Что такое фрикционы: что это такое и для чего нужен? Как пользоваться фрикционным тормозом? Нагрузка. Как работает задний и передний фрикцион?

Содержание

что это такое и для чего нужен? Как пользоваться фрикционным тормозом? Нагрузка. Как работает задний и передний фрикцион?





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

Прообраз безынерционной катушки создан в начале XIX века Джорджем Снайдером. Он разработал катушку, в котором шпуля вращалась в несколько раз быстрее вращения ручки. Развиваясь и совершенствуясь, это изобретение приобрело новые функции. Теперь рыболовная катушка – это не только устройство для наматывания лески, а сложный инструмент. Фрикцион на катушке дал статус сложного инструмента безынерционной катушке. Рассмотрим подробнее, что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

Что это такое и для чего он нужен?

Фрикционным тормозом называется плавный тормоз обратного хода. На безынерционной катушке используется для защиты снастей от повышенной нагрузки и сглаживает рывок во время подсекания рыбы. Во время рывков вес добычи увеличивается, что может привести к разрыву лески, а значит, леску нужно ослабить. Сделать это можно только длительным вываживанием, используя правильно отрегулированный фрикционный тормоз.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

В отличие от инерционных катушек с фиксированным обратным ходом, в безынерционных устройствах применяется фрикцион. При рывке или сильном сопротивлении рыбы нагрузка на катушку увеличивается, он стравливает часть лески, ослабляя нагрузку. Рыба не получает полную свободу для плавания, а испытывает заданное рыбаком сопротивление фрикционного тормоза.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

Как работает?

Фрикционный тормоз срабатывает, когда нагрузка на безынерционной катушке превышает заданное значение. Когда нагрузка уменьшается, подмотка лески продолжается в обычном режиме. Нагрузка для срабатывания тормоза выставляется регулировочным болтом с передней или тыльной стороны, в зависимости от того, какое устройство катушки используется. Правильная настройка тормоза на мультипликаторной катушке часто спасает снасть от падения в воду при поклевке крупной рыбы, спасает леску от разрыва.

Плавное, своевременное стравливание лески помогает вымотать рыбу и подвести к берегу или в лодку экземпляр, превышающий по массе разрывную характеристику лески. Настройка фрикциона производится опытным путем.

Обзор видов и их разница

Безынерционные катушки оснащаются передним или задним фрикционом, есть и модели в комбинированном исполнении. Каждый вид комплектации различается в исполнении и функционале. Передний фрикцион устанавливается на шпулю. Настройка тормоза производится затягиванием или ослаблением регулировочного винта. Чаще всего применяется для ловли спиннингом с использованием тонкой лески и легкой приманки. Он обеспечивает тонкий контроль изменения нагрузки, спасает снасть при зацепе за дно водоема и от разрыва при вываживании крупной рыбы.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

Он обладает следующими преимуществами:

  • тонкая регулировка;
  • легкий вес катушки;
  • простота конструкции.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

Следует отметить следующие недостатки:

  • разбалансировка настройки вовремя вываживания рыбы;
  • неудобное расположение регулировочного винта;
  • высокая цена запасной шпули;
  • неудобство замены шпули.

Регулировочная ручка заднего фрикционного тормоза находится на тыльной части корпуса. Его настройка менее чувствительна и часто используется при ловле крупной рыбы усиленным спиннингом и на фидер. А также задний фрикционный тормоз применяют для защиты снастей от падения удочки с подставки в случае неожиданной поклевки.

Правильно отстроенный задний фрикционный тормоз часто применяется для подсекания рыбы, использования тяжелых приманок и предотвращения разрыва лески.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

Преимущества заключаются в следующем:

  • удобное расположение регулировочного винта;
  • не мешает замене шпули;
  • применяется для вылова крупных экземпляров;
  • надежен в работе с тяжелыми примаками.

Следует отметить такие недостатки, как:

  • большой вес катушки;
  • низкая чувствительность регулировки.

Катушки со совмещенным передним и задним фрикционным тормозом используются для длительного вываживания рыбы. После поклевки рыболов переключает катушку с заднего фрикциона на передний и вываживает добычу. Если вес добычи слишком большой и передний фрикцион не справляется, следует снова переключиться на задний тормоз. Такая система называется байтраннер. Переключение с переднего фрикциона на задний выполняется изменением положения рукоятки на тыльной стороне катушки. Универсальность такого подхода позволяет вываживать рыбу различного размера, защищает от разрыва в случае зацепа за дно водоема и сильных рывков рыбы.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

Нужно обратить внимание на следующие преимущества:

  • универсальность при выборе снасти;
  • надежность в работе.

Не стоит забывать о следующих недостатках:

  • большой вес катушки;
  • сложность конструкции;
  • цена.

Рыболов выбирает катушку, исходя из собственного стиля рыбного лова. Для рыбалки на легкие снасти лучше использовать катушки с передним фрикционом. Если же планируется охота на крупную и сильную рыбу, то не обойтись без заднего фрикционного тормоза. Рыбалка на горной речке может подразумевать как поимку хариуса (200–300 граммов), так и ловлю тайменя весом в 30 килограмм.

Катушка с комбинированным тормозом позволит производить только замену поводков под размер рыбы, оставляя леску на катушке, при этом сохранится контроль вываживания любого улова.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

Как пользоваться?

Для получения нужного результата от использования катушки с передним или задним фрикционным тормозом необходимо выполнить ее правильную настройку. Нужно учитывать, что в работе леска выходит из удил под углом и нагрузка на участке от удочки до приманки больше чем на рыболовной катушке. Поэтому регулировка тормоза осуществляется в сборе катушки, лески и удочки. Передний фрикцион настраивается стягиванием регулировочного винта и фрикционных шайб, при этом шпуля зажимается, увеличивается сопротивление ее вращения до нужного значения. Правильно отрегулированный задний фрикционный тормоз срабатывает при нагрузке около 80% от номинальной прочности лески под углом 90º, обеспечивая стравливание лески до достижения нагрузки номинала ее прочности.

Порядок настройки переднего фрикционного тормоза выглядит так:

  • установить на удилище безынерционную катушку и леску в рабочее положение;
  • закрепить конец лески за неподвижный объект;
  • ослабить фрикционный тормоз;
  • развернуть удочку или спиннинг под углом 90º по направлению к месту зацепа;
  • натянуть леску до срабатывания тормоза;
  • подбирать леску и затягивать регулировочный винт до достижения срабатывания при нужной нагрузке.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

Нагрузка срабатывания переднего фракционного тормоза рассчитывается от размера приманки и веса предполагаемого улова. Учитывается и прочность лески. Нагрузку срабатывания для заднего фрикционного тормоза следует выставить в пределах 80% от прочности лески или удила. Основной его функцией при ловле рыбы будет гашение резких рывков, усиление сопротивления если на катушке останется мало лески. Переключение с переднего фрикционного тормоза выполняется ручкой на тыльной стороне изделия.

Использование безынерционных катушек с фрикционным тормозом многократно увеличивает шансы рыболова на успех, а именно:

  • уменьшает количество сходов рыбы;
  • сохраняет приманку и целостность лески.

Основная доля успеха зависит от опыта рыбака и его умения обращаться с рыболовными снастями. Для получения желаемого результата нужно:

  • использовать приманку, соответствующую запасу прочности лески, удилища и катушки;
  • содержать снасти в чистоте;
  • хранить рыболовецкий инвентарь в рекомендуемых условиях;
  • производить правильную настройку снастей;
  • выдерживать угол наклона удила.





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?





Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

О том, как настроить фрикцион безинерционной катушки, смотрите в следующем видео.

назначение, устройство, принцип работы и частые неисправности

Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На указанный диск наклеена специальная фрикционная накладка.

Основной задачей фрикционов является смыкание (сжатие) и размыкание (разжатие) в строго определенный момент, благодаря чему нужная шестерня КПП, которая соответствует той или иной передаче,  останавливается или начинает вращаться. Фрикционы сжимаются и разжимаются под давлением трансмиссионной жидкости ATF.

Содержание статьи

Устройство фрикционных дисков АКПП и принцип работы

Прежде всего, бывает два вида фрикционов:

  • металлические диски с фрикционной накладкой, которые находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Такие фрикционы неподвижны.
  • мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Такие фрикционы изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление (графитовое и т.д.)

Различные АКПП могут иметь разные типы фрикционов. Например, в автоматических коробках, произведенных в 20-м веке и которые сегодня устарели, фрикционные диски односторонние, без накладок. Фактически это означает, что диска два, причем один стальной, а другой картонный.

Более современные типы АКПП получили доработанные фрикционные диски с наладками, в результате чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д. Набирают фрикционные диски так называемыми «пакетами» (пакет фрикционов), когда один диск из металла, а другой из мягкого материала. Указанные пары дублируются по нескольку раз, чтобы образовать готовый пакет. Например, простой 4-х ступенчатый автомат имеет 2 или 3 набора фрикционов.

Если говорить о принципах работы, нужно понимать, что в устройстве АКПП применяется так называемая планетарная передача. Итак, в двух словах, когда передача выключена, фрикционные диски вращаются без ограничений, то есть они не зажаты по причине отсутствия давления масла.

Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные  шестерни в АКПП останавливаются.

Срок службы фрикционов и основные поломки

Многие автолюбители хорошо знают, что наиболее распространенной неисправностью коробки — автомат является износ фрикционных дисков (износ фрикционов). При этом избежать такого износа невозможно, однако грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП позволяет увеличить ресурс  пакетов фрикционов до 250-400 тыс. км. пробега.

Для этого необходимо своевременно менять масло в коробке автомат (каждые 40-50 тыс. км.), следить за уровнем масла в коробке, не допускать перегревов, не буксовать на машине с АКПП и т.д. Если же фрикционные диски  вышли из строя, как правило, можно услышать, что фрикционы сгорели. На практике это проявляется таким образом, что передачи АКПП не включаются, передачи пробуксовывают и т.д. Давайте разбираться.

Итак, сами фрикционные диски вполне могут служить долго (вполне реален показатель пробега около 500 тыс. км.), так как вращаются указанные диски в масле. Так вот, именно от состояния масла в значительной степени зависит их ресурс. Если не менять масло в автомате и масляный фильтр, и при этом подвергать  трансмиссию серьезным нагрузкам, вполне реально, что фрикционы также выйдут из строя уже к 80-150 тыс. км.

Причина — потеря свойств масла АТФ и старение, снижение давления, загрязнение самой жидкости продуктами износа КПП, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. В совокупности давление масла на фрикционы упадет, сжатие не будет таким эффективным и фрикционные диски в этом случае буксуют.

Получается, от трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Зачастую запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.

Что в итоге

Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая.

Снижение  давления обычно происходит в случаях, когда:

  • уровень масла (ATF) в коробке не соответствует норме;
  • сама трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства и/или сильно загрязнена;
  • возникли проблемы с маслонасосом, снижена пропускная способность фильтра масла АКПП или масляного радиатора;
  • забиты каналы гидроблока, некорректно работают соленоиды и т.п.

При наличии подобных неполадок передачи могут переключаться рывками, автомат пинается. Как правило, если проблеме не уделить внимания, первыми из строя выходят  фрикционные диски, фрикционы проскальзывают и горят. В результате масло ATF в АКПП пахнет горелым, меняется цвет масла в коробке автомат и т.д.

Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.

Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.

    

Читайте также

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

В автосфере принято считать, что одной из частых поломок автоматической коробки передач (АКПП) является проблема фрикционных дисков, а именно их износ. Причём такое происходит даже, если водитель тщательно ухаживает за своим автомобилем, своевременно меняя масло.

Устройство АКППКак выглядит АКПП в разрезе

При данной проблеме наблюдается нарушения работы передач АКПП. Многие водители и не догадываются, что фрикционы важны для коробки передач в целом. Данная статья поможет разобраться, что такое фрикционы АКПП, особенности их работы и какие могут быть причины, приводящие к их выходу.

Фрикционы АКПП что это такое

Фрикционы АКПП представляют собой устройство, относящееся к сцеплению передач и играющее важную роль во время включения, а также передачи крутящего момента. В один момент эти элементы осуществляют смыкание, что выполняется с помощью масляного давления, это в свою очередь приводит к остановке шестерни, когда это необходимо. В другой момент происходит их размыкание, и шестерня снова начинает работать.

Устройство

Фрикционы делятся на следующие типы:

  • Односторонние. Такие устройства с одной стороны стальные, а с другой имеется специальная накладка. Обычно эти фрикционы можно встретить в старых АКПП.
  • Двухсторонние. Считаются наиболее популярными элементами. Для их изготовления используют прочный металлический сплав. Благодаря впитыванию масла накладками, выполняется эффективный тепловой отвод от дисков, которые в рабочем состоянии активно нагреваются. Такие накладки могут быть изготовлены из различных материалов, но чаще всего производители отдают предпочтение графитовому волокну. Это обусловлено его возможностью на протяжении длительного времени сохранять рабочие особенности. Помимо поглощения тепла, данные накладки даже во время воздействия экстремальной температуры не пригорают. Помимо этого, графитовые накладки продлевают срок службы дисков.

Важно отметить, что купить накладки водитель может самостоятельно и установить их без какой-либо посторонней помощи.

Фрикционы внутри АКППФрикционы, расположенные внутри АКПП Nissan

Диски делятся также на металлические и мягкие. Первые сцепляются с корпусом коробки автомат, а вторые осуществляют вращение одновременно с шестернями. Для второго вида раньше применяли прессованный картон, но сейчас больше используют графитовой напыление.

Принцип работы

При выключенной коробке передач, происходит свободное вращение дисков, так как в это время отсутствует давление насоса, а сами фрикционы не зажаты. Но когда происходит включение коробки передач, масляным насосом создается давление, которое с помощью гидроблока направляется к специальному каналу и диски начинают прижиматься друг к другу. Это активизирует работу необходимой шестерни, в то время как другие вынуждены остановиться.

Ресурс фрикционных дисков

Автоматические фрикционные диски характеризуются большим сроком эксплуатации, на это влияет вращение в масляной жидкости. Точных цифр ресурса нет, но эксперты предполагают, что это около 350-500 тыс.км., при условии грамотного и своевременного ухода за автомобилем. Так, если не менять масло износ произойдёт гораздо раньше, даже до 100 тыс.км.

Причины выхода из строя фрикционов

По мнению автоэкспертов, уже через 100-150 км. автовладелец начнет замечать неисправности в работе фрикционов. На это может указывать задержка, резкие рывки, что наблюдается во время переключения АКПП. Чтобы диагностировать фрикционный износ нужно залазить в коробку передач, что вызывает некие сложности.

Среди основных причин нарушения работы фрикционов выделяют следующие:

  • Загрязнённое масло. Обычно производители рекомендуют осуществлять замену своего масла каждые 60 тыс. км. пробега. После этого около 50% свойств масла теряются, и тогда оно начинает пригорать, в нём появляется загрязнения, что в результате затрудняет прохождение масла по каналам гидроблока и насоса. А из-за падения давления диски начинают гореть, вот почему в данной поломке водитель чувствует запах горелого. При игнорировании смены масла, у машины на 80-100 тыс. км. пробега возникают такие проблемы.
  • Недостаточный масляной уровень или загрязнён масляной фильтр. Это приводит к таким же проблемам, как при предыдущей причине.
  • Вода попала в масло. При данной ситуации наблюдается быстрое разрушение мягких фрикционных накладок, речь идёт о тех, которые изготовлены из прессованной бумаги. К примеру, такая проблема может быть у утопленных автомобилей.
  • Забился радиатор. Нарушается циркуляция масла, которое приобретает густую консистенцию. Результатом проблемы станет полный отказ АКПП.

Также список можно дополнить длительной пробуксовкой, динамической ездой и т. д.

ФрикционыФрикционы в нормальном состоянии

Когда нужна замена фрикционных дисков

Каждому автовладельцу очень важно осознать, что эксплуатировать машину, у которой изношены и сгоревшие фрикционы очень опасно. И на это есть причины:

  • Соседние поршни, барабан и втулки могут перегреться.
  • Клеевой слой накладки может попасть в масляную жидкость, что также приводит к падению давления, загустению масла, ухудшается трение втулок, изнашиваются клапанные плиты и др.

Вышеперечисленные проблемы могут стать причиной внезапной остановки автомобиля, что как всегда бывает в самый неподходящий момент.

Существует немало признаков, указывающих на выход из строя фрикционов. При проявлении водителю необходимо предпринять срочные меры, дабы избежать серьезных последствий. Что касается признаков, следует насторожиться если:

  • Масло становится тёмным и у него появляется запах гари.
  • С помощью замерного щупа или контрольной пробирки выявляется уменьшение уровня смазки.
  • Селектор коробки передач стоит на нейтральном режиме, но автомобиль всё равно движется.
  • Появились сложности с переключением передач.
  • Отказал режим заднего движения.
  • Автомобиль начинает дёргаться и пинаться, когда выполняется переход на другой скоростной режим.
  • При холостых оборотах появляется металлический шум.

Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов

Когда владельцем машины были обнаружены перечисленные в прошлом разделе причины повреждения фрикционов, ему нужно предпринять такие меры:

  1. Незамедлительно остановить транспортное средство.
  2. Вызвать эвакуатор, так как дальнейшее движение машины в таком состоянии может привести к более дорогому ремонту.

Чтобы осуществить точное диагностирование авто эксперты рекомендуют доверить это дело работникам специализированных станций технического осмотра. Стоит отметить, что если машина ещё на гарантии, её нужно направить к официальному дилеру, где помогут устранить имеющиеся проблемы.

Сгоревшие фрикционыПодгоревшие и пришедшие в негодность фрикционы

Если водители имеет необходимые навыки, для ремонта автомобиля, допускается самостоятельное решение вопроса. Перед тем, как приступить к самостоятельной замене фрикционных дисков, нужно заняться очисткой помещения, чтобы предотвратить возможное попадание в элементы АКПП пыли, грязи. Для успешной работы лучше использовать качественный ремкомплект, который подойдёт конкретно под Ваше авто. Обычно такой набор состоит из дисков, прокладок, сальников, фильтров.

Этапы ремонта автоматической коробки передач следующие:

  1. Выполняется слив масла. Это осуществимо с помощью сливного отверстия или шланга, отсоединяемого от радиатора.
  2. Снимается коробка. Из-за её значительного веса рекомендуется применение трансмиссионного домкрата.
  3. Осуществляется разбор АКПП.
  4. Устанавливаются все элементы из набора.
  5. Собирается и устанавливается коробка.

Такие действия не вызовут затруднений, главное придерживаться правильной последовательности. Ещё один важный момент: после сборки масло заливается немного больше максимального уровня, ориентируясь на специальную разметку, а после запускается авто и выполняется его обкатка.

Важно! Такой ремонт в домашних условиях должен проводиться только при 100% уверенности в своих силах, иначе неквалифицированные действия приводят к ещё более значительным проблемам.

как наклеить и замена фрикционов своими руками

Новенькие автовладельцы часто спрашивают меня о том, что такое фрикционы АКПП и зачем они нужны в коробке передач. Поэтому сегодня поговорим о стальных и фрикционных дисках – элементах, которые заставляют автомобиль двигаться.

Что вы знаете о фрикционных дисках? Напишите в комментариях.

Диск фрикционный

Устройство фрикционов АКПП

Опытным автовладельца хорошо знакома механическая коробка передач. Роль сцепления в ней выполняет корзина и диски. В АКПП эту же роль выполняют фрикционные диски, установленные в планетарный редуктор.

Устройство

На каждом планетарном редукторе находится пакет фрикционов. Фрикционы бывают двух типов:

  • бумажные. Они состоят из бумаги. Устанавливались на старые автоматы. Сейчас почти не используются;
  • стальные. Это полностью стальной диск. На автоматах прошлого века стальной и бумажный диски шли вместе.

Такие фрикционы постоянно горели и выходили из строя. Ближе к началу двадцать первого века производитель заменил эти диски на цельные. Теперь с одной стороны фрикцион имел стальную поверхность, а с другой накладывалась бумажная прокладка. Такие диски назывались двусторонними. Односторонними называются те, которые состоят полностью из стали.

В наше время и последние бумага на фрикционах почти не используется. Теперь ее заменили на графитовое напыление. Графит сам по себе термоустойчивый материал. Поэтому он защищает фрикционы от перегрева и разрушения.

Графитовое напыление используется на мягких или двухсторонних фрикционных дисках. Затем идет стальной. Таким образом диски набираются по несколько чередующихся элементов. На языке механиков это называется пакет.

Внимание! Фрикционы занимают второе место среди расходных материалов, которые быстро изнашиваются. На первом месте прорезиненные и резиновые материалы: сальники муфты АКПП, уплотнители, прокладки поддона.

Двусторонние фрикционы различаются по наружному диаметру и количеству зубьев. Они находятся в постоянном движении. У стальных — размер определяется по внутреннему диаметру.

А вы определяли размеры стальных дисков, когда покупали для замены и как это делали?

Фрикционы способствуют изменению передачи АКПП. Как это происходит вы узнаете из следующего блока.

Принцип работы фрикционных дисков

Работа фрикционных дисков АКПП заключается в подаче крутящего момента на колеса транспортного средства. Каждый фрикцион установлен на солнечную шестерню. А последних здесь столько, сколько передач в АКПП.

Принцип работы

Все солнечные шестерни собраны в одной конструкции. Одну такую конструкцию можно увидеть в четырехступенчатых или пятиступенчатых автоматах. В шестиступенчатых же может быть установлено два планетарных механизма, каждый из которых имеет по три передачи.

Принцип работы фрикционных дисков заключается в следующей процедуре:

  1. Пока транспортное средство стоит, фрикционы разжаты и свободно вращаются.
  2. При включении первой передачи, масло попадает из гидроблока по специальным каналам на диск и создает давление на него.
  3. Диски с зубьями прижимаются друг к другу.
  4. Барабан, в котором происходит процесс, передает 100 процентов крутящего момента на шестерню.

Запускается тот пакет с дисками, который отвечает за первую передачу. Вторая, третья и четвертая передача запускает соответствующие этому числу пакеты.

Внимание! Замыкает все это шествие барабан торможения, он тормозит один из комплектующих планетарной передачи. Раньше роль торможения одной передачи и переключения на вторую выполняли тормозные ленты. Сейчас же используется еще один пакет фрикционов. Он так и называется: тормозной пакет.

Вам понятны устройства и функции фрикционов АКПП? Напишите «да» или «нет» в комментариях, а мы постараемся ответить на возникшие вопросы. Если все понятно, то мы только рады. Теперь перейдем к описанию жизненного ресурса фрикционов.

Ресурс фрикционных дисков

Срок эксплуатации фрикционов производителем устанавливается на 150 000, 200 000 километров пробега. Однако фрикционные кольца имеют особенность сгорать раньше. Так происходит из-за обычного недосмотра и невнимательности автовладельца.

Ресурс

Даже опытному механику механический износ фрикциона АКПП бывает сложно определить. Это трудно сделать не вскрывая автомат. Так как компьютер и сканер не показывают на сколько изношены зубья фрикционов.

Часто я делаю выводы методом исключения.

  1. Если автомат начинает пинаться или толкаться, то меняю масло полностью, фильтрующее устройство, проводу диагностику АКПП.
  2. Если сканер не определяет ошибок, а транспортное средство продолжает двигаться, поставленное на «нейтраль», то это значит, что проблема в фрикционах. Они износились, зубья сточены.

Вы скажете, что 200 000 тысяч – это долгий срок, а фрикционные диски у меня стачиваются быстрее. Так все в том, что возможно вы не доливали или не меняли масло в АКПП. В следующем блоке я опишу причины, по которым фрикционы горят быстрее, чем это указано производителем.

Причины выхода из строя фрикционов

Причины, по которым сгорают фрикционы, редко у кого бывают просто возрастными. В основном к ним относятся:

Поломка

  • недостаток смазывающего средства в АКПП. Фрикционы постоянно крутятся и взаимодействуют с другими дисками в масляной среде. Но при недостатке смазки, они оказываются на воздухе. Жидкость их больше не может защитить от трения на сухую, что приводит к быстрому стачиванию зубьев;
  • грязное ATF масло в АКПП. Если смазку не менять вовремя, то продукты износа разносятся по всей коробке. Они встречаются с стальными дисками и попадают между зубьев во время их работы. Это тоже влияет на быстрый износ дисков;
  • недостаточная сила зажатия тоже может выводить из строя фрикционные диски. Этот процесс происходит из-за недостаточного давления. А последнее из-за загрязненного гидроблока или вышедшего из строя клапана соленоида.

Некачественная жидкость, пробуксовки при застревании на грунтовых дорогах, холодные старты в зимнее время, таскание на своем автомобиле других транспортных средств, порой превышающих размеры самого авто – все это сказывается на АКПП и ускоряет износ фрикционных дисков.

Поэтому за АКПП, как и за любым другим механическим устройством нужно следить и ухаживать.

Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов

Если автовладелец почувствовал, что фрикционы АКПП неисправны, то необходимо сразу обратиться в ближайший сервис-центр. Желательно вызвать эвакуатор и доехать на нем до СТО. Так как дальнейшая работа автомата приведет к капитальному ремонту коробки.

Первая помощь

Признаки неисправности фрикционных дисков коробки-автомат следующие:

  • толчки, которые водитель ощущает при переключении скоростей;
  • появление металлических звуков в АКПП при работающем моторе;
  • водитель чувствует горелый запах масла при проверке уровня и вообще из-под капота;
  • пропадает движение назад, транспортное средство может двигаться только вперед;
  • передачи водитель не может переключить быстро, как он это делал ранее.

При появлении этих симптомов нужно как можно быстрее купить пакет фрикционов, масло для замены смазывающей жидкости, фильтрующее устройство АКПП. Затем приступить к разборке автомата и замене фрикционных дисков.

Замена фрикционных дисков своими руками

Замену фрикционов на АКПП можно сделать самому или в сервис-центре. Если вы понимаете и имеете представление о работе АКПП, то можете сделать это у себя в гараже. Принцип замены своими руками следующий:

Замена

  1. Прогрейте коробку-автомат до рабочей температуры.
  2. Установите автомобиль на яму или эстакаду.
  3. Слейте смазывающую жидкость из АКПП.
  4. Снимите поддон и фильтр.
  5. С помощью напарника полностью демонтируйте автомат и выньте его из машины.
  6. Разберите АКПП.
  7. Открутите болты крепления масляного насосного колеса.
  8. Снимите старые пакеты фрикционных и  стальных дисков из-под насоса. Распакуйте ремкомплект АКПП. Достаньте из него все фрикционы и установите. Замените кольца, если понадобится.
  9. Замените все подшипники.
  10. Соберите обратно в том же порядке.
  11. Установите на автомобиль.
  12. Залейте масло. Сделайте полную замену ATF.
  13. Прокатитесь и проверьте уровень. Долейте, если нужно.

Во время ремонта АКПП вы увидите подгоревшие и стертые места на старых фрикционных и стальных дисках. Некоторые фрикционные накладки будут отличаться от других тем, что превратились горело-маслянистую суспензию.

При смене фрикционных дисков, особенно горелых, я рекомендую заменить тормозную ленту, масляный фильтр. В общем, нужно будет произвести частичный ремонт коробки.

Если вы когда-нибудь меняли самостоятельно фрикционные диски, напишите в комментариях о своем опыте. С удовольствием прочту.

Советы и рекомендации

Теперь вы знаете почему горят фрикционы и как их менять на автоматической коробке передач. Но, чтобы не допустить горения фрикционов, я посоветую следующее:

  • в зимнее время прогревать АКПП в течение пяти минут до рабочей температуры. Это семьдесят градусов по Цельсию;
  • делать частичную замену смазывающего средства через 30 тысяч километров, а полную – через шестьдесят;
  • не допускать масляного голодания;
  • использовать только оригинальные масла для заливки в АКПП, либо их аналоги;
  • не буксовать на грунтовых дорогах и не тащить никого на буксире в течение длительного времени.

Следуя вышеприведенным правилам, фрикционы на АКПП прослужат столько, сколько отведено им производителем. А то и больше.

Если статья понравилась, ставьте лайки. Пишите в комментариях, о чем еще хотели бы прочесть на страницах нашего портала об АКПП.

Что это такое и принцип работы. Стоит ли менять самому ?

Автоматические коробки передач пользуются большой популярностью среди автомобилистов. Они более удобны в использовании, в сравнении с механикой. При соблюдении сроков технического обслуживания здесь не требуются частые ремонты. В состав АКПП входит большое количество рабочих механизмов и сложных узлов. Фрикционные диски играют важную роль в работе трансмиссии автомобиля. Основная функция фрикционов – сцепление элементов коробки и прерывание потока мощности при переключении передач.

Устройство фрикционов АКПП

Фрикционы АКПП что это? Данные устройства представляют собой металлические диски специальной конфигурации, которые оснащены мягкими пористыми накладками (графитовый слой). По способу изготовления и количеству накладок фрикционы разделяются на односторонние и двухсторонние диски. Односторонние диски устанавливаются на бюджетных автомобилях.Фрикционы АКПП, имеющие графитовые накладки с двух сторон, применяются автопроизводителями при сборке современных моделей.

Основные функции фрикционных дисков, оснащенных графитовыми накладками:

  • впитывание смазочной жидкости;
  • охлаждение металлических поверхностей рабочих узлов и деталей коробки;
  • повышение устойчивости против износа элементов сцепления;
  • продление общего срока службы механизма.

Механизм сцепления состоит из пакета дисков. В зависимости от конструкции АКПП, используются наборы, состоящие из фрикционов в различных количествах.

Принцип работы фрикционных дисков

пакет фрикционнов

При выключенной коробке в нейтральном режиме N диски сцепления не зажаты, находятся в свободном вращении. Прокладки дисков пропитаны смазочным материалом, давление на них пока не воздействует.

Порядок работы механизма сцепления:

  1. В момент перевода селектора АКПП в положение D, масляный насос создает давление в системе.
  2. Масло подается к заданному каналу гидроблока.
  3. Фрикционные диски плотно сжимаются между собой под воздействием давления трансмиссионной жидкости.
  4. Барабан входит в зацепление с солнечной шестерней.
  5. В работу включается соответствующая пара зубчатого зацепления.
  6. Заданный момент вращения передается на выходной вал АКПП и дальше на ходовую систему.

Скорость движение автомобиля зависит от установленного передаточного отношения.

Эксплуатационный срок фрикционных дисков

Благодаря постоянной масляной пропитке, фрикционные диски почти не изнашиваются, следовательно, обладают длительным ресурсом. Основное условие для стабильной работы фрикционов – своевременная замена трансмиссионного масла ATF. При соблюдении регламента смены смазочного материала в АКПП ресурс фрикционов составляет не менее 200 – 350 000 км (в некоторых случаях этот срок может доходить до 500 тыс. км).

Игнорирование рекомендованных сроков смены жидкости приводит к ускоренному старению масла, потере полезных свойств присадок, быстрому истиранию, прогоранию фрикционных накладок.

Причины быстрого износа фрикционных дисков

комплект фрикционнов

Производители современных автомобилей заливают в картер коробки АКПП трансмиссионное масло высокого качества. С появлением «необслуживаемых» авто многие владельцы вообще не заботятся о замене смазочного материала.

Это справедливо для автомобилей, эксплуатируемых в щадящих условиях европейских дорог и умеренного климата:

  1. Машины не подвергаются экстремальным нагрузкам, температура и давление в АКПП находятся в оптимальных пределах.
  2. Трансмиссионное масло при этом сохраняет технические характеристики и полезные качества в течение длительного периода.
  3. Фрикционные диски не разрушаются и не нуждаются в замене.
  4. При работе АКПП в наших условиях, рабочие элементы коробки испытывают повышенные нагрузки. Замечено, что после пройденного пути в 60 000 км, масло утрачивает необходимые свойства почти на 50%. Основная причина поломок фрикционных дисков сцепления состоит в низком качестве смазочного вещества в коробке автомат.

Причины выхода из строя фрикционных дисков:

  • длительная пробуксовка автомобиля;
  • динамичная езда, резкое ускорение машины;
  • подгорание масла;
  • металлические включения в виде стружки, пыли и прочих элементов износа;
  • засорение масляного фильтра;
  • каналов гидроблока;
  • масляного насоса;
  • снижение давления, воздействующего на диски;
  • скольжение, пробуксовка, прогорание, износ накладок фрикционов.

Большое влияние на длительность ресурса дисков сцепления оказывает уровень смазочной жидкости в АКПП. При недостаточном количестве масла АТФ возникают аналогичные ситуации, описанные выше.

Грязное масло является причиной выхода из строя радиатора системы охлаждения. Смазка задерживается в рабочем отсеке АКПП, не охлаждается, ее консистенция повышается, что губительно для фрикционных дисков и коробки автомат в целом.

Часто причиной поломки фрикционов является проникновение охлаждающей жидкости (антифриза, тосола, воды) в смазочную систему АКПП, которая быстро разрушает мягкий пористый материал накладок.

Совет: Разрушения фрикционных дисков связаны с низким качеством трансмиссионной жидкостиATF. Своевременная замена масла в коробке автомат – единственный способ сохранить стабильность работы и увеличить эксплуатационный срок фрикционных накладок. Регламентом предусмотрена полная замена масла в автоматической коробке передач после пробега, равного 60 000 км.

Основные признаки неисправности фрикционов

В процессе эксплуатации автомобиля часто возникают тревожные симптомы, по которым определяются дефекты отдельных узлов и деталей. При поломке и износе фрикционных дисков появляются следующие признаки:

  1. Трансмиссионное масло приобретает темный оттенок и характерный запах гари.
  2. Снижение уровня смазочного материала в картере АКПП (ниже минимальной отметки на замерном щупе или контрольной пробке).
  3. Машина продолжает движение при переводе селектора АКПП в нейтральный режим N.
  4. Затруднения при переключении передач.
  5. Отказ режима заднего хода.
  6. При переходе на другую скорость машина дергается и пинается.
  7. Возникновение характерного металлического шума на холостых оборотах.
  8. Автомобиль движется только при непрогретом масле в АКПП, пока оно густое и вязкое (на холодную). Горячее масло обладает меньшей вязкостью, толкатель не может полноценно сжать изношенные диски.

При возникновении одного или нескольких симптомов рекомендуется проверить работу механизма сцепления. В современных автомобилях проверка фрикционов осуществляется при подключении к бортовому компьютеру через специальные диагностические разъемы.

Замена фрикционов АКПП

007

Фрикционные накладки начинают разрушаться при температуре трансмиссионного масла ATFвыше 140°С. При длительном превышении допустимого температурного диапазона мягкие фрикционы горят и осыпаются. Если толщина фрикционных дисков меньше установленных параметров, необходима срочная замена на новый пакет. Длительное использование истонченных прогоревших прокладок приводит к преждевременному выходу из строя рабочих узлов и деталей АКПП.

Замена фрикционов бывает полная либо частичная. Каждая передача имеет свой пакет фрикционов. При износе дисков можно поменять изношенные элементы или полностью сменить весь комплект. Работы по замене фрикционов проводятся после демонтажа трансмиссии. Данная операция очень трудоемкая. Для ее выполнения необходимы профессиональные навыки, специальные приспособления, подъемное оборудование. В условиях гаража не рекомендуется проводить замену фрикционов АКПП своими руками. На базе специализированных сервисных компаний квалифицированные специалисты выполняют следующие работы:

  • определяют степень износа дисков;
  • производят замену фрикционных пакетов;
  • восстанавливают функции механизма сцепления.

Замена фрикционов осуществляется в подготовленном помещении, очищенном от грязи, пыли. В ремкомплект, кроме фрикционных дисков, входят:

  • новые фильтрующие элементы;
  • сальники;
  • уплотнители;
  • прокладки.

Известно, что пакеты фрикционов стоят сравнительно недорого, однако, повышенная трудоемкость данного мероприятия приводит к увеличению стоимости ремонтных работ.

Совет: При выборе новых комплектов фрикционных дисков необходимо отдавать предпочтение оригинальным запчастям или изделиям от проверенных производителей. Лучше всего использовать продукцию фирм, рекомендованных самим автопроизводителем.

Что такое фрикцион на катушке: виды, регулировка, советы

Современная рыболовная катушка – это сложное устройство, при изготовлении которого используются инновационные материалы и передовые инженерные решения. Особенно ярко сия высокотехнологичность заметна при ближайшем рассмотрении хороших безынерционных и мультипликаторных катушек. Все устройство сегодня мы рассматривать не будем, сосредоточимся на том, что такое фрикцион и зачем он установлен на катушке.

Начинающему рыболову предназначение этого механизма не слишком понятно: многие и правильно пользоваться им не умеют. Но столь дилетантское отношение к фрикциону может обернуться серьезными неприятностями: от ухода трофейного экземпляра до поломки снасти. А это значит, что при подготовке к рыбалке стоит обратить внимание на надежность и правильную настройку этого механизма.

Роль фрикционного тормоза

При подготовке фидерной или спиннинговой снасти особое внимание обращают на соответствие параметров: характеристик удилища, лески и катушки. Если поставить на слабое удилище излишне крепкую леску, оно может попросту сломаться.

Эта приманка обеспечивает богатый улов даже при плохом клеве!

Подробнее

Смотрим на разрывную нагрузку лески. Допустим, она равна 5 килограммов. Однако при поимке трофея весом в 5 кг он нагружает леску значительно сильнее, причем рывками, да еще и в заросли заплыть может. Это значит, что удилище испытывает сильнейшие нагрузки, что может привести к его поломке. Если же поставить на снасть леску с меньшей разрывной нагрузкой, мощная рыба ее попросту разорвет и бесследно исчезнет, глумливо взмахнув хвостом.

Теперь разбираемся, для чего же нужен фрикцион. Грубо говоря, этот механизм призван гасить рывки рыбы. При правильной регулировке он не наглухо тормозит сход лески, а дает ей некоторый допуск. Леска пружинисто сходит под воздействием рывков, что при правильной настройке фрикциона дает возможность подсекать и вываживать солидные экземпляры с использованием максимально деликатной оснастки.

Срабатывание правильно настроенного фрикциона сигнализирует о приближении уровня нагрузки к максимально допустимому значению (если механизм настроен «под максимум»). При снижении нагрузки стравливание лески прекращается, катушка работает в обычном режиме подмотки и стопора заднего хода.

Виды фрикционов для безынерционок

Фрикционный тормоз – это механизм, применяющийся на безынерционных и мультипликаторных катушках. Вне зависимости от конструкции, он везде выполняет единственную функцию: защищать снасть при скорейшем изматывании мощной рыбы.

В зависимости от местоположения на безынерционных катушках выделяют передний и задний фрикционы.

Передний фрикцион – это классика жанра, устанавливающаяся преимущественно на скоростные «мясорубки». Они не рассчитаны на значительные нагрузки и предназначены преимущественно на добычу небольших и средних экземпляров с помощью деликатной оснастки и легких приманок.

Передний фрикцион представляет собой единое целое со шпулей, то есть и заменяется только вместе с ней, что увеличивает стоимость и время замены этих элементов. Регулировочный винт расположен впереди шпули. Катушки с передним фрикционом более легкие и чувствительные к настройке, что оправдывает их использование на лайтовых и ультралайтовых снастях.

На тяжелые спиннинги и фидеры ставят более мощные силовые «мясорубки» либо мультипликаторы, о которых мы поговорим чуть позже. Силовые катушки оснащают более надежными задними фрикционами. Они не дают столь точной настройки и существенно увеличивают вес катушек, но все искупается бескомпромиссной надежностью, устойчивостью регулировки и простотой смены шпули. Ручка регулировки располагается сзади корпуса.

В последнее время в продаже появились катушки, оснащенные и передним, и задним фрикционом. Они дороже обычных аналогов, но дают возможность эффективно вываживать экземпляры различной величины, переключая тормозные механизмы благодаря байтраннеру, о котором мы поговорим чуть позже.

Фрикционы для мультипликаторных катушек

Грамотная настройка фрикциона на мультипликаторе крайне важна, ведь эти катушки изначально заточены под трофейную ловлю, а значит – очень значительные нагрузки. Нужно учитывать, что они работают в единстве с иными тормозными системами, коих на хорошем мультипликаторе может насчитываться от четырех до шести.

Фрикционные тормоза для мультипликаторов куда более многообразны, но на поверку они оказываются реализацией одних и тех же принципов, просто под разными именами. Спасибо производителям за разнообразие!

В большинстве случаев, в основу конструкции положен набор тефлоновых (либо карбоновых) и стальных шайб с мягкими прокладками. При затягивании тормоза шайбы плотно зажимаются, давя на главную шестерню и стопоря леску – тут особого отличия с фрикционами «мясорубок» не наблюдается.

Однако в роли регулятора на мультипликаторах, как правило, выступает либо крыльчатая «звездочка», либо специальный рычаг (либо то и другое вместе). Фрикционы с рычагом дают более быструю настройку, которую можно регулировать в процессе вываживания очень крупных трофеев. Они используются преимущественно в троллинге.

Немного о байтраннере

Байтраннер – это механизм, устанавливающийся на силовых катушках-мясорубках с комбинированным фрикционом. Это очень полезная штука для всех видов рыбалки, где предполагается добыча крупного трофея, но ловля ведется пассивно.

Байтраннер актуален для пассивного фидера, русской донки, троллинга, дорожки и так далее – там, где удилища устанавливаются в стойки, а не находятся в руках рыболова. Особенно жалуют катушки с байтраннером карпятники: их ловля требует многочасового ожидания, зато уж трофеи так трофеи.

Механизм включения байтраннера имеет рычажок, расположенный на корпусе катушки. Он работает следующим образом:

  • Включением байтраннера мы активируем задний фрикцион, затянутый свободно, устанавливаем удилище на подставке и спокойно занимаемся своими делами.
  • В это время клюет крупный экземпляр, и слабо затянутый фрикцион отпускает леску. Если б не было байтраннера, трофей бы просто утащил удилище в водоем.
  • Вы слышите сигнализатор, подбегаете, делаете один оборот рукояти, тем самым передавая управление переднему фрикциону, настроенному на вываживание.

Байтраннер серьезно увеличивает не только стоимость, но и вес катушки, поэтому для ловли в заброс он без надобности.

Регулировка фрикциона на безынерционке

Прежде чем активно пользоваться фрикционом на рыбалке, необходимо правильно его настроить. Существует неисчислимое множество подходов к настройке этого механизма. Одни рыболовы затягивают его максимально крепко, дабы обеспечить эффективную подсечку, что оправдано, например при ловле судака с его твердым небом. Другие отпускают фрикцион свободно, чтобы гарантировать сверхдальний заброс и гарантированно застраховать снасть от поломок в случае зацепа. Все это – дело вкуса и опыта, нарабатывающегося годами.

Мы же остановимся на классическом варианте, предполагающем регулировку этого механизма в зависимости от разрывной нагрузки лески (под максимум). Для оптимально точной настройки потребуется груз массой порядка 70-80% от разрывной нагрузки лески. Устанавливать фрикцион на максимально допустимое значение крайне не рекомендуется!

Итак:

  • Снаряжаем спиннинг. Снасть должна быть приведена в полную боевую готовность и оснащена приманкой с крючком.
  • Затягиваем фрикцион и отпускаем на один щелчок. Этим мы уже дали минимальную, но недостаточную свободу механизму.
  • Цепляем крючок к лежащему на земле грузу. Лучше, если груз будет располагаться на расстоянии нескольких метров, но некоторые рыболовы просто выполняют подъем груза по вертикали.
  • Выполняем импровизированную подсечку и вываживание «трофея», постепенно ослабляя фрикцион. Груз должен оставаться на месте, сдвигать его на себя не нужно.
  • Как только фрикцион сработал на сброс лески (вы услышали трещотку), можно поставить себе мысленную «пятерку» и отправляться на рыбалку.

В таких условиях фрикцион настраивают редко: обычно сия процедура производится уже на рыбалке. Крючок просто цепляют за дерево, отходят на несколько метров и тянут удилище в сторону, под углом 45-90o с леской, либо осуществляют подмотку. Как только изгиб удилища достигнет близких к критическим значений, фрикцион потихоньку отпускают до трещотки.


Фрикционы на мультах, предназначенных для ловли в заброс, настраивают аналогичным образом. В качестве регулятора выступает крыльчатая звездочка. Многие рыболовы поступают проще: затягивают фрикцион до максимума, а затем отпускают его на пару щелчков. В случае необходимости можно всегда отпустить фрикцион в процессе вываживания, повернув звездочку на себя.

Сложные и мощные мультипликаторы для троллинга настраиваются несколько иначе, причем всегда на полностью свободной шпуле (отпущенном рычаге). Регулятор подкручивают, устанавливая оптимальные нагрузки как в рабочем (промежуточном) положении рычага, так и на максимально затянутом фрикционе.

Советы начинающим

А теперь, на закуску, несколько практических советов:

  • Выбирайте качественные катушки. Как ни регулируй фрикцион на дешевом китайском контрафакте, со своей ролью он полноценно не справится.
  • Ухаживайте за механизмом. Катушка должна храниться в сухом виде, с отпущенным фрикционом.
  • Не забывайте о возможности регулировки в процессе вываживания. Во время вываживания особо мощных трофеев лучше ослаблять и подтягивать фрикцион, выкачивая рыбу.

Удачи вам, уважаемые любители рыбной ловли! Надеемся, теперь вы научитесь использовать широчайшие возможности фрикциона и поймаете еще больше знатных трофеев.

Рыболовы удивляются, почему у меня клюет, а у них нет? Только для вас раскрываю секрет: все дело в чудо-приманке!

Подробнее

Фрикционная муфта: устройство, принцип работы, виды

Довольно большое количество механизированных конструкций имеют переходящий участок, через который проводится передача крутящего момента. Зачастую в качестве подобного элемента выступает специальная муфта, обладающая определенными характеристиками. В полной мере выполнить подобную функцию может фрикционный тип устройства, который устанавливается в транспортной технике, инженерных решениях, промышленных станках. Устройство может применяться для реализации самых различных задач.

Муфта фрикционнаяМуфта фрикционная

Общее устройство муфты

Рассматриваемое устройство может существенно различаться по конструктивным особенностям, но в большинстве случаев представлено сочетанием пакетов дисковых элементов в фрикционной функцией. При этом муфта фрикционная характеризуется особыми свойствами, которые должны учитываться. Особенности заключаются в следующем:

  1. Классификация проводится по числу дисков. Этот параметр во многом зависит то частоты крутящего момента.
  2. Усилие может передаваться от одного вала к другому с различным показателем частоты вращения, в большинстве случаев устанавливается два диска.
  3. В большинстве случаев один диск представлен стальным изделие, второй фрикционным. При этом при изготовлении, как правило, применяется материал со сходными свойствами.
  4. Особыми свойствами обладает фрикционное покрытии. Его задача заключается в обеспечении требуемой сцепки.
  5. Для того чтобы существенно повысить эффективность фрикционного покрытия поверхность снабжается специальными керамическими и углеродистыми элементами с повышенной износостойкостью.
  6. В продаже встречаются и варианты исполнения без фрикционного покрытия. В этом случае есть барабанная основа, которая сочетается с валом.
  7. В некоторых случаях проводится добавление возвратной пружины и поршня. Основная задача подобных элементов заключается в существенном повышении степени сцепки. Пружина отвечает за возврат диска на свое рабочее место.

Конструкция фрикционной муфтыКонструкция фрикционной муфты

Промежуточное устройство может иметь самую различную конструкцию, все зависит от поставленной задачи.

Принцип работы

Во многих случаях фрикционная муфта токарного станка или другого оборудования предназначается для сопряжения двух элементов и создания одного рабочего агрегата. Рассматривая принцип работы следует уделить внимание нижеприведенным моментам:

  1. На момент подключения устройства нарастает сила прижатия элементов.
  2. Вначале работы муфты фрикционной важна не только сцепка, но и скольжение двух сопряженных элементов. только при схожести двух сил обеспечиваются условия для благоприятного старта.
  3. Проводя расчет фрикционной муфты следует также уделить внимание тому, что некоторые варианты исполнения предназначены для обеспечения требуемого уровня безопасности. Примером можно назвать функцию безопасного разобщения валов при появлении пиковой величины крутящего момента.
  4. Большое значение в рассматриваемом случае имеют промежуточные диски. Именно они предназначены для непосредственной передачи усилия.

Принцип работы фрикционной муфтыПринцип работы фрикционной муфты

Механизм включения может существенно отличаться. В большинстве случаев в его качестве выступает механический или гидравлический привод, а также электрическое блок управления. Некоторые варианты исполнения могут работать автоматически при возникновении перегрузки.

Используемые в конструкции материалы

Для обеспечения особых эксплуатационных свойств при изготовлении применяются специальные материалы. Среди их особенностей отметим следующее:

  1. В большинстве случаев основная часть изготавливается из стали. За счет этого основная часть конструкции может выдерживать существенно воздействие, служить на протяжении длительного периода. Чаще всего применяется углеродистый сплав, в некоторых случаях легированный.
  2. Фрикционные вставки представлены различными материалами. Примером можно назвать ретинакс марки ФК 16Л и ФК-24А. Свойства подобных составов определяют то, что поверхность может выдерживать кратковременное воздействие температуры до 1100 ⁰C. За счет этого обеспечивается длительный эксплуатационный срок.

Важным моментом назовем то, что муфта фрикционная может работать без смазки и с ней.

Отсутствие масла в системе существенно снижает эксплуатационный срок, однако в подобном случае не приходится проводить периодическое обслуживание. Масло существенно снижает степень трения подвижных элементов, оно также отводит тепло от основных элементов конструкции.

С каждым годом фрикционные муфты совершенствуются путем применения специальных материалов, которые обладают особыми свойствами. Примером можно назвать керамику и другие легированные составами.

Формы выпуска деталей

В большинстве случаев дисковые муфты представлены пластинчатыми изделиями. Среди особенностей формы выпуска отметим следующие моменты:

  1. В эту группу входят вкладыши, которые могут изготавливаться при применении композитных материалов.
  2. Рассматриваемые элементы характеризуются внутренними и внешними диаметрами. При этом устройство имеет угловой сектор, за счет которого обеспечивается встраивание в механизм с нестандартной сцепкой.

Крепление абразива может проводится самым различным образом. Чаще всего для этого применяется заклепка, которая утапливается в специальные ниши.

Разновидности муфт

Встречается довольно большое количество различных устройств, которые могут классифицироваться по конструктивному признаку. В большинстве случаев в качестве основного элемента выступает диск с особыми свойствами. При этом могут создаваться следующие варианты исполнения:

  1. Цилиндрические.
  2. Конусные.
  3. Барабанно-ленточные.

Подобные варианты исполнения применяются в том случае, когда нужно обеспечить особые эксплуатационные характеристики. Современным вариантом исполнения можно назвать многодисковую конструкцию, которая характеризуется высокой плавностью хода на момент эксплуатации.

Классификация проводится и по типу применяемого привода для передачи усилия. Выделяют следующие варианты исполнения:

  1. Гидравлика сегодня встречается крайне часто, так как она основана на передаче усилия за счет жидкости. В качестве технической жидкости часто применяется масло или специальная жидкость.
  2. Пневматика сегодня также встречается крайне часто. В этом случае усилие передается за счет сжатого воздуха, который часто генерируется компрессором.
  3. Современные варианты исполнения работают от электромагнитных полей. Однако, высокая стоимость и сложность изготовления определяют относительно узкое распространение подобного механизма.

Еще одной распространенной классификацией можно назвать то, каким именно образом передается вращение: сухим или мокрым. Во втором случае за счет добавления смазки существенно расширяется срок эксплуатации фрикционной муфты, а также проводится отведение температуры.

Дисковые устройства

Довольно большое распространение получили дисковые фрикционные муфты. Ключевые моменты следующие:

  1. Может применяться сочетание дисков для повышения степени надежности.
  2. Диски имеют сложную конструкцию, при изготовлении применяются различные материалы.
  3. Небольшие линейные размеры также можно назвать ключевым достоинством предложения.

Дисковые устройства получили широкое распространение, они могут классифицироваться по самым различным признакам.

Дисковая муфтаДисковая муфта

Конусные модификации

Для изменения основных свойств механизма применяются конусные элементы, за счет которых передается усилие. Особенности следующие:

  1. Более высокая плавность хода.
  2. Обеспечивается высокая степень сцепления.
  3. За счет изменения усилия может регулироваться частота вращения, но на протяжении недлительного периода.

Модификации конусного типа получили широкое распространение. Однако, сложности при изготовлении становятся причиной существенного повышения стоимости.

Цилиндрические устройства

Могут применяться и цилиндрические фрикционные муфты. При изготовлении основной части применяется специальный фрикционный материал, характеризующийся повышенной устойчивостью к воздействию высокой температуры.

Сегодня цилиндрические устройства производятся самыми различными производителями. Х существенным недостатком можно назвать достаточно большие размеры.

Особенности многодисковых моделей

Для уменьшения радиальных габаритов фрикционных дисков применяется муфта многодисковая. Среди особенностей отметим следующее:

  1. За счет нескольких дисков получается одинаковая поверхность трения при уменьшении радиальных размеров.
  2. Подобная многодисковая фрикционная муфта устанавливается на большинстве грузовых транспортных средств.
  3. За счет воздействия силы оказывается требуемое трение, оно и передает силу.
  4. Показатель толщины может варьировать в достаточно большом диапазоне.
  5. Диски могут работать со смазывающим веществом и без него.

Многодисковая модельМногодисковая модель

За счет сочетание нескольких дисков может передаваться требуемое усилие. Все элементы должны быть строго соосными, поэтому проводится установка строго на одной полумуфте.

Модели с одним барабаном

Подобные варианты исполнения используются для передачи небольшого усилия. Среди особенностей отметим:

  1. Компактные размеры.
  2. Снижение степени нагрева поверхности.
  3. Увеличение степени эффективности применения фрикционной муфты.
  4. Снижение нагрева поверхности.

Модели с одним барабаном характеризуются тем, что при их производстве не применяются абразивные и фрикционные материалы.

Модели с несколькими барабанами

Существенно повысить эффективность барабанного устройства можно за счет установки нескольких барабанов. Это обеспечивает следующее:

  1. Снижается степень износа.
  2. Обеспечивается равномерное распределение нагрузки.

Применение нескольких барабанов становится причиной увеличения габаритов муфты.

Втулочные модели

В качестве промежуточного элемента также может применяться втулка. Подобный вариант исполнения характеризуется следующими особенностями:

  1. Надежность.
  2. Небольшой вес.
  3. Длительный срок эксплуатации.

Втулочные модели менее распространены в сравнении с дисковыми и многодисковыми.

Преимущества фланцевых устройств

Фланцевый метод подсоединения получил широкое распространение. Это связано со следующим:

  1. Простота монтажа.
  2. Надежность и длительный срок эксплуатации.
  3. Есть возможность проводить своевременное обслуживание.

Муфта фланцеваяМуфта фланцевая

Преимущества фланцевых устройство определяет широкое распространение. Однако, их монтаж может проводится не во всех случаях.

Модели на шарнирах

Может проводится установка моделей на шарнирах. Эта модель характеризуется следующими свойствами:

  1. Небольшие размеры.
  2. Длительный срок эксплуатации.
  3. Надежность.
  4. Широкая область применения.

Однако, модели на шарнирах характеризуются специфическими характеристиками, которые и определяют их применение только в определенных случаях.

Кулачковые устройства

Довольно большое распространение получили устройства кулачкового типа, которое представлено двумя полумуфтами с кулачкам на торцах. Муфта подобного типа работает следующим образом:

  1. На момент срабатывания привода кулачки одной части входят в специальные впадины второй, за счет чего происходит жесткое соединение.
  2. Для изменения положения рабочей части она перемещается вдоль оси вала со шлицами. Также используется и другой направляющий элемент, которые обеспечивает точное позиционирование подвижного элемента при смене его положения.
  3. Специалисты рекомендуют располагать подвижную часть на ведомом валу, за счет чего снижается степень износа конструкции при ее эксплуатации.
  4. Изготовление кулачков проводится при применении марок стал 20Х и 20ХН. Для улучшения основных эксплуатационных качеств проводится закаливание поверхности до твердости 54-60 HRC.
  5. Основные элементы могут изготавливаться в самой различной форме. Довольно большое распространение получили треугольные, прямоугольные и трапецеидальные варианты исполнения.
  6. Для существенного упрощения процедуры могут применяться ассиметричные профили, которые получили широкое распространение.

Муфта кулачковаяМуфта кулачковая

Кулачковая муфта характеризуется тем, что способно передавать достаточно высокое усилие.

Это связано с применением определенной стали при изготовлении кулачков.

Модели для приводов

Привод предназначается для передачи усилия. Существует довольно большое количеств вариантов исполнения для передачи вращения. Привод характеризуется следующими особенностями:

  1. Количество оборотов.
  2. Требуемое усилие.
  3. Длительность эксплуатации.
  4. Оказываемая нагрузка.

Привод рассматриваемого типа широко распространен. Это связано с тем, что передача усилия может быть прекращена в любой момент.

Муфта фрикционная

Фрикционный вариант исполнения применяется для плавной передачи усилия под нагрузкой на ходу при любой скорости вращения ведущего и ведомого элемента. Работает устройство за счет высокой силы трения. Сред особенностей применения фрикционной муфты отметим:

  1. Вначале работы диски проскальзывают, за счет чего исключается ударная нагрузка. Плавный старт можно назвать основным преимуществом.
  2. Со временем степень скольжения существенно снижается, за счет чего оба элемента вращаются с одной скоростью.
  3. За счет изменения прижимной силы может изменяться и скорость вращения приводимого элемента во вращение.

Однако фрикционная муфта характеризуется и довольно большим количеством недостатков, среди которых отметим повышенную степень износа при эксплуатации. Также не стоит забывать о том, что сопрягаемая поверхность может сильно нагреваться.

Муфта упругая втулочно-пальцевая: чертеж, параметры, основные размеры

Подобный вариант исполнения также получил весьма широкое распространение, может применяться при создании различных механизмов. Среди особенностей отметим следующее:

  1. Основные параметры и размеры стандартизированы. За счет этого существенно упрощается задача по выбору наиболее подходящего механизма и его установке.
  2. В интернете встречается много различных чертежей, которые можно использовать в качестве основы при проектировании.
  3. При проектировании учитывается тип применяемого материала и друге моменты.

Муфта втулочно-пальцеваяМуфта втулочно-пальцевая

Упругая втулочная пальцевая муфта применяется в качестве предохранительного и управляющего элемента. В специализированном магазине можно встретить большой ассортимент устройств, что существенно упрощает задачу по подбору подходящего варианта исполнения.

Что такое обгонные муфты?

Altra-Industrial-stb-0079-p1 roller ramp overrunning clutch

Пример муфты свободного хода роликовой аппарели от Altra Industrial Motion.

Обгонные муфты, иногда называемые муфтами свободного хода, используются для свободного хода в одном направлении при движении в другом направлении вращения. Когда ведомый вал вращается быстрее, чем ведущий вал, муфта механически отсоединяет приводной вал от ведомого вала.

Они используются в тяжелых условиях, таких как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, авиакосмическая промышленность, промышленная обработка металлов, индексация и т. Д.Они часто используются, когда требуются ограничители обратного хода, многоскоростные, двух- и односторонние приводы.

Четыре типа обгонных муфт включают в себя обгонную муфту, роликовый аппарель, обжимную пружину и клин.

Одной из самых долговечных конструкций является муфта роликовой аппарели, которая имеет цилиндрические ролики, расположенные в клиновидной области, образованной внешней цилиндрической поверхностью и внутренней плоской поверхностью. Когда между роликами и этими поверхностями возникает трение, ролики прочно заклинивают, когда плоская внутренняя часть вращается в направлении движения.Это включает сцепление.

Altra-Industrial-stb-0052-p1-sprag

Обгонная муфта свободного хода от Altra Industrial Motion.

Зажимная муфта работает аналогичным образом, но она имеет внутреннюю и внешнюю цилиндрическую форму и вместо этого использует пружинные шайбы неправильной формы или бобовые, которые работают только в одном направлении. Они обеспечивают больший крутящий момент, но ограничены размером отверстия из-за ограничений радиального пространства.

В муфтах с витой пружиной

используется винтовая пружина для передачи крутящего момента в одном направлении путем затягивания на цилиндрической втулке.Они используются в основном в низкоскоростных операциях, которые не требуют тяжелой конструкции.

Наконец, клиновая рампа объединяет лучшее из всех трех дизайнов. Как правило, они дешевы, просты в ремонте и обладают высокими оборотами и крутящим моментом. Вместо внешнего элемента цилиндрической формы он имеет плоскую поверхность и компактные пружины, что дает ему большую площадь для увеличения крутящего момента.

,

МВт: ICEBORNE | Что такое коготь сцепления — Руководство и что вы можете сделать

Прочтите это руководство Monster Hunter World: Iceborne, чтобы узнать больше о новом действии Slinger — Clutch Claw. Знайте, как пользоваться и что можно делать!

Следите за последними новостями и темами Iceborne!

Что такое коготь сцепления?

Новое действие Slinger, представленное в Iceborne

New Slinger Action Introduced In Iceborne New Slinger Action Introduced In Iceborne

Clutch Claw — это новый тип действия Slinger, который все Охотники могут использовать со всем оружием. Это новая функция, которую можно использовать в Iceborne, даже если вы не завершили основную историю Monster Hunter World.

Ознакомьтесь со списком изменений оружия Iceborne!

Посмотрите демонстрацию сцепления Claw ниже!

Используйте Clutch Claw, чтобы схватить монстров

Use Clutch Claw To Grab Onto Monsters Use Clutch Claw To Grab Onto Monsters

Вы можете стрелять Clutch Claw так же, как и Slinger Ammo, но вместо этого вы схватите монстра когтем. Чтобы схватить монстра, требуется запороть, но вы можете выполнять особые атаки Clutch Claw или управлять монстрами.

Как использовать и что вы можете сделать

Выполняйте атаки Clutch Claw, которые смягчают шкуру монстра

Do Clutch Claw Attacks That Soften Monster Hide Do Clutch Claw Attacks That Soften Monster Hide

Когда вы схватываете монстра, вы можете использовать специальные атаки Clutch Claw, которые на некоторое время смягчают шкуру этого монстра.Попадание в это место нанесет дополнительный урон и полезно для разрушения частей монстра.

Эффекты атак когтями сцепления для каждого оружия
Большой меч, молот, охотничий рог, копье, заряжающее лезвие, топор-переключатель, HBG
Смягчает шкуру монстра на несколько мгновений
Длинный меч, Меч и щит, Парные лезвия, Ружье, Глефа насекомых, Лук, LBG
Легко падает боеприпасы для пращи
Наносит урон монстрам

Стрельба из всех патронов для пращи, чтобы заставить монстров пошатнуться

Fire Slinger Ammo To Send Monsters Reeling Fire Slinger Ammo To Send Monsters Reeling

Когда вы схватываете монстра за голову и выпускаете патроны для пращи в движении Slinger Burst, вы заставляете монстра пошатнуться.Это отправит их в том направлении, в котором они смотрят.

Ознакомьтесь с руководством по Slinger Burst (Flinch Shot) здесь!

Используйте атаку когтем, чтобы изменить направление монстра

Use Claw Attack To Change Monster Use Claw Attack To Change Monster

Когда вы схватили монстра за голову, вы можете использовать атаку Clutch Claw, чтобы изменить направление взгляда монстра. Это полезно, если вы хотите отправить их в стену. Но учтите, что разъяренными монстрами невозможно управлять.

Отправить монстров врезаться в стену

Send Monsters To Slam Into Wall Send Monsters To Slam Into Wall

Когда вы стреляете из Slinger Ammo, хватаясь за монстра, не забудьте отправить его в стену.Это заставит их опрокинуться, даже сломать жесткие части монстров, оставив их открытыми для атаки.

© CAPCOM CO., LTD. 2018, 2019 ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Товарные знаки являются собственностью соответствующих владельцев. Его лицензиары не подтвердили и не несут ответственности за работу или содержание этого сайта.
МИР ОХОТНИКОВ МОНСТРОВ: Официальный сайт ICEBORNE

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о