Что такое акб в автомобиле: устройство, виды и принцип работы АКБ, а также срок службы и характеристики батареи

Содержание

АКБ в авто — что это такое?

В мире автомобилей аббревиатурой АКБ обозначают ничто иное как аккумуляторную батарею, или проще говоря – аккумулятор.

Аккумуляторная батарея является одним из наиболее важных элементов в устройстве любой машины, той самой частью автомобиля, без которой он не заведётся, и соответственно, не тронется с места.

В сложившихся сегодня условиях рынка автомобильных запчастей и комплектующих, наиболее распространёнными являются три основных вида аккумуляторных батарей.

Первый вид — малосурьмянистые АКБ, представляющие собой самую обычную батарею свинцового типа, без каких-либо добавок в составе имеющихся внутри свинцовых пластин.

Второй вид – гибридные АКБ, где используются пластины с различными составами. Чередуются плюсовые малосурьмянистые и минусовые кальциево-свинцовые либо с добавкой серебра.

Третий вид – кальциевые аккумуляторные батареи.

Каждый из трёх типов имеет свои плюсы и минусы. Так малосурьмянистым аккумуляторам свойственна самая большая склонность к саморазрядке либо выкипанию воды из имеющегося внутри раствора электролита. Зато именно такие аккумуляторы совершенно не боятся грубых способов зарядки.

Кальциевые АКБ наоборот, практически не саморазряжаются и не выкипают, но при этом испортить такую батарею несколькими грубыми зарядками проще простого.

Именно поэтому, некой «золотой серединой» считаются гибридные аккумуляторы, который достаточно устойчивы к явлению саморазрядки, практически не подвергаются самовыкипанию, и достаточно стойко выдерживают глубокие зарядки. Соответственно, и средняя цена на такие универсальные батареи выше, чем на предыдущие два типа аккумуляторов.

Ещё одной довольно важной потребительской характеристикой АКБ является возможность его обслуживания. Существуют обслуживаемые АКБ, где есть возможность снять крышку, открутить пробки, соответственно, получить больше возможностей для различных способов зарядки, и необслуживаемые, где закрытая конструкция не подразумевает никаких вмешательств потребителя во внутренности батареи.

Плюсом необслуживаемых батарей можно назвать гораздо меньший процент испаряемой жидкости, минусом – невозможность долить жидкость в аккумулятор, если та, всё-таки испарится. При этом, как правило, необслуживаемые АКБ стоят дороже обслуживаемых, несмотря на то, что это никак не отображается на сроке службы.

Что же касается принципа работы аккумуляторных батарей, как правило, АКБ содержит шесть рабочих компонента по 2 вольта каждый, которые дают суммарное напряжение тока в 12 вольт, необходимое для функционирования автомобиля. В аккумуляторе есть отрицательные электроды, представляющие собой губчатый свинец, и положительные в виде двуокиси свинца. При подключении нагрузки к АКБ, то есть замыкании электрической цепи, начинается определённая реакция между активным веществом и электролитом. Далее и на электродах появляется свинцовый сульфат. При этом на положительных электродах идёт восстановление, тогда как на отрицательных электродах – реакция окисления свинца или высвобождение электронов. В результате этих реакций в цепи возникает электрический ток. Сульфат свинца во время работы АКБ оседает на пластинах, а электролит наоборот – истощается.

Ещё одним нюансом в работе АКБ, который желательно понимать, является тот факт, что аккумуляторная батарея не осуществляет производство электроэнергии, а только накапливает её в себе, после чего – отдаёт.

Во время зарядки происходит обратное превращение электрического вида энергии в химический вид. Этот процесс можно отобразить довольно простой химической формулой, однако до конца абсолютно все подробности происходящих при зарядке и разрядке реакций не изучены в достаточном объёме.

Процесс зарядки автомобильной аккумуляторной батареи происходит автомобильного электрического генератора в самой машине . Для того, чтобы обеспечить максимально безопасный режим для зарядки АКБ, между генератором и заряжаемым от него аккумулятором устанавливается реле-регулятор, которое контролирует напряжение зарядки на уровне не более 14.1±0.2В. Тем не менее, для полной зарядки АКБ потребуется напряжение в 14.5 вольт. То есть, для 100% зарядки недостаточно системы зарядки в самом автомобиле, следовательно, аккумулятор через определённое время теряет свой заряд, и для того, чтобы его восстановить, потребуются уже внешние зарядные устройства.

Стоит учесть, что в тёплое время года двигатель практически любого автомобиля заводится и от заряженного на 50% аккумулятора, тогда как во время отрицательной температуры на улице сама ёмкость АКБ уменьшается, как правило, в два раза. Вместе с этим возрастают и пусковые токи во время запуска двигателя, что происходит, как правило, из-за загустевшей на морозе смазки. Таким образом, с наступлением морозов, значительно возрастает вероятность не завести двигатель машины, в случае если уровень зарядки аккумулятора далёк от 100%.

В качестве внешних зарядных устройств для АКБ используют приспособления конденсаторного типа.

Что такое АКБ в машине

Любая автономная энергосистема должна состоять из источника электроэнергии и накопителя, обеспечивающего энергоснабжение потребителей, когда генерирующие мощности отключены, или их отдача ограничена. В автомобиле эти функции выполняет аккумуляторная батарея (АКБ). Как правило, это шесть кислотных свинцовых элементов в общем корпусе, соединённых последовательно и подключённых непосредственно к бортовой сети 12 вольт постоянного тока.

Функции АКБ

Основным источником тока в автомобиле является генератор. Но этот прибор способен отдавать мощность в полном объёме, только когда двигатель работает, причём как минимум на средних оборотах. В режиме холостого хода его отдачи может не хватать даже на обеспечение части штатных потребителей. Чтобы исключить связанное с перегрузкой падение напряжения в бортовой сети, необходим буферный источник, способный пополнять свои запасы при избытке мощности генератора и отдавать энергию потребителям, когда его способностей не хватает. Это и будет одной из ролей аккумулятора в системе.

Что такое АКБ в машине

Второй функцией батареи стало обеспечение пуска мотора. Используемый для этого стартёр при относительно низком напряжении потребляет значительный ток. Отсюда и требование к АКБ быть не просто резервным помощником генератора, а иметь способность работать в стартёрном режиме, то есть кратковременно выдавать токи порядка нескольких сотен ампер. Далеко не каждый аккумулятор на такое способен, поэтому в обозначении типа батареи всегда указывается, что она стартёрная. Это накладывает значительные ограничения на применяемые при её производстве технологии.

Что такое АКБ в машине

Сочетание требований по большому рабочему диапазону токов отдачи, приемлемой ёмкости, низкой себестоимости и предельным температурам вынуждает производителей отдавать предпочтение свинцово-кислотным аккумуляторам, хотя данный тип и считается уже давно устаревшим. Были попытки применения щёлочных элементов и многих других вариантов, включая высокотехнологичные суперконденсаторы, но у каждой технологии помимо достоинств в одном направлении есть неискоренимые недостатки в других.

Состав и конструкция автомобильного аккумулятора

АКБ включает в себя следующие функциональные элементы:

  • Корпус батареи. Изготовлен из прочного кислотостойкого пластика. Верхняя часть корпуса выполнена в виде крышки, на которой расположены перемычки между отдельными аккумуляторными элементами (банками), герметизирующая заливка, пробки, вентиляция и клеммные наконечники. Банки внутри корпуса разделены герметичными переборками.
  • Электроды. В каждой банке их два набора, положительные и отрицательные. Материалом электродов служит свинцовый сплав различного состава, в зависимости от применяемой технологии. Увеличенная отдача в стартёрном режиме требует большой эффективной площади электродов, поэтому каждый из них состоит из нескольких пластин, расположенных в шахматном порядке по всему объёму банки. Электроды снабжены токосъёмниками, объединяющими одноимённые полюса и выведенными наверх, к токовым перемычкам между банками.
  • Сепараторы. Располагаются между электродами и предотвращают возможные замыкания. Выполнены из пористого материала, хорошо пропитывающегося электролитом.
  • Электролит. Представляет собой раствор чистой серной кислоты в дистиллированной воде. Обеспечивает электрохимические реакции на поверхности электродов. Плотность электролита строго определена при заливке и в дальнейшем зависит от степени заряженности батареи. Уровень электролита в каждой банке имеет нормированный допуск и должен контролироваться при эксплуатации. При этом расходу подвержена только испаряющаяся из раствора вода, которую и следует доливать.

Устройство АКБ

Возможны разные исполнения аккумуляторов. В зависимости от материала электродов, они могут быть малообслуживаемыми или герметичными необслуживаемыми. В этом случае вентиляция и долив жидкости в эксплуатации не предусмотрены, пробки залиты пластмассой или отсутствуют.

Встречаются более дорогие и совершенные гелевые аккумуляторы. В них электролит находится в виде желеобразного геля, что обеспечивает дополнительный срок службы и высокие технические характеристики. Электроды имеют спиральную конструкцию, между ними располагаются сепараторы из стекловолокна, наполненные гелевым электролитом.

Устройство АКБ

Параметры аккумуляторов

Применение АКБ в конкретном автомобиле потребует его соответствия по ряду технических характеристик, как электрических, так и чисто геометрических.

  • Электрическая ёмкость батареи. Строго говоря, данное свойство аккумулятора требует указания в виде возможности накопления определённого количества энергии. Но такой параметр стал применяться лишь для тяговых батарей электромобилей, где он и указан в киловатт-часах.Напряжение бортовой сети подавляющего большинства обычных машин фиксировано в 12-вольтовом стандарте, поэтому исторически сложилось указывать ёмкость в ампер-часах. Упрощённо каждая такая единица означает способность заряженного аккумулятора отдавать ток в 1 ампер на протяжении одного часа. Установка батареи недостаточной ёмкости на автомобиль может привести к внезапному отказу из-за глубокого разряда на большое количество потребителей. Величина ёмкости определяется разработчиком автомобиля при расчёте его энергетического баланса.
  • Максимальный пусковой ток. Этот параметр особенно важен при холодном запуске двигателя. Низкие температуры способствуют снижению эффективной ёмкости батареи и её возможности отдавать большие токи в стартёрном режиме. Одновременно растёт сопротивление замёрзшего двигателя проворачиванию коленчатого вала. Поэтому для регионов с холодным климатом и экстремальными зимними температурами следует обращать особое внимание именно на эту характеристику АКБ.

Характеристики АКБ

  • Рабочее напряжение аккумулятора. До появления современных кальциевых электродов этот параметр особой смысловой нагрузки не нёс. Все АКБ были одинаковыми, и напряжение автомобильного генератора было адаптировано на нужном им уровне. Сейчас новым батареям требуется чуть больший уровень бортовой сети. Разработчики автомобилей это учли, но возможна неизбежная путаница переходного периода. Страшного ничего не произойдёт, но старый аккумулятор на новом автомобиле будет перезаряжаться и выкипать, а в обратной ситуации возможен хронический недозаряд батареи. Вопрос может решить любой грамотный автоэлектрик.
  • Полярность и геометрия выходных клемм. При установке аккумулятора с иной полярностью (для легковых машин плюсовая клемма может находиться справа или слева с длинной стороны корпуса) может не хватить длины подводящих проводов или вообще установка станет невозможной. Это надо учитывать при покупке АКБ, как и совместимость самих клемм. Возможны разные варианты, клеммы могут быть коническими, цилиндрическими, толстыми, тонкими, выступать за пределы корпуса или быть в нём утоплены. Поскольку сейчас практически всегда аккумуляторы принято покупать с зачётом стоимости старого, то такие ситуации легко разрешаются в торговой организации.
  • Размеры корпуса. Немаловажный фактор, поскольку батарея должна быть надёжно закреплена на штатном месте. Возможны разные конструктивные особенности крепления, их надо учитывать. Это вопрос безопасности, следует помнить, что в аккумуляторе заключена немалая энергия и залит агрессивный раствор серной кислоты.

Принцип действия аккумулятора

В элементах батареи между сернокислотным электролитом и свинцовыми электродами непрерывно протекают электрохимические реакции. При разряде в результате обмена ионами часть кислоты превращается в воду, и плотность электролита падает. Зависимость плотности и уровня заряженности настолько точная, что зная исходное значение плотности можно определить степень заряда с помощью ареометра. На этом же принципе основано действие индикатора заряда, всем известного «зелёного глаза» на верхней крышке корпуса некоторых батарей. Хотя верить ему не стоит, это обычный цветной поплавок, которому не известны исходные характеристики электролита. Плотность изменяется не только от заряженности.

Автомобильные аккумуляторы

При заряде происходит обратный процесс, плотность растёт. Побочными явлениями будут увеличение температуры и выделение газов. В необслуживаемых АКБ предусмотрено растворение газа в электролите. Но в случае превышения штатных режимов, корпус герметичного аккумулятора может распереть внутренним давлением. А те же процессы в вентилируемых корпусах вызовут интенсивное кипение и испарение воды, недостаток которой потребует восполнения. Батареи со сниженным уровнем быстро сульфатируются и выходят из строя.

Устройство АКБ

Бережное обращение с АКБ

Если помнить о наличии аккумулятора под капотом и уделять ему хотя бы минимум внимания, то он проработает значительно дольше, чем обделённая заботой батарея. В идеале стоит прочитать правила эксплуатации АКБ, но эти документы весьма пространные и мало кто на такое способен. Можно упомянуть самое важное, что стоит запомнить.

  • Аккумуляторы очень не любят глубокий разряд, особенно в холодное время года. Условия зарядки при коротких зимних поездках с холодным двигателем критические, а энергии при пусках забирается очень много. За этим надо следить и подзаряжать АКБ от внешнего источника. Просто подержать двигатель на холостых оборотах ничего не даст.
  • При длительных перерывах в вождении аккумулятор лучше подзарядить, а хранить автомобиль надо со снятой клеммой. В электросхеме машины масса потребителей, которые не отключаются после вынимания ключа.
  • Надо регулярно контролировать напряжение в сети автомобиля. При частично неисправном генераторе оно может быть заниженным или нестабильным, что постепенно разрядит аккумулятор. А при низкой плотности электролита и сильном морозе в батарее образуется лёд и восстановить её уже не получится.
  • Перезаряд тоже вреден, хотя в современном автомобиле такое можно устроить разве что умышленно. Не стоит пользоваться зарядными устройствами с неизвестным принципом действия. Как минимум, надо проконсультироваться у автоэлектрика.

Видео: Источники тока. Аккумулятор

Вам также будет интересно почитать:

Что такое АКБ? Устройство автомобильного аккумулятора

Аккумуляторная батарея (АКБ)  –  составной элемент электрооборудования транспортного средства. Автомобильная аккумуляторная батарея позволяет осуществить пуск двигателя, а также обеспечивает подачу электричества в бортовую сеть.

Единая цепь электрических аккумуляторов представляет собой аккумуляторную батарею. АКБ состоит из нескольких таких блоков аккумуляторов. Аккумулятор — химический источник электрического тока. Особенностью данного источника является его многоразовое действие, что позволяет активно эксплуатировать батарею для запусков ДВС.

Аккумулятор служит для накопления электрической энергии, выступая автономным источником электропитания. В основу действия аккумулятора положена обратимость химических процессов, которые происходят внутри него. Именно эта особенность позволяет использовать устройство многократно и циклически (постоянный заряд и разряд). Разряженный аккумулятор заряжают методом пропускания электрического тока в таком направлении, которое противоположно направлению тока при разряде аккумулятора. АКБ в процессе работы мотора заряжается от генератора прямо в подкапотном пространстве автомобиля.

Аккумуляторная батарея имеет корпус. В данном корпусе расположены перегородки, разделяющие батарею на ячейки (банки). Аккумулятор на 12 вольт, который чаще всего устанавливается на легковых автомобилях, включает в себя 6 ячеек. В каждой банке имеются небольшие блоки, которые соединены друг с другом.

В отдельном блоке имеются положительные и отрицательные электроды. Указанные электроды представляют собой пластины (решетки), которые изготовлены из свинца (на примере свинцового аккумулятора). Данные пластины покрыты особым активным составом. Между пластинами с положительными и отрицательными полюсами также находится разделитель (сепаратор). Сепараторы изготовлены из материалов, которые не пропускают электрический ток.

Внутрь банок аккумулятора на завершающей стадии изготовления батареи заливается электролит. Электролитом называется смесь серной кислоты и воды. Далее АКБ заряжается путем подключения батареи к специальному зарядному устройству. Подача тока на аккумулятор приводит к повышению плотности электролита. Химические реакции в ячейках аккумулятора заставляют батарею накапливать электрическую энергию.

Автомобильный аккумулятор зачастую представляет собой свинцово-кислотную АКБ. Работает такая батарея на основе электрохимических реакций свинца и диоксида свинца, которые помещены в смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Также встречаются гелевые, щелочные и гибридные автомобильные аккумуляторы, которые дополнительно делятся на обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые.

Читайте также

аббревиатура в автомобильной и других сферах

Расшифровка акбСуществует множество различных аббревиатур. На некоторые из них достаточно посмотреть один раз, чтобы понять, как они расшифровываются. Другие же, наоборот, довольно трудно разгадать, даже если долго на них смотреть и перебирать в голове все подходящие варианты. Проблемы появляются по той причине, что многие существующие аббревиатуры имеют несколько вариантов, например, как расшифровка АКБ.

Значение сокращения АКБ

Аббревиатура АКБ может относиться к одной из нескольких сфер, и, следовательно, иметь разную расшифровку.

Прежде всего, стоит выделить два направления, в которых используется это буквосочетание:

  1. Банковская сфера. В этом случае термин АКБ следует понимать как «акционерный коммерческий банк».
  2. Автомобильная сфера. Таким буквосочетанием зачастую называют аккумуляторную батарею, предназначенную для установки под капот автомобиля.

Термин в автомобильной тематике

Как расшифровать акбАКБ в технической сфере — это автомобильная аккумуляторная батарея. Без этого устройства не обходится ни одна из современных моделей автомобилей. Это одна из главных составляющих любого автотранспорта.

Без аккумулятора ничего в машине попросту не будет работать, поскольку не будет получать необходимую энергию. Даже сам двигатель не запустится без АКБ.

Маркировка аккумуляторов

Различные компании, выпускающие автомобильные аккумуляторные батареи, занимаясь маркировкой своей продукции, стремятся к тому, чтобы донести до покупателя всю самую важную информацию.

Обязательно указывается:

  1. Название завода, на котором велось производство.
  2. Минимальное напряжение, выраженное в вольтах.
  3. Емкость батареи. Ведь это тоже одна из самых важных характеристик, и именно на нее опираются многие автомобилисты, пришедшие в магазин за автозапчастями.
  4. Символы, означающие тип аккумулятора по международным стандартам.
  5. Количество банок. Эту информация также важна для автомобилиста.
  6. Во избежание неправильного подключения проводов обязательно должны быть обозначены положительная и отрицательная клеммы. Ведь если подключить провода неправильно, то вся электроника в автомобиле мгновенно выйдет из строя или даже вовсе загорится.

Желательно знать еще и дату производства аккумуляторной батареи. Ведь всем известно, что такие устройства со временем приходят в негодность, даже если лежат без использования.

У каждого типа аккумуляторных батарей имеются свои характерные особенности, и поэтому условия транспортировки и эксплуатации могут отличаться. Следовательно, о том, как стоит перевозить и использовать аккумулятор, автомобилист должен знать уже заранее — перед покупкой.

Типы автомобильных батарей

Расшифровка аббревиатуры акбПоскольку батареи отличаются своими свойствами, они подразделяются на несколько типов. К наиболее важным характеристикам аккумуляторов относятся их размер, ширина клемм, емкость, напряжение.

Что касается размеров, то выпускаемые сегодня батареи, имеющие в подавляющем большинстве случаев прямоугольную форму, могут иметь разные ширину, длину и высоту. Наиболее существенные различия в этом плане наблюдаются между европейскими и азиатскими батареями.

Диаметр клемм также может быть либо европейским, либо азиатским. Первый обозначается как «Euro — type 1», а обозначение другого «Asia — type 3». У европейских аккумуляторов клеммы на несколько миллиметров шире.

Расшифровка аббревиатуры АКБ в автомобильной и других сферахЕмкость, которая обычно обозначена на аккумуляторе, указывает на то, каким током устройство будет разряжаться до конечного напряжения. При этом напряжение в современных аккумуляторных батареях может составлять либо 6 вольт, либо 12 вольт, либо 24 вольт.

Чаще всего в легковых автомобилях сейчас применяются аккумуляторы с напряжением 12 вольт. Этого вполне достаточно для того, чтобы питать энергией всю электронику, находящуюся в машине. А что касается двух других типов аккумуляторов, напряжение которых 6 вольт и 24 вольт, то первые устанавливаются обычно на мотоциклах, а последние — на общественном транспорте и на грузовиках с дизельным двигателем.

Аббревиатура в других сферах

При чтении аббревиатуры можно понять, как расшифровывается АКБ, исходя из контекста. Ведь техническая сфера далеко не единственная, где применяется такое сокращение. Не всегда АКБ — это автомобильная аккумуляторная батарея. Это может быть также акционерный коммерческий банк или даже, например, архитектурно-конструкторское бюро. Термин АКБ применяется также в области продаж. Здесь эта аббревиатура расшифровывается как «активная клиентская база».

Расшифровок аббревиатуры «АКБ» много, однако автомобилисты, увидев такое сокращение, конечно же, сразу представляют себе аккумуляторную батарею.

Автомобильный аккумулятор — это… Что такое Автомобильный аккумулятор?

Автомобильный аккумулятор 12В

Автомобильный аккумулятор (для краткости может именоваться АКБ) — тип электрического аккумулятора, применяемый на автомобильном или мототранспорте. Энергия аккумулятора используется в первую очередь для работы стартера, инжектора, светового оборудования и блока управления двигателем (ECU).

На электротранспорте является не вспомогательным источником энергии, а основным. Такие аккумуляторы принято называть тяговыми.

Основные характеристики

  • Напряжение:
    • 6 В — до конца 40-х годов практически все автомобили имели шестивольтовое электрооборудование. В настоящее время аккумуляторы на напряжение 6 В применяются только на мототехнике.
    • 12 В — в данный момент на всех легковых автомобилях используются аккумуляторы только с таким значением напряжения.
    • 24 В — используются на тяжёлых грузовиках, троллейбусах, трамваях, и армейском автотранспорте. На лёгких грузовиках могут использоваться аккумуляторы как на 12 вольт, так и на 24.
Напряжение без нагрузки (напряжение при снятых клеммах) аккумулятора можно связать с примерным уровнем заряда. Если аккумулятор находится на транспортном средстве, «напряжение без нагрузки» измеряется, когда двигатель остановлен, а нагрузка полностью отключена (сняты клеммы).

Оценить заряженность аккумулятора по напряжению возможно не менее чем через сутки после отключения его от источников питания (отключения от зарядного устройства, поездки на автомобиле).

 Напряжение без нагрузки 
при T = 26,7 °C
 Примерный 
заряд
 Плотность электролита 
при T = 26,7 °C
12 В 6 В
12,65 В 6,32 В 100% 1,265 г/см3
12,35 В 6,22 В 75% 1,225 г/см3
12,10 В 6,12 В 50% 1,190 г/см3
11,95 В 6,03 В 25% 1,155 г/см3
11,70 В 6,00 В 0% 1,120 г/см3

Напряжение без нагрузки также зависит от температуры и от плотности электролита при полном заряде. Следует заметить, что плотность электролита при одном и том же уровне заряда в свою очередь также зависит от температуры (обратная зависимость).
  • Ёмкость аккумулятора, измеряющаяся в ампер-часах. На автомобилях с бóльшим количеством электропотребителей ёмкость аккумулятора должна быть выше.
  • Пусковой ток. Или ток холодной прокрутки (cold cranking amps CCA) Максимальный ток, который способен отдавать аккумулятор без посадки напряжения на клеммах ниже 9В в течение 30 секунд при −18oC по ГОСТ 53165-2008.

Типы АКБ

Тип батареи

В основном используется свинцово-кислотный тип. Обычный электролит представляет собой смесь дистиллированной воды и серной кислоты, но сейчас появились АКБ построенные на базе технологии AGM (Absorbent Glass Mat), электролит в которых абсорбирован в стеклянном волокне, а также т. н. гелевые аккумуляторы, где электролит загущается до гелеобразного состояния силикагелем (технология носит название GEL).

Габариты

Существует несколько формфакторов батарей. Аккумуляторы для японского и европейских рынков имеют разные размеры.

Полярность

Обратная или прямая. Определяет расположение электродов на корпусе АКБ. Для автомобилей отечественного выпуска характерна прямая полярность, при которой плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа, при положении аккумулятора «клеммы ближе к вам».

Диаметр контактных клемм

В типе Euro — type 1 — 19,5 мм плюсовая клемма и 17,9 мм минусовая клемма. Тип Asia — Type 3 — 12,7 мм у плюсовой клеммы, — и 11,1 мм у клеммы «минус».[1]

Тип крепления

В конкретном транспортном средстве может быть реализован один из типов крепления АКБ — верхнее или нижнее. В ряде автомобилей конструкции для закрепления батареи может быть не предусмотрено. Обозначения типов нижнего крепления следующие: B00, B01, B03, B13.

Необходимость обслуживания

По этому принципу АКБ делятся на два типа: обслуживаемые (и как их подкатегория — малообслуживаемые) и необслуживаемые (в тексте ГОСТа обозначенные как безуходные).

Стандарты в Российской Федерации

Существует ГОСТ 53165-2008 Введен в действие 01.07.2009 Дата издания 30.06.2009, в котором автомобильные аккумуляторы именуются «стартерными батареями».

Интересные факты

  • Следует знать, что различные типы аккумуляторов обладают разными особенностями, которые не позволяют однозначно назвать «лучший» тип аккумулятора.

Можно говорить только о лучшей применимости различных типов аккумуляторов в разных условиях. Так, например, современные «кальциевые» аккумуляторы обладают низким саморазрядом, не требуют никакого обслуживания, однако не терпят глубоких разрядов, например, при коротких поездках в зимние морозы, или длительной стоянке автомобиля. Напротив, для «обслуживаемых» (практически не производятся) и «малообслуживаемых» аккумуляторов глубокий разряд не столь губителен, но такие типы аккумуляторов требуют доливки дистиллированной воды (при исправном электрооборудовании и среднем пробеге — примерно 1 раз в 4-7 месяцев). Дистиллированную воду можно купить в аптеке или на автозаправочных станциях.

  • С понижением температуры падает и способность аккумулятора «принимать заряд». Поэтому короткие поездки в зимние морозы, особенно с фарами, могут довольно быстро привести к полному разряду даже абсолютно исправного аккумулятора. Это приводит не только к невозможности запуска мотора, но и к сокращению срока службы аккумулятора, особенно «кальциевого».

Зимой аккумулятор рекомендуется периодически снимать с автомобиля и заряжать зарядным устройством после согревания на воздухе до положительной температуры. Согревать холодный аккумулятор в горячей воде нежелательно по причине возможного частичного осыпания активной массы пластин из-за быстрых температурных деформаций.

  • При крайне низких температурах, рекомендуется сперва (перед попыткой завести двигатель) включить на несколько минут дальний свет фар: это способствует лучшей работе аккумулятора.
    • На автомобильных форумах неоднократно отмечалось, что данная рекомендация «прогреть» аккумулятор кратковременной подачей нагрузки носит спорный характер, поскольку расчётный нагрев, согласно закону Джоуля-Ленца, не превышает долей градуса, что несложно проверить[2]; но обоснованность данной рекомендации подтверждается одними специалистами[3] и опровергается другими[4].

А проведённые испытания демонстрируют даже обратный эффект: при разряде токами небольшой величины происходит охлаждение батареи, благодаря эндотермической реакции восстановления диоксида свинца на положительном электроде при разряде[5].

  • Крайне нежелательно заменять аккумулятор при работающем двигателе, поскольку связанные с отключением и подключением аккумулятора скачки напряжения могут вывести из строя электрооборудование автомобиля. При необходимости замены аккумулятора при работающем двигателе, для минимизации скачка напряжения необходимо перед отключением аккумулятора включить в автомобиле максимальное количество электроприборов (фары, мотор «печки», магнитолу, обогрев заднего стекла и т.д.). Подключение каждой клеммы должно производиться быстро, без многократного касания клеммой вывода аккумулятора. Обороты двигателя не должны превышать холостых.
  • При севшем аккумуляторе, т. н. «прикуривание» от другой автомашины необходимо осуществлять с тщательным соблюдением определенного набора правил, определяемых производителем автомобиля. Нарушение этих правил может оказаться причиной выхода из строя оборудования или даже взрыва АКБ.

Автомобильный аккумулятор после взрыва

См. также

Примечания

Ссылки

Всё об автомобильных аккумулятора: описание, устройство, характеристики

Не секрет, что автомобиль без источника питания (источника электричества) не работает.

Во время движения, когда работает двигатель, источником питания служит генератор, который вырабатывает электричество, подавая ток во все системы автомобиля, в том числе и заряжает аккумулятор. При выключении двигателя источником питания становится только аккумулятор. Поэтому ошибочно думать, что он является постоянным источником электричества в автомобиле. Основное предназначение аккумулятора – это запуск двигателя и контроль уровня тока в системах сигнализации и других автономных системах при выключенном двигателе.

Как понять когда нужно менять аккумулятор?

Когда Вы покупаете автомобильный источник питания вместе с новым автомобилем и проходите постоянно технический осмотр, здесь все понятно – во-первых, механики всегда замеряют уровень зарядки, во-вторых, рекомендуемый срок пользования аккумулятором 3-4 года. Но, если прошло больше времени? Или Вы купили подержанный автомобиль и непонятно сколько аккумулятору лет (верить на слово продавцу точно не нужно)?

Следуйте простому принципу – замена источника питания необходима только в том случае, когда он перестает держать заряд в полном объеме.

Первый симптом – после ночи в гараже или на стоянке автомобиль заводится не с первого оборота ключа, индикатор показывает низкий уровень заряда.

Второй признак – аккумулятор не заряжается. Ну, не заряжается и все! Это заметно особенно зимой во время коротких поездок, когда аккумулятор просто не успевает зарядиться.

Третья причина – техническая неисправность самого источника питания. Например, повреждение корпуса или пошла течь электролита, есть другие повреждения.

Что делать?

В третьем случае – ничего. Технические неисправности не подлежат ремонту. Выкидываете аккумулятор. И все.

В первом и втором случае – попытаться восстановить можно, но если Вы не обладаете определенными навыками работы с кислотами и электролитами, советуем обратиться к третьему случаю, то есть утилизировать аккумулятор.

Как выбрать и купить аккумулятор для авто.

Чтобы выбрать и купить аккумулятор для Вашего авто нужно знать:

Узнать ёмкость просто – посмотрите на этикетку старого аккумулятора. Или прочтите инструкцию по эксплуатации. Ёмкость аккумулятора измеряется в ампер/часах. Особенность – ёмкость должна быть ровно такой, какой ее установил производитель. Если будет больше, у Вас появится проблема с постоянной неполной зарядкой автомобильного аккумулятора. Если меньше – избыточной зарядкой автомобильного аккумулятора.

С учетом того, что штатные клеммы авто имеют ограниченную длину, важно учитывать расположение клемм «+» и «-» на аккумуляторе. Они должны располагаться также как и на старом. Иначе Вам будет недостаточно длины штатных проводов. Также нужно обратить внимание на расположение аккумулятора под капотом. В некоторых моделях авто он может быть установлен задом наперед. Запомните – там где находятся клеммы и есть передняя часть аккумулятора.

По размеру аккумулятора – возьмите линейку и замерьте габариты. Это будет проще, чем потом гадать. Здесь основное правило – аккумулятор должен быть точно такого же размера как и старый. Иначе он просто не поместится на площадке под капотом.

Еще один важный момент – срок службы аккумулятора исчисляется не с момента когда Вы его установили, а с момента выпуска (заливки электролита на заводе), поэтому с учетом того, что средний срок службы аккумулятора 4 года, лучше чтобы дата выпуска была как можно новее.

Как устроен аккумулятор.

Устройство автомобильного аккумулятора можно разделить на три категории:

  • Обслуживаемые;

  • Малообслуживаемые;

  • Необслуживаемые.

Обслуживаемые – это свинцово-сурьмянистые аккумуляторы. Признак – наличие сверху отворачивающихся крышек. Главное преимущество – низкая цена, можно сказать дешевая. Недостаток – необходимо постоянно контролировать уровень электролита и воды, срок службы – 2-3 года.

Малообслуживаемые – свинцово-малосурьмянистые аккумуляторы. Преимущества – низкая стоимость и высокая надёжность. Недостаток – срок эксплуатации 3 года. Это максимум.

Необслуживаемые – свинцово-кальциевые аккумуляторы. Здесь ничего контролировать не нужно, срок службы до 5 лет. Правда, стоимость таких батарей дороже раза в два по сравнению с вышеперечисленными.

В заключение настоятельно рекомендуем приобрести качественное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Особенно, если Вы зимой постоянно эксплуатируете автомобиль или живете за городом. При низких температурах генератору не всегда хватает мощности для обеспечения всех работающих систем авто, и он недостаточно заряжает аккумулятор. И ночью случается то, чего обычно опасаются все автомобилисты – аккумулятор разряжается «в ноль» и авто не заводится.

В этом случае портативное зарядное устройство (пуско-зарядное) становится сущей потребностью. Такое устройство для позволяет запустить двигатель и выполнять функции резервного источника питания.

В интернет магазине Off-wheels представлены лучшие зарядные устройства для авто.

Что такое аккумуляторная батарея в автомобиле

Аккумуляторная батарея – это источник питания в любом современном автомобиле. Служит она для запуска двигателя электростартером и для питания потребителей энергии во время остановки мотора. Большая часть современных аккумуляторов свинцово-кислотные. Но на электромобилях, например, а также гибридах, широко используются литий-ионовые батареи. В прошлом на электрических погрузчиках неплохо работали и щелочные аккумуляторы. Но они дорогие в производстве, несмотря на свою долговечность. Свинец с раствором серной кислоты оказывается намного дешевле.

Корпус из твердого пластика, наполненный электролитом (раствором серной кислоты), полностью герметичен, так как в случае разбрызгивания кислоты происходит практически мгновенное разрушение металла и лакокрасочного покрытия. Разделен корпус аккумулятора на шесть равных отсеков, каждый из которых является отдельной батареей. Все отсеки соединены последовательно (анод к катоду). Другими словами, каждый отсек выдает напряжение около двух Вольт.

Соединение электродов производится при помощи толстых свинцовых пластин. Есть модели аккумуляторов, в которых эти пластины выведены на поверхность корпуса. Но по большей части они спрятаны внутри корпуса и залиты пластиком. Аккумуляторы делятся на обслуживаемые и необслуживаемые. Первые позволяют по мере необходимости доливать дистиллированную воду, их можно заряжать с помощью специального зарядчика. У них на каждом отсеке имеются пробки с дренажными отверстиями, которые можно выкрутить и проверить уровень электролита.

Что касается необслуживаемых аккумуляторов, заряжать их можно только постоянным током. А долить воду в банки не получится, так как нет горловин. Для чего происходит зарядка и доливка воды? Зарядка необходима тогда, когда напряжение батареи упало до минимума, например, при долгом простое. А доливка воды требуется, чтобы привести в норму второй важный параметр – электрическую емкость аккумулятора.

Если коробка передач механическая, завести авто можно «дедовским» способом – с буксира или толкача. Цепляете свой автомобиль к другой машине, двигатель которой работает, после чего разгоняетесь, включаете зажигание и третью скорость. Третью лучше включать, так как буксиру легче будет тянуть ваш автомобиль, резкого рывка при отпускании сцепления не заметите. Аналогично и с толкача заводить, только тягу машине будут придавать 1-2 человека.

А вот метод «прикуривания» подходит автомобилям как с автоматической коробкой, так и с механикой. Для этого нужно только два силовых провода, которые необходимо протянуть от АКБ заведенного автомобиля к АКБ «донора». Не перепутайте только плюс и минус. Автомобиль-донор должен работать на повышенных оборотах, 1500-2000 вполне достаточно. Ведь нужно питать системы сразу двух машин. После того, как автомобиль с севшим аккумулятором завелся, не скидывайте провода, дайте некоторое время поработать двигателям в паре.

Что такое автомобильный аккумулятор? (с иллюстрациями)

Автомобильный аккумулятор — это физический запас энергии внутри автомобильной системы. Аккумулятор обычно заряжается генератором переменного тока — устройством, преобразующим механическую энергию двигателя в электрическую. Затем эта энергия используется для инициирования реакций в электролите батареи, который чаще всего состоит из пластин оксида свинца, погруженных в смесь серной кислоты и воды. Когда батарея используется, серная кислота реагирует с пластинами оксида свинца с образованием сульфата свинца.Зарядка батареи включает в себя обращение этой реакции, что позволяет ей накапливать энергию химическим способом.

Car battery.
Автомобильный аккумулятор.

Аккумулятор в автомобиле используется для питания автомобиля во время зажигания и обеспечения энергией системы освещения.В бензиновых двигателях он также используется для воспламенения топлива, поэтому этот тип двигателя не может работать без аккумулятора. Дизельные двигатели могут работать без аккумуляторов, если исходная электрическая энергия поступает при зажигании. Аккумулятор также используется для обеспечения тягового усилия электромобилей.

Car battery in situ.
Автомобильный аккумулятор на месте.

Доступно несколько типов автомобильных аккумуляторов. Самым распространенным является затопленный тип, который в основном представляет собой набор свинцовых пластин, погруженных в серную кислоту в псевдооткрытом резервуаре. Этот тип требует регулярного долива дистиллированной воды для компенсации потерь воды в виде водорода и кислорода в процессе электролиза.Небольшая модификация этого приводит к другому типу батареи, известной как герметичная батарея, которая, по сути, представляет собой затопленную батарею, которая герметизирована, чтобы не терять воду.

A car battery is usually charged by an alternator.
Автомобильный аккумулятор обычно заряжается от генератора.

Свинцово-кислотная батарея с регулируемым клапаном (VRLA) также герметична. Один тип имеет предохранительные клапаны, которые обеспечивают безопасную утечку водорода и кислорода, образующегося во время зарядки. Существует еще один тип батареи VRLA, в которой нет предохранительных клапанов, а вместо этого есть дополнительная поверхность катализатора, на которой два газа снова объединяются с образованием воды.

Car batteries power a vehicle
Автомобильные аккумуляторы питают систему освещения автомобиля.

Автомобильный аккумулятор со стеклянным матом радикально отличается от аккумуляторов типа VRLA, герметичных и заливных. Его композиты представляют собой маты из боросиликатного стекла, пропитанные электролитом между пластинами. Используя рекомбинантную технологию, они не теряют водород или кислород, а также накапливают заряд гораздо дольше, теряя всего от 1% до 3% в месяц. Однако они обычно в два-три раза дороже обычных залитых батарей. Другой вариант — силикагелевые батареи, но из-за их медленной перезарядки они не распространены в автомобилях.

Два других электролита реже используются в автомобильных аккумуляторах. Одним из них является гидрид металла никеля (NiMH), который содержит относительно более высокую энергию в единице пространства. Это также называется высокой плотностью энергии. NiMH аккумуляторы легко перерабатываются, так как они не содержат токсичных металлов.Литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы также обладают высокой плотностью энергии. Кроме того, они саморазряжаются в течение некоторого периода времени.

При хранении сульфатных батарей важно следить за тем, чтобы они всегда были заряжены, желательно до максимума. Разряженные сульфатные батареи имеют тенденцию к разложению из-за сульфатирования, которое включает образование крупных кристаллов сульфата свинца в батареях.Это препятствует нормальной обратной реакции, определяющей подзарядку. Батареи следует хранить в прохладном месте, так как высокие температуры приводят к более высокой скорости разряда и коррозии контактных пластин.

A drained car battery can be started by attaching jumper cables to the battery of another car with a charged battery.
Разряженный автомобильный аккумулятор можно запустить, подключив соединительные кабели к аккумулятору другого автомобиля с заряженным аккумулятором..

Какой тип аккумулятора у автомобильного аккумулятора?

Советы и поддержка
Добавлено: 10 окт, 2015

Кажется, что с каждым годом в мире появляется все больше типов батарей. Это заставляет некоторых людей сомневаться, что за аккумулятор в их машине?

OPTIMA-REDTOP-lead-acid-battery.jpg В фонариках вроде бы один тип батарейки, а в вашем мобильном телефоне — другой.Есть ли аккумулятор того же типа, что и в вашей машине? Наверное, нет, по крайней мере, пока. Подавляющее большинство (почти все) автомобильные аккумуляторы представляют собой свинцово-кислотные аккумуляторы. Аккумулятор OPTIMA REDTOP в этом автомобиле — это свинцово-кислотный аккумулятор AGM SPIRALCELL. Аббревиатура «AGM» означает Absorbed Glass Mat и также называется «сухой» батареей, в отличие от типичной свинцово-кислотной батареи, которую часто называют «залитой» батареей.

Независимо от того, залита ли автомобильная батарея или она сухая, обе обычно свинцово-кислотные, с пластинами из свинца и диоксида свинца и электролита внутри полипропиленового корпуса.В батарее AGM электролит абсорбируется в сепараторе из стекломата (отсюда и название AGM). Это позволяет устанавливать батареи AGM в различных положениях, в то время как из затопленной батареи может протечь или пролиться электролит, если ее не держать в вертикальном положении. Есть еще один тип свинцово-кислотных аккумуляторов, известный как «гелевые», но следующий, который я вижу в автомобильном приложении, будет первым.

В некоторых случаях люди могут ошибочно называть свою свинцово-кислотную батарею гелевой батареей или гелевой батареей, тогда как на самом деле у них есть AGM-батарея.Несмотря на то, что мы знаем, что буква «G» в AGM означает «стекло», многие ошибочно принимают его за гель, что совсем не так. У некоторых автомобилей под капотом будет какая-то разновидность литиевой батареи вместо свинцово-кислотной, но их очень мало. Другие гибридные автомобили, такие как Toyota Prius, будут иметь никель-металлогидридный аккумулятор, но это скорее обсуждение яблок и апельсинов с точки зрения аккумуляторов, поскольку свинцово-кислотные аккумуляторы, используемые в большинстве автомобилей, используются для запуска двигателей, а не для сила мотивации.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *