки стоит проявлять осторожность из-за легкой горючести бензина. Кроме того, не рекомендуется попадание устройства на резиновые или пластиковые элементы (бензин действует на них негативным образом и может разрушить).

Главный метод борьбы с окислением заключается в контроле состояния АКБ и его защиты от появления течи электролита через электроды.

Если такая проблема имеет место, у автовладельца есть два пути:

Произвести замену неисправного узла. Этот вариант наиболее эффективный, но дорогостоящий. Не все автовладельцы готовы сходу потратить крупную сумму на покупку новой аккумуляторной батареи. Но при появлении надлома на выходе электрода другого пути и нет.

Обеспечить качественную изоляцию. Здесь можно воспользоваться одной из уже проверенных методик или же задействовать современные средства защиты (о них ниже).

Способна ли смазка убрать окислы с поверхности металла?

Среди новичков бытует мнение, что хорошая смазка защищает поверхность и убирает уже имеющиеся следы окислений. Это ошибка.

Если на клемме появились окислы, нанесение специального состава (даже самого дорогого) ничего не даст.

Единственное решение — снятие наконечников и зачистка клемм до появления блеска, а уже после подключения производится обработка специальной смазкой.

Задача таких смазок заключается не в устранении последствий, а в предотвращении их появления.

Секреты профилактики

Важно понять, что даже в новом аккумуляторе имеют место незначительные испарения кислоты. Это означает, что лучший способ защиты от неприятностей — обеспечение герметичности изделия.

Запрещено наносить специальные материалы непосредственно на место контакта. Сначала участок очищается, протирается, а уже после подключения производится обработка.

К популярным способам защиты стоит отнести:

  • Войлок и масло. Эта методика известна множество десятилетий. Главным преимуществом является доступность, что и определяет популярность изделий среди автовладельцев. Чтобы избежать попадания паров электролита на клемму и появления окислов, достаточно покрыть ее войлоком (предварительно обрабатывается машинным маслом). Все, что требуется — вырезать круглую войлочную прокладку с отверстием по центру, после чего пропитать ее маслом и надеть на вывод АКБ. После этого на контакт надевается клемма бортовой сети. Ее необходимо прикрутить, а поверх положить пропитанную в масле войлочную прокладку.
  • Классические средства — вазелин, солидол и лак. Специалисты уверяют, что для защиты клемм можно использовать практически любой жидкий состав, обеспечивающий изоляцию и устойчивый к шампуням. Здесь подходят смазки на силиконовой основе, которые доступны по цене и не вбирают в себя различный мусор (пыль и грязь).
  • Антижир — специальный смазывающий состав, который отличается антикоррозийными качествами и при этом не ухудшает проводимость контактного соединения. Такое изделие продается в аэрозольной форме, а обработка производится посредством обычного нанесения на клеммы. Антижир продается во многих автомобильных магазинах.
  • Фетровые шайбы. Здесь принцип обработки такой же, как и в случае с войлочными изделиями. Шайба надевается сверху, чтобы не окислились клеммы.

Чем смазывать клеммы, чтобы обеспечить контакт, и защитить их от окисления?

Рассмотрим, какие действия предпринимать, чтобы не окислялись вывода и наконечники проводов.

Здесь стоит выделить несколько групп изделий:

  • «Дедовские» методы. Здесь подразумевается применение проверенных временем смазок — Нигрола, Литола или солидола. После зачистки клемм и их тугой протяжки производится нанесение смазывающего состава на поверхность. При правильной обработке обеспечивается надежная защита от пробоя и нарушение герметичности на 6-8 месяцев.
  • Вазелин — еще одно эффективное средство защиты от вероятных проблем с окислением. Допускается применение технического и аптечного варианта изделия. Но к вазелину (в отличие от солидола) многие специалисты относятся скептически. Причина в том, что он защищает поверхность металла от влаги и исключает прилипание клеммы к выводу АКБ. Главным минусом вазелина является высокое сопротивление, что обуславливает проблемы с проводимостью. Чтобы избежать сложностей, рекомендуется добавление в состав смазки на графитовой основе.
  • Машинное масло. Этот способ защиты предназначен для наиболее ленивых автовладельцев, которые не желают тратить время на поиски смазки или деньги на ее покупку. Каждый раз при проверке уровня масла на клемму наносится небольшой объем масла (чтобы не окислялись клеммы). Если делать эту работу регулярно, профилактика потребуется АКБ нескоро.
  • Солидол. Этот вариант считается одним из наиболее простых и доступных. Но многие автовладельцы делают ошибку — они наносят смазывающий состав между проводами и клеммами АКБ. Впоследствии под действием высоких температур происходит затвердение и схватывание смазывающего состава, появляется плотная и сухая корка. Ее особенность заключается в неспособности проведения тока, из-за чего возрастают риски потери контакта. В дальнейшем счистить затвердевший состав — целая проблема. К слову, с такими сложностями можно столкнуться и в случае использования других смазывающих составов (в том числе и современных).
  • В чем недостатки применения старых смазок типа Литола?

    Главное преимущество «дедовских» методов обработки клемм — доступность.

    Одновременно с этим бюджетные смазки имеют ряд недостатков:

    Наличие неплотной («рыхлой») структуры, что способствует налипанию грязи и низкой стойкости к действию шампуня (легко смываются).

    Отсутствие в составе полезных присадок и добавок. Также здесь не предусмотрен краситель, что для многих автовладельцев серьезный минус.

    Недостаточная энергопроводимость, что снижает КПД источника питания.

    Несмотря на ряд недостатков, многие автовладельцы продолжают использовать смазки Литол-24.

    Какие смазки подходят на зиму?

    Чтобы защитить клеммы от окислений в холода, рекомендуется применение специальных составов.

    К наиболее востребованным можно отнести:

  • Molykote HSC Plus — состав, который предназначен для АКБ серии FIAMM, но может применяться и для других устройств. Преимущества заключаются в высокой электропроводности и способности работать в широком температурном диапазоне (-30…+1100 градусов Цельсия).
  • Циатим — доступный по цене вариант. Его главный недостаток заключается в низкой проводимости.
  • Очистители-распылители. В этой серии пользуются спросом изделия от следующих производителей — Hi-Gear, SVITOL и прочих. В основе лежит очищенное масло, которое после попадания на поверхность «выдавливает» влагу и обеспечивает надежный защитный слой-пленку. Последняя защищает поверхность от окислительных процессов и появления грязи. Главный недостаток заключается в непродолжительном действии состава.
  • Смазки консистентного типа (варианты — LIQUI MOLY, Gunk). По структуре это густые составы, которые имеют вид крема и также имеют масляную основу. Их преимущество заключается в удобстве нанесения, ведь можно не бояться попадания состава туда, куда не нужно. Кроме того, смазка дольше удерживается на поверхности и не поддается смыванию шампунем. Вот почему многие мастера рекомендуют выбирать для зимней обработки именно такие изделия.
  • Как наносить смазку, и где лучше обрабатывать?

    Чтобы продлить жизнь смазке и обеспечить защиту выводов от окислов, важно четко соблюдать технологию нанесения защитных составов.

    Здесь алгоритм действий следующий:

    • Очистка поверхности клеммы и близлежащих мест от загрязнений. Это требуется для снижения сопротивления к минимуму.
    • Зачистка клемм и их надевание на АКБ. Далее остается зажать гайку для максимальной фиксации.
    • Обработка верхней и боковой части наконечника и вывода. Здесь важно ничего не пропустить, чтобы избежать попадания влаги на поверхность.

    Учтите, что рекомендуется обработка всего узла целиком, а не только каких-то конкретных элементов.

    Стоит усвоить, что смазывание внутренней части клеммы перед нанесением на АКБ запрещено. В противном случае добиться качественного контакта не получится, а сама обработка принесет только вред.

    Допускается ли механическая очистка клемм, к примеру, с помощью наждачной бумаги?

    Если действовать без фанатизма, такая обработка разрешена. Более того, многие производители рекомендуют очистку контактов наждачной бумагой с мелкой зернистостью перед нанесением защитного состава.

    Благодаря этому обеспечиваются удаление окислов и очистка поверхности от грязи. Ранее для обработки применялись специальные «ершики» с металлическим ворсом (наружного или внутреннего типа).

    Советы опытного автовладельца

    На некоторых авто установлены аккумуляторные батареи неудачной конструкции.

    Их особенность — наличие персональной крышки для каждой банки, из-за чего на этих участках накапливается пыль и грязь.

    Таких пробок несколько, поэтому количество мусора возрастает в несколько раз.

    Для защиты от загрязнений можно сделать на каждый из выводов колпак, изготовленный из войлочного материала с последующей пропиткой маслом.

    Второй вариант — сделать общее покрытие, имеющее вид пыльника. Для таких целей разрешается использовать кусок линолеума или резинового коврика (например, из «классики»).

    Все, что требуется — вырезать изделие под необходимый размер и закрепить сверху.

    Видео — чистик для клемм.





    Читайте также:

    Как чистить клеммы аккумулятора в автомобиле

    Чистые клеммы аккумуляторной батареи убережут ваш автомобиль от остановки в самый неподходящий момент. Знание того, как чистить клеммы аккумулятора и точки подключения, очистит их от остатков и позволит вашему автомобилю работать. Вот как очистить клеммы аккумулятора за шесть шагов.

    1. Найдите the B attery

    Большинство автомобильных аккумуляторов расположены под капотом с левой или правой стороны моторного отсека.В некоторых моделях, например в Chevrolet Cobalt, Hyundai Sonata Hybrid и BMW 5 Series, аккумулятор находится в багажнике.

    2. Поднимите Терминал C overs

    Пластиковые или резиновые крышки защищают большинство батарей и должны быть сняты, чтобы получить доступ к зажимам, которые соединяют кабели с клеммами. Остатки, идентифицированные как белый порошок, необходимо удалить. Не забудьте надеть рабочие перчатки и защитные очки.

    3. Отключить Автомобиль B attery

    Каждый зажим, прикрепленный к клеммам, должен быть отсоединен. Вы сделаете это, ослабив сначала отрицательный зажим, а затем положительный. Если присутствует чрезмерная коррозия, возможно, вам придется использовать металлические плоскогубцы для отсоединения. Во время работы с аккумулятором не прикасайтесь к другим металлическим предметам, например к раме автомобиля, иначе вы рискуете вызвать короткое замыкание аккумулятора.

    4. Выберите Ваш Очистка A Gent

    Когда дело доходит до очистки автомобильного аккумулятора, у вас есть выбор из двух чистящих средств. Самый распространенный — пищевая сода. Здесь вы смешаете две столовые ложки пищевой соды с равным количеством воды в чистой емкости. Перемешайте раствор, чтобы образовалась паста, затем с помощью зубной щетки нанесите пасту на каждый вывод. При взаимодействии с коррозией раствор начнет шипеть. Удалите остатки с помощью металлической щетки.Как вариант, вы можете использовать колу для очистки терминала. Просто возьмите одну новую банку емкостью 12 унций. Затем равномерно вылейте все содержимое прямо на клеммы аккумулятора, чтобы завершить работу. Преимущество здесь в том, что вам не нужно делать пасту. Если необходимо, просто обработайте металлической щеткой.

    5. Промыть и Сушить

    Теперь, когда на клеммах почти нет остатков, вам нужно удалить пасту или соду, чтобы закончить очистку. Подойдет распылитель с водой; просто промойте каждую клемму, чтобы удалить мусор.Затем протрите каждую клемму тряпкой. Наконец, распылите средство для защиты клемм аккумулятора на каждую стойку, чтобы уменьшить коррозию в будущем.

    6. Переподключите лампочки C

    Сначала подключите положительный зажим, а затем отрицательный. Однако, если вы заметили остатки, удалите их перед повторной установкой. При необходимости затяните гаечным ключом. Наконец, наденьте резиновую или пластиковую крышку на каждое соединение. Ваша работа сделана, аккумулятор чистый, и вы готовы убрать инструменты, чистящие средства и перчатки.

    Уход за аккумулятором вашего автомобиля должен поддерживать его в исправном рабочем состоянии до тех пор, пока он не будет готов к замене. Средний срок службы автомобильного аккумулятора составляет около четырех лет, поэтому время от времени его следует проверять с помощью мультиметра. Жаркая погода — его главный враг, и она быстрее разряжает аккумулятор.

    Проверьте все аккумуляторные батареи, доступные на NAPA Online, или доверьтесь одному из наших 17000 пунктов обслуживания NAPA AutoCare для текущего обслуживания и ремонта. Для получения дополнительной информации о том, как чистить клеммы аккумулятора, поговорите со знающим экспертом в местном магазине NAPA AUTO PARTS.

    Фото любезно предоставлено Flickr

    ,

    Как смазать окна автомобиля

    Ленна Аллен

    черный автомобиль на улице изображение Furan с Fotolia.com

    Проблемы с окнами автомобиля, такие как скрип, заклинивание или заклинивание, обычно вызваны изношенными гусеницами и роликами , Этот износ обычно происходит из-за того, что смазка со временем изнашивается. Регулярная смазка рабочих частей стекол и петель вашего автомобиля поможет поддерживать гусеницы и ролики в хорошем рабочем состоянии.Смазка стекол в автомобиле — простой процесс, который можно выполнить дома.

    Шаг 1

    Наденьте перчатки перед тем, как начать проект. Отсоедините отрицательный провод от клеммы автомобильного аккумулятора, чтобы отключить его электрическую цепь.

    Шаг 2

    Ослабьте винты подлокотника с помощью отвертки Phillips. Если автомобильный подлокотник снабжен пластиковыми заглушками, снимите их с помощью шлицевой отвертки. А если в подлокотник встроен стеклоподъемник, открутите верхние винты блока, вытащите его и отсоедините электрический разъем.

    Шаг 3

    Ослабьте болты дверной панели с помощью торцевого ключа. Отверните винты или крепежный болт пластиковой панели на дверной ручке.

    Шаг 4

    Снимите панель двери автомобиля, поместив отвертку с плоским жалом между краем панели двери и рамой двери автомобиля. Слегка надавите на отвертку, чтобы освободить пружинные фиксаторы дверной панели. Оттяните дверную панель от рамы двери автомобиля.

    Шаг 5

    Снимите пластиковую изоляционную крышку внутри дверной панели, потянув ее сверху и с обеих сторон стальной рамы.

    Step 6

    Найдите канал окна, в котором окно скатывается вверх и вниз, а также ролики и направляющие, которые позволяют перемещать окно.

    Шаг 7

    Смажьте гусеницы, обильно сбрызнув их белой литиевой смазкой.

    Шаг 8

    Поверните окно вверх и вниз, чтобы равномерно распределить смазку по гусенице. Повторите это несколько раз, чтобы нанести смазку на гусеницы.

    Установите пластиковую изоляторную крышку на место, надев ее на полоску клея.Соберите и снова установите дверную панель автомобиля, подлокотник и блок управления стеклоподъемником. Подсоедините и снова подсоедините электрический разъем блока управления стеклоподъемником и установите пластиковую панель дверной ручки на место. Подсоедините отрицательный кабель к клемме аккумулятора.

    Наконечник
    • Протрите окна чистой ветошью, если на стекло попала смазка.
    Вещи, которые вам понадобятся
    • Белая литиевая смазка
    • Крестообразная отвертка и шлицевая отвертка
    • Защитные перчатки
    • Отвертка с плоской головкой
    • Набор головок и ключ
    • Чистые тряпки
    Другие статьи

    .

    Как смазать карданные шарниры вашего автомобиля

    Двигатель вырабатывает мощность для движения вашего автомобиля. Он передает мощность в трансмиссию через карданный вал на ведущую ось (и), которые затем передают мощность через колеса на землю.

    Подвеска вашего автомобиля должна двигаться вверх и вниз по неровным дорожным поверхностям, выбоинам и поворотам, а карданный вал должен следовать за этими неровностями. Если карданный вал представляет собой длинную сплошную трубу, у него не будет такой гибкости.Здесь в игру вступают карданные шарниры. Обычно расположенный на каждом конце карданного вала, U-образный шарнир позволяет карданному валу сохранять правильный угол, продолжая перемещаться вверх и вниз с движением подвески.

    Правильное смазывание карданных шарниров продлевает их срок службы и снижает уровень шума.

    Часть 1 из 3: Поднимите свой автомобиль

    Необходимые материалы

    • Домкрат напольный
    • Джек стоит
    • Противооткатные упоры

    • Примечание : Обязательно используйте напольный домкрат и опоры домкрата соответствующей грузоподъемности для подъема вашего автомобиля.Если вы не уверены в массе своего автомобиля, проверьте на этикетке VIN его полную массу автомобиля (GVWR). Этикетка VIN обычно находится на внутренней стороне двери водителя или на самом дверном косяке.

    Шаг 1. Закрепите автомобиль . Установите противооткатные упоры, по крайней мере, перед одним передним колесом и одну за ним.

    Шаг 2: Поднимите автомобиль . Разместите напольный домкрат под центром задней оси / дифференциала. После того, как опорная площадка будет установлена ​​правильно, медленно поднимите автомобиль домкратом, пока шины не потеряют контакт с землей.

    Шаг 3. Опустите автомобиль на домкрат . Разместите опоры домкрата под осью на равных расстояниях по обе стороны от напольного домкрата и медленно опустите автомобиль на опоры.

    Для надежности оставьте напольный домкрат в выдвинутом положении чуть ниже дифференциала.

    Часть 2 из 3: Смажьте карданные шарниры

    Необходимые материалы

    Шаг 1. Доступ к задней оси .Используя ходунки или дерево / картон, вставьте под заднюю ось.

    Шаг 2: Найдите точку пресс-масленки . Задний карданный шарнир расположен в месте соединения карданного вала с задней осью. Точка масленки находится в центре карданного шарнира.

    • Совет : Возможно, вам придется слегка повернуть приводной вал вручную, чтобы получить доступ к точке смазки.

    Шаг 3: Заполните карданный шарнир . Присоедините шприц для смазки к месту установки и несколько раз сожмите его.Продолжайте заполнять карданный шарнир до тех пор, пока не выйдет небольшое количество смазки или пока не появится чистая смазка.

    По окончании сотрите излишки смазки с острия.

    Часть 3 из 3: Смажьте карданные шарниры переднего карданного вала (если применимо)

    Если у вас полноприводный автомобиль, вполне вероятно, что у него также есть передний карданный вал с карданными шарнирами. Раздаточная коробка будет прикреплена к задней части трансмиссии. Задний карданный вал соединится с ним перед тем, как перейти к задним колесам, а передний приводной вал соединится с передней / боковой частью раздаточной коробки и с передней осью.Он будет иметь передний и задний карданные шарниры, такие же, как и задний карданный вал.

    Если это применимо к вашему автомобилю, просто повторите части 1 и 2, не забудьте поставить колодки под задние колеса и включить стояночный тормоз.

    Передний карданный шарнир находится в месте соединения карданного вала и трансмиссии. С помощью ходоуменьшителя перекатитесь вперед к переднему кардановому шарниру и повторите тот же процесс смазки, что и для заднего шарнира. После завершения вы можете поднять автомобиль с домкратов, вытащить их из-под автомобиля и медленно опустить на землю с помощью напольного домкрата.

    В некоторых полноприводных автомобилях также используются карданные шарниры позади каждого переднего колеса. Если это относится к вашему автомобилю, используйте те же процедуры смазки, когда передняя часть автомобиля находится на домкратах.

    Самостоятельная работа может быть полезным, но ваши специалисты по обслуживанию автомобилей всегда готовы помочь вам, если вы не хотите выполнять эту услугу самостоятельно.

    Независимо от того, есть ли у вас двухколесный или полноприводный автомобиль, сертифицированные специалисты по обслуживанию в YourMechanic могут помочь проверить и при необходимости заменить карданные шарниры на вашем автомобиле.

    ,

    Как смазать систему рулевого управления

    Самые современные автомобили имеют
    запечатанный на всю жизнь
    шарниры, по крайней мере, в части системы рулевого управления. Они не требуют обслуживания и просто заменяются в случае износа или повреждения.

    Подвеска на двойных поперечных рычагах с шарнирами поворота


    Внутренняя тяга в системе стеллажей содержится в чехле герметичной стойки, и его следует оставить в покое, если вам не нужно снимать чехол по какой-либо другой причине.

    Амортизатор Макферсон с рулевым механизмом


    В этой системе рулевого управления дополнительные шарниры рулевой тяги и натяжного рычага также требуют внимания.

    Но даже новые автомобили могут иметь масленки и / или маслозаливные отверстия в различных частях системы.

    Их положение зависит от системы рулевого управления —
    стеллаж
    и шестерня или рулевой механизм — и
    передняя подвеска
    тип — поперечный рычаг или Макферсон
    стойки
    ,

    В автомобильном справочнике указано, где и как часто смазывать каждые 6 000 миль или 10 000 км, а также тип и количество используемой смазки. (Для
    усилитель руля
    системы видят
    Проверка усилителя рулевого управления
    .)

    Поднимите переднюю часть автомобиля так, чтобы колеса оставались свободными. Поддержите это на
    ось
    подставки под
    Рамка
    члены. Применить
    Ручной тормоз
    крепко и заблокируйте задние колеса. Поместите заднеприводные автомобили в
    шестерня
    («парк» для
    автоматика
    ).

    Смазка рейки и шестерни


    Поддержите один конец поперечины передней подвески на стойке моста; поставьте емкость под решетку на другом конце.

    Стойка заполнена маслом или смазкой, но обычно не требует регулярного обслуживания. Требуется повторная смазка, если вы снимаете или заменяете чехол стойки, или если произошла утечка через ослабленный или поврежденный зажим чехла (см.
    Замена чехлов рулевой рейки
    ).

    Если вам все же необходимо повторно смазать, обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля, чтобы узнать, используется ли масло или смазка, какого типа и в каком количестве.

    Слив из стойки


    Отстегните внутренний конец нижнего чехла и вытащите его из сливной трубы стойки.

    Если это масло, слейте воду из стойки и снова заполните ее шприцем. Проверьте, сколько держится шприц, чтобы обеспечить нужный уровень масла.

    Поднимите автомобиль на опоре оси только с одной стороны, чтобы стойка была наклонена. Тщательно очистите вокруг чехла и установите поддон для сбора капель под нижним концом решетки.


    Освободите один конец гетры, отвинтив зажим.

    Освободите зажим на внутреннем конце нижнего чехла. Вытяните манжету из корпуса стойки и дайте стечь всему маслу.

    Нанесите немного смазки или
    трансмиссионное масло
    внутри гетры, чтобы было легче надевать. Установите на место гетр и затяните зажим. Замените проволочную скобу винтовой. Отсоедините и освободите внутренний конец другой, верхней гетры.


    Заполните шприц на верхнем конце штанги. Если у вас нет шприца, можно использовать старый цикловой насос.

    Используйте шприц для впрыска нужного количества трансмиссионного масла нужного сорта. Если у вас нет шприца, воспользуйтесь старым
    цикл

    насос
    или масленка.Установите на место гетр и зажим.

    Если наклонять кабину неудобно, вы можете освободить стойку на уровне, расстегнув один чехол на внутреннем конце и медленно перемещая
    рулевое управление
    колесо от упора к упору несколько раз — не быстро, иначе другой гетр может лопнуть.

    Заново застегните гетр, затем отсоедините его маленький внешний конец. Обратите внимание на то, как далеко он проходит вдоль рулевой тяги: важно его точное размещение.

    Использование масленки


    Если у вас нет шприца, масленка справится с этой задачей, но медленнее.

    Вставьте шприц между чехлом и рулевой штангой, чтобы впрыснуть масло. Заново закрепите зажим.

    Смазка не удаляется; но при замене чехла следует стереть смазку с внутренней рулевой тяги.
    шаровой шарнир
    осмотреть стык.

    Обильно смажьте шарнир и все видимые части механизма рейки консистентной смазкой, прежде чем надеть чехол.

    Используйте смазку, рекомендованную в руководстве по эксплуатации автомобиля.

    Смазка шаровых опор рулевой тяги


    Шаровая опора со смазочным ниппелем внизу.

    Шаровые опоры рулевой тяги обычно герметичны на весь срок службы. Если у них есть смазочные ниппели, они обычно находятся на плоской верхней части корпуса шарового шарнира.

    Смазывайте их при выполнении основных работ или с интервалами, рекомендованными в руководстве по автомобилю, где также будет указан правильный сорт смазки для использования.

    Протрите каждый ниппель и вводите его с помощью шприца для смазки, пока свежая смазка не начнет выходить из соединения. Начисто протрите соску.

    Обязательно смазать все ниппели рулевой коробки, системы может быть четыре, а то и шесть.

    Заправка рулевого механизма


    Обязательно отличите пробку заливной горловины рулевого механизма от других головок болтов на коробке.

    Рулевой механизм залит маслом и обычно не требует регулярной дозаправки. Тем не менее, вы должны проверять уровень всякий раз, когда выполняете плановое обслуживание рулевого управления, на случай утечки из
    сальник
    (Видеть
    Проверка рулевого механизма
    ).


    Проверьте уровень масла щупом, если на коробке нет четкой отметки.

    Комбинированная пробка уровня и заливной горловины обычно устанавливается в верхней части коробки.

    Не путайте его с регулировочным винтом или болтом, или болтами, удерживающими крышку, которые также находятся на верхней части коробки.

    Узнайте из справочника автомобиля или руководства по обслуживанию, где должен быть уровень масла относительно заливного отверстия.

    Пластиковые заглушки


    На некоторых автомобилях рулевой механизм имеет пластиковую крышку заливной горловины. После доливки убедитесь, что крышка плотно прижата.

    Если заливное отверстие находится сбоку коробки, правильный уровень обычно находится прямо до дна отверстия, когда автомобиль стоит на ровной поверхности.

    Тщательно очистите пробку наливной горловины, затем отверните ее. Проверить уровень масла. При необходимости используйте короткий стержень в качестве
    указатель уровня
    ,

    Залейте до нужного уровня трансмиссионное масло марки, рекомендованной в автомобильном руководстве.

    Боковое наливное отверстие может потребоваться заполнить из пластиковой бутылки с куском пластиковой трубки.

    Выдавите масло, пока оно не начнет переливаться. Дождитесь прекращения перелива, вытрите излишки и замените заливную пробку.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *