Грм работа: типы, устройство и принцип работы

Содержание

типы, устройство и принцип работы

Газораспределительный механизм (ГРМ) представляет собой совокупность деталей и узлов, обеспечивающих открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов двигателя в определенный момент времени. Основная задача ГРМ заключается в своевременной подаче топливовоздушной смеси или топлива (это зависит от типа мотора) в камеру сгорания и выпуск отработавших газов. Для реализации этой задачи слажено работает целый комплекс механизмов, часть из которых управляется при помощи электроники.

Устройство газораспределительного механизма

В современных моторах газораспределительный механизм располагается в головке блока цилиндров двигателя. В его состав входят следующие основные элементы:

  1. Распределительный вал. Это сложная по конструкции деталь, которая изготавливается из прочной стали или чугуна с высокой точностью обработки. В зависимости от конструкции ГРМ распредвал может устанавливаться в головке блока цилиндров или в картере двигателя (такая компоновка сейчас не применяется). Это основная деталь, которая отвечает за последовательное открытие и закрытие клапанов.фото 1фото 1Распределительный вал

    На валу имеются опорные шейки и кулачки, которые и толкают стержень клапана или коромысло. Форма кулачка имеет строго определенную геометрию, поскольку от этого зависит длительность и степень открытия клапана. Также кулачки выполнены разнонаправленными, чтобы обеспечивать попеременную работу цилиндров.

  2. Привод. Крутящий момент от коленчатого вала передается через привод на распределительный вал. Привод бывает разным в зависимости от конструктивного решения. Шестерня коленвала в дв

Принцип работы грм

ГРМ — принцип работы

Газораспределительный механизм (ГРМ) обеспечивает своевременный впуск в цилиндры свежего заряда горючей смеси и выпуск отработавших газов.

Он включает в себя элементы привода, распределительную шестерню, распределительный вал, детали привода клапанов, клапана с пружинами и направляющие втулки.

Распределительный вал служит для открытия клапанов в определенной последовательности в соответствии с порядком работы двигателя. Распредвалы отливают из специального чугуна или отковывают из стали.

Трущиеся поверхности распределительных валов для уменьшения износа подвергнуты закалке при помощи нагрева токами высокой частоты.

Распредвал может располагаться в картере двигателя либо в головке блока цилиндров.

Привод клапанов осуществляется расположенными на распределительном валу кулачками.

Количество кулачков зависит от числа клапанов.

В разных конструкциях двигателей может быть от двух до пяти клапанов на цилиндр (3 клапана – два впускных, один выпускной; 4 клапана – два впускных, два выпускных; 5 клапанов – три впускных, два выпускных).

Форма кулачков определяет моменты открытия и закрытия клапанов, а также высоту их подъема.

Привод распределительного вала от коленчатого вала может осуществляться одним из трех способов: ременной передачей, цепной передачей, а при нижнем расположении распредвала — зубчатыми шестернями. Цепной привод отличается надежностью, но его устройство сложнее и цена выше.

Ременной привод существенно проще, но ресурс зубчатого ремня ограничен, а в случае его разрыва могут наступить тяжелые последствия.

При обрыве ремня распредвал останавливается, а коленвал продолжает вращаться.

Чем это грозит?

В простых двухклапанных моторах, где, как правило, поршень конструктивно не достает до головки открытого клапана, ремонт ограничивается заменой ремня.

В современных многоклапанных двигателях при обрыве ремня поршни ударяются о клапана, «зависшие» в открытом состоянии. В результате сгибаются стержни клапанов, а также могут разрушиться направляющие втулки клапанов.

В редких случаях разрушается поршень.

Еще тяжелее при обрыве ремня приходится дизелям. Так как камера сгорания у них находится в поршнях, то в ВМТ у клапанов остается очень мало места. Поэтому при зависании открытого клапана разрушаются толкатели, распредвал и его подшипники, велика вероятность деформирования шатунов. А если обрыв ремня произойдет на высоких оборотах, возможно даже повреждение блока цилиндров.

Рабочий цикл четырехтактного двигателя происходит за два оборота коленвала. За это время должны последовательно открыться впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра. Поэтому распредвал должен вращаться в два раза медленнее коленвала, а, следовательно, шестерня распредвала всегда в два раза больше шестерни коленвала. Клапаны в цилиндрах должны открываться и закрываться в зависимости от направления движения и положения поршней в цилиндре. При такте впуска, когда поршень движется от в.м.т. к н.м.т., впускной клапан должен быть открыт, а при тактах сжатия, рабочего хода и выпуска – закрыт. Чтобы обеспечить такую зависимость, для правильной установки на шестернях ГРМ делают метки.

Способы привода клапанов

Привод клапанов может осуществляться разными способами.

При нижнем расположении распредвала, в картере двигателя, усилие от кулачков передается через толкатели, штанги и коромысла.

При верхнем расположении возможны три варианта: привод коромыслами, привод рычагами и привод толкателями.

Коромысла (другие названия – роликовый рычаг или рокер) изготавливают из стали.

Коромысло устанавливают на полую ось, закрепленную в стойках на головке цилиндров.

Одной стороной коромысла упираются в кулачки распредвала, а другой воздействуют на торцевую часть стержня клапана.

В отверстие коромысла для уменьшения трения запрессовывают бронзовую втулку.

От продольного перемещения коромысло удерживается при помощи цилиндрической пружины.

Во время работы двигателя в связи с нагревом клапанов их стержни удлиняются, что может привести к неплотной посадке клапана в седло.

Поэтому между стержнем клапана и носком коромысла должен быть определенный тепловой зазор.

Во втором варианте распредвал располагается над клапанами, и приводит их в действие посредством рычагов.

Кулачки распределительного вала действуют на рычаги, которые, поворачиваясь на сферической головке регулировочного болта, другим концом нажимают на стержень клапана и открывают его.

Регулировочный болт ввернут во втулку головки цилиндров и стопорится контргайкой.

Существуют ГРМ, в которых между рычагом и клапаном устанавливается гидрокомпенсатор.

Такие механизмы не требуют регулировки зазора.

И, наконец, при третьем варианте привода распределительный вал при вращении воздействует непосредственно на толкатель клапана.

Существует три варианта исполнения толкателей – механические (жесткие), гидротолкатели (гидрокомпенсаторы) и роликовые толкатели.

Первый тип в современных моторах практически не используется, в связи с большой шумностью работы и необходимостью частой регулировки зазора клапанов.

Второй тип наиболее широко применяется, так как не требует настройки и регулировки теплового зазора, а работа отличается мягкостью и гораздо меньшим шумом.

Гидрокомпенсатор состоит из цилиндра, поршня с пружиной, обратного клапана и каналов для подвода масла.

Работа гидрокомпенсатора основана на свойстве несжимаемости моторного масла, которое постоянно заполняет его внутреннюю полость и перемещает поршень при появлении зазора в приводе клапана.

Роликовые толкатели чаще всего применяются в спортивных и форсированных двигателях, так как позволяют улучшить динамические характеристики автомобиля за счет снижения трения.

В месте контакта с кулачком распредвала у них находится ролик. Поэтому кулачок не трется, а катится по толкателю. Вследствие этого роликовые толкатели выдерживают более высокие нагрузки и обороты, а также позволяют обеспечить более высокий подъем клапанов.

Недостатки – большая стоимость и вес, а, значит, и большие нагрузки на детали ГРМ

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Оцените статью, для нас это очень важно:

Проголосовавших: 1 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

Что такое ГРМ в автомобиле

Не ремонтируя машину самостоятельно, большинство автолюбителей плохо представляют, что такое ГРМ в автомобиле. Более того, далеко не все знают, как эта аббревиатура расшифровывается.

Если коротко, то ГРМ — это газораспределительный механизм. Понимая устройство газораспределительного механизма, причины поломок, правила обслуживания, легче избежать неисправностей, ведущих к капитальному ремонту двигателя.

Принцип работы ГРМ

Как понятно из названия, механизм управляет фазами газораспределения ДВС, то есть синхронизирует впрыск топливно-воздушной смеси, выпуск отработанных газов. Вращение коленчатого вала через шестерни, цепь или ремень ГРМ передается на распредвал, который управляет согласованным движением кулачков, открывающих впускные и выпускные клапаны.

устройство ГРМустройство ГРМ

Схематическое изображение устройства одного из возможных вариантов ГРМ

Конструктивно механизм состоит из десятков деталей. Кроме распределительных валов в него входят клапаны, сухари, толкатели, коромысла, штанги, тарелки, пружины, регулировочные элементы, системы поворота клапанов. Вращение кулачков распредвала обеспечивает раздельное осуществление фаз впрыска, сжатия, сгорания топлива (рабочего хода), выброса отработанных газов.

Конструкции ГРМ разделяют по расположению клапанов (нижнее, верхнее, смешанное). Для современных легковых моделей характерно использование ГРМ системы DOHC, с двумя клапанами на цилиндр. Каждый из двух распределительных валов открывает отдельный ряд клапанов, уменьшая инерцию коленчатого вала. Такая конструкция ГРМ увеличивает мощность двигателя, допустимое число оборотов.

Десмодромные ГРМ дорогих моделей управляются бортовыми компьютерами (электронными управляющими блоками). В них применяются электромагнитные клапаны, по команде микропроцессора меняющие режим работы двигателя. Это снижает расход топлива, помогает снимать с мотора оптимальную для режима движения мощность.

Поломки ГРМ и их причины

Внешними признаками поломок элементов газораспределительного механизма становятся металлические стуки в головке блока, падение мощности двигателя, синий цвет выхлопа, выстрелы глушителя, звонкие детонационные стуки, перегревы мотора.

погнутые клапанапогнутые клапана

Клапаны, погнутые в результате обрыва ремня

К причинам неисправностей ГРМ автомеханики относят износ деталей (при выработке ресурса двигателя), нарушение правил эксплуатации силового агрегата (экстремальные нагрузки, работа на максимальных оборотах), использование загрязненных смазок, бензина с примесями, смолами.

Это ведет к появлению распространенных поломок газораспределительного механизма:

  • повышенному износу подшипников;
  • нагару на клапанах;
  • увеличению тепловых зазоров клапанов;
  • деформациям пружин клапанов;
  • неисправностям гидрокомпенсаторов;
  • зависанию клапанов;
  • удлинению цепи ГРМ;
  • обрыву ремня ГРМ;
  • износам зубчатого шкива, направляющих втулок, стержней клапанов, маслоотражающих колпачков.

Диагностика износа ГРМ усложняется сходством симптомов с неисправностями других систем двигателя. Для точного определения поломки необходим демонтаж головки блока цилиндров. При запоздавшей диагностике назревающих поломок к серьезным последствиям приводят обрывы ремня ГРМ, зависание клапанов.

Зависание клапанов бывает вызвано нагаром, резонансом, ослаблением пружин клапанов. Неисправность требует полной разборки механизма, в крайнем случае – замены клапанов. Обрыв ремня ведет к загибу, деформации клапанов, направляющих втулок, отрыву штоков. Может понадобиться замена клапанов, капитальный ремонт всего двигателя (включая замену поврежденного блока цилиндров). 

Видео о ГРМ в автомобиле

Принцип работы газораспределительного механизмаПринцип работы газораспределительного механизма

Замена ремня ГРМ на ВАЗ 2104-05Замена ремня ГРМ на ВАЗ 2104-05

Оборвало ремень ГРМ и загнуло клапана Лада Гранта (Lada Granta)Оборвало ремень ГРМ и загнуло клапана Лада Гранта (Lada Granta)

Читайте также: Что такое ДМРВ и какие функции оно выполняет.

Обслуживание газораспределительного механизма

При техобслуживании автомобиля визуальный осмотр ремня доступен даже неопытным автолюбителям. Труднее определить растяжение цепного привода. Если на ремне видны трещины, значительные потертости, нитки корда, замена детали обязательна. Проверить натяжение ремня можно поворотом плоскости пальцами на 90 градусов.

Опытные владельцы машин, обладающие опытом ремонта, проводят замену ремня самостоятельно. Тонкими моментами операции становится совмещение меток шестерней валов (коленчатого, распределительного) с прорезями кожуха привода, определение пригодности натяжных роликов к дальнейшей эксплуатации, правильная регулировка натяжения.

метки на шестернях валов и на кожухеметки на шестернях валов и на кожухе

Метки на шестернях валов и на кожухе

При выборе зубчатого ремня для замены, кроме соответствия размеров, нужно обращать внимание на материал привода. Лучшими считаются ремни из композитных материалов (тяговый слой из арамида, полиэстера, полиамида, наружное покрытие бутадиен-нитрильным каучуком). Такие производители зубчатых ремней как ContiTech, «Бош», Dayco, Habasit гарантируют для своей продукции:

  • износостойкость;
  • малую шумность;
  • высокие показатели эластичности, прочности на разрыв;
  • способность работать при повреждениях (незначительных трещинах, потертостях).

Операции измерения теплового зазора, диагностику направляющих втулок (определение зазора между клапанами и втулками) нужно доверить специалистам. Для этого требуется разборка ГРМ, использование специальных измерителей. Обращения в автосервис не избежать при сбоях фаз газораспределения (требующих регулировки), текущих ремонтах седел клапанов, заменах распределительных шестерен, направляющих втулок.

Похожие статьи

устройство, принцип работы, назначение, техническое обслуживание и ремонт

ГРМ — это один из наиболее ответственных и сложных узлов в автомобиле. Газораспределительный механизм управляет впускными и выпускными клапанами двигателя внутреннего сгорания. На такте впуска ГРМ выполняет открытие впускного клапана, благодаря чему воздух и бензин попадают в камеру сгорания. На такте выпуска открывается выпускной клапан и удаляются отработанные газы. Давайте подробно рассмотрим устройство, принцип действия, типичные поломки и многое другое.

ремень ГРМ

Основные узлы ГРМ

Основным элементом газораспределительного механизма является распредвал. Их может быть несколько или же один в зависимости от конструктивных особенностей ДВС. Распределительный вал выполняет своевременное открытие и закрытие клапанов. Изготавливается из стали или чугуна, а устанавливается в блоке цилиндров или картере. Отсюда можно сделать вывод, что есть несколько конструкций двигателей — с верхним и нижним расположением распределительного вала. На валу имеются кулачки, которые при вращении распредвала оказывают действие через толкатели на клапан. Для каждого клапана предусмотрен свой толкатель и кулачок.

Впускные и выпускные клапаны необходимы для подачи топливно-воздушной смеси в камеру сгорания и удаления отработанных газов. Впускные клапаны выполняют из стали с хромированным покрытием, а выпускные — из жаропрочной стали. Клапан имеет стержень, на котором крепится тарелка. Обычно впускные и выпускные клапаны отличаются между собой диаметром тарелки. Также к ГРМ стоит отнести штанги и привод.

Устройство газораспределительного механизма

Стоит еще несколько слов сказать об устройстве впускных и выпускных клапанов. Стержень клапана имеет цилиндрическую форму и канавку для установки пружины. Движение клапанов возможно только в одном направлении — к втулкам. Для того чтобы моторное масло не попадало в камеру сгорания, ставят уплотнительные колпачки из маслостойкой резины.

водяная помпа

Есть еще такой узел, как привод ГРМ. Это передача вращения с коленчатого на распределительный вал. Примечательно то, что на два оборота коленвала приходится один распределительного. Собственно, это является рабочим циклом, при котором происходит открытие клапанов. Стоит заметить, что мотор с двумя распределительными валами более мощный и имеет выше КПД. Особенно это заметно на высоких оборотах. К примеру, когда ДВС оснащается одним распредвалом, то маркировка выглядит так: 1,6 литра и 8 клапанов. А вот два вала — это уже всегда в два раза большее количество клапанов, то есть 16. Ну а сейчас пойдем дальше.

Работа газораспределительного механизма

Принцип действия на всех моторах, если речь идет о таких типах, как ДВС, практически одинаков. Всю работу можно условно разделить на 4 этапа:

  • впрыск топлива;
  • сжатие;
  • рабочий цикл;
  • удаление отработанных газов.

Подача горючего в камеру сгорания осуществляется за счет движения коленчатого вала из верхней мертвой точки (ВМТ) в нижнюю мертвую точку (НМТ). При начале движения поршня открываются впускные клапаны, и топливно-воздушная смесь подается в камеру сгорания. После этого клапан закрывается, коленвал за это время проворачивается на 180 градусов от исходного положения.

После того как поршень доходит до НМТ, он поднимается вверх. Следовательно, начинается фаза сжатия. Когда достигается ВМТ, фаза считается законченной. Коленвал в это время проворачивается на 360 градусов от своего начального положения.

назначение газораспределительного механизма

Рабочий ход и удаление газов

Когда поршень достигает ВМТ, происходит воспламенение рабочей смеси от свечей зажигания. В это время достигается максимальный момент сжатия и оказывается высокое давление на поршень, который начинает движение к нижней мертвой точке. Когда поршень опустится, то рабочий ход можно считать законченным.

Заключительная фаза — удаление отработанных газов из камеры сгорания. Когда поршень достиг НМТ и начинает свое движение к ВМТ, происходит открытие выпускного клапана и избавление камеры сгорания от газов, которые образовались в результате горения топливно-воздушной смеси. При достижении поршня НМТ фазу удаления газов принято считать законченной. При этом коленчатый вал от своего начального положения проворачивается на 720 градусов. Для достижения максимальной точности необходима синхронизация газораспределительного механизма двигателя с коленчатым валом.

Основные неисправности ГРМ

От того, насколько своевременно и качественно будет проводиться техническое обслуживание мотора, зависит его техническое состояние. В процессе эксплуатации все элементы подвергаются износу. Это касается и ГРМ. Основные неисправности механизма выглядят следующим образом:

  • Низкая компрессия и хлопки в выпускной системе. В процессе эксплуатации двигателя внутреннего сгорания образуется нагар, который становится причиной неплотного прилегания клапана к седлу. На клапанах появляются раковины, а иногда и сквозные отверстия (прогар). Также компрессия падает из-за деформации головки блока цилиндров и прохудившейся прокладки.
  • Заметное падение мощности и тяги, посторонние металлические стуки и троение. Основная причина — неполное открытие впускных клапанов в результате большого теплового зазора. Часть воздушно-топливной смеси не попадает в камеру сгорания. Это происходит из-за выхода из строя гидрокомпенсаторов.
  • Механический износ деталей. Происходит в процессе эксплуатации двигателя и считается нормальным явлением. В зависимости от периодичности и качества обслуживания ДВС признаки критического износа на одном типе силового агрегата могут проявляться при различном пробеге.
  • Износ цепи или ремня ГРМ. Цепь растягивается и может перескочить или вовсе порваться. Это касается и ремня, срок службы которого ограничен не только пробегом, но и временем.

Как выполняется диагностика ГРМ?

Газораспределительный механизм ВАЗ или любой другой машины работает по одному принципу. Следовательно, способы диагностики и основные неисправности, как правило, одни и те же. Основные поломки — неполное открытие клапанов и неплотное прилегание к гнездам.

система натяжения ГРМ

Если клапан не закрывается, то появляются хлопки во впускном и выпускном коллекторах, а также снижается тяга и мощность мотора. Происходит это из-за нагара на гнездах и клапанах, а также по причине потери упругости пружин.

Диагностика проводится довольно просто. Первым делом проверяют фазы газораспределения. Дальше замеряют тепловые зазоры между коромыслом и клапаном. Помимо этого проверяется зазор между седлом и клапаном. Если говорить о механическом износе деталей, то больше всего поломок связано с критическим износом шестеренок, в результате чего ремень или цепь неплотно прилегают к зубу и возможно проскальзывание.

Фазы ГРМ и тепловой зазор

Самостоятельно продиагностировать состояние фаз газораспределительного механизма довольно сложно. Для этого необходим набор таких инструментов, как малка-угломер, моментоскоп, указатель и др. Процедура выполняется на заглушенном двигателе. Малка-угломер устанавливается на шкив коленчатого вала. Проверяется период открытия клапана всегда в 1-м цилиндре. Для этого вручную проворачивают коленчатый вал до появления зазора между клапаном и коромыслом. С помощью малки-угломера на шкиве определяют зазор и делают выводы.

Самый простой, но наименее точный метод замера теплового зазора выполняется с помощью набора пластин длиной 100 мм и максимальной толщиной 0,5 мм. Выбирается один из цилиндров, на котором будут проводиться замеры. Его необходимо довести до ВМТ с помощью ручного поворота коленчатого вала. В сформировавшийся зазор вставляются пластины. Метод не дает 100%-й точности и результата. Ведь допустимая погрешность зачастую слишком велика. Кроме того, если имеется неравномерный износ бойка коромысла и штока, то полученные данные вообще можно во внимание не брать.

цепной привод

Обслуживание ГРМ

Как показывает практика, большая часть поломок газораспределительного механизма связана с несвоевременным ТО. К примеру, производитель рекомендует менять ремень каждые 120 тысяч километров. Владелец же не берет во внимание эти данные и использует ремень по 200 тысяч. В результате последний рвется, сбиваются метки ГРМ, клапаны сталкиваются с поршнями и требуется капитальный ремонт. Это же касается и такого элемента механизма, как водяной насос. Он создает необходимое давление охлаждающей жидкости для ее циркуляции по системе. Разрушение крыльчатки или выход из строя уплотнительной прокладки приводят к серьезным проблемам с двигателем. Ролики и натяжитель тоже подлежат замене. Любой подшипник рано или поздно выходит из строя. Если своевременно менять ролики и сам натяжитель, то шанс столкнуться с такой проблемой минимален. Заклинивание ролика очень часто приводит к обрыву ремня. Именно поэтому необходимо выполнять своевременное техническое обслуживание газораспределительного механизма.

О ремонте ГРМ

В большинстве случаев при обрыве ГРМ на средних и высоких оборотах требуется капитальный ремонт двигателя. Практически всегда замене подлежит цилиндро-поршневая группа. Но даже при нормальной эксплуатации детали подвергаются износу. Первым делом страдают шейки, кулачки, а также существенно увеличиваются зазоры в подшипниках коленвала. Выполняются все работы только специалистами при помощи высокоточного оборудования. Все проточки делаются под ремонтные размеры, которые закладываются заводом-изготовителем. Обычно предусмотрено 2 капитальных ремонта, после чего двигатель необходимо менять на аналогичный.

Немного информации о метках

Как уже было отмечено выше, ГРМ — узел сложный и крайне ответственный. Если привод газораспределительного механизма не синхронизирован, то завести автомобиль не выйдет. Основная причина рассинхронизации — сбитые метки. Ремень или цепь могут ослабиться из-за выхода из строя натяжителя или естественного износа. Метки выставляются относительно коленчатого вала. Для этого снимается шкив, что позволит нам увидеть шестеренку, на ней есть метка, которая должна совпадать с отметкой на масляном насосе или блоке. Соответствующие метки имеются и на распределительных валах. Используя инструкцию по эксплуатации, выставляют метки ГРМ. Очень важно понимать, что от правильности выполнения работ зависит результат. Перепрыгнувший на один зуб ремень — это не страшно, мотор будет работать, но с отклонениями. Если же метка уйдет на несколько делений, то завести авто будет невозможно.

цепной привод двигателя v8

Качественные запасные части

Мы разобрались с тем, каково назначение газораспределительного механизма. Вы уже знаете, что это очень ответственный узел, который должен регулярно обслуживаться. Но важно учитывать еще и качество запасных частей. Ведь именно от них зачастую зависит срок службы ГРМ. Квалифицированная установка оригинальных комплектующих системы газораспределительного механизма практически полностью гарантирует бесперебойную работу узла в течение срока до планового обслуживания. Что касается сторонних производителей, то тут нет никаких гарантий, особенно если речь идет о комплектующих из Китая посредственного качества.

верхнее расположение распредвалов

Подведем итоги

Чтобы узел работал исправно, его необходимо вовремя обслуживать. Стоит понимать, что чем сложнее мотор, тем дороже обойдется комплект ГРМ. Но экономить однозначно не стоит. Ведь скупой платит дважды. Поэтому лучше один раз купить дорогие запасные части и спать спокойно. Замену водяной помпы при ее неисправности можно приравнять к полной замене механизма. Далеко не любая конструкция двигателя позволяет допускать такие ошибки, ведь это будет стоить приличных денег. На некоторых силовых агрегатах обрыв ремня не приводит к капиталке, но на это рассчитывать не стоит.

Газораспределительный механизм. Назначение и устройство ГРМ

Газораспределительный механизм (ГРМ) предназначен для впрыска топлива и выпуска отработанных газов в двигателях внутреннего сгорания. Сам механизм газораспределения делится на нижнеклапанный, когда распределительный вал находится в блоке цилиндров, и верхнеклапанный. Верхнеклапанный механизм подразумевает нахождение распредвала в головке блока цилиндров (ГБЦ). Существуют и альтернативные механизмы газораспределения, такие как гильзовая система ГРМ, десмодромная система и механизм с изменяемыми фазами.

Для двухтактных двигателей механизм газораспределения осуществляется при помощи впускных и выпускных окон в цилиндре. Для четырехтактных двигателей самая распространенная система верхнеклапанная, о ней и пойдет речь ниже.

 

Устройство ГРМ

В верхней части блока цилиндров находится ГБЦ (головка блока цилиндров) с расположенными на ней распределительным валом, клапанами, толкателями или коромыслами. Шкив привода распредвала вынесен за пределы головки блока цилиндров. Для исключения протекания моторного масла из-под клапанной крышки, на шейку распредвала устанавливается сальник. Сама клапанная крышка устанавливается на масло- бензо- стойкую прокладку. Ремень ГРМ или цепь одевается на шкив распредвала и приводится в действие шестерней коленчатого вала. Для натяжения ремня используются натяжные ролики, для цепи натяжные «башмаки». Обычно ремнем ГРМ приводится в действие помпа водяной системы охлаждения, промежуточный вал для системы зажигания и привод насоса высокого давления ТНВД (для дизельных вариантов).

С противоположной стороны распределительного вала посредством прямой передачи или при помощи ремня, могут приводиться в действие вакуумный усилитель, гидроусилитель руля или автомобильный генератор.

Распредвал представляет собой ось с проточенными на ней кулачками. Кулачки расположены по валу так, что в процессе вращения, соприкасаясь с толкателями клапанов, нажимают на них точно в соответствии с рабочими тактами двигателя.

Существуют двигатели и с двумя распредвалами (DOHC) и большим числом клапанов. Как и в первом случае, шкивы приводятся в действие одним ремнем ГРМ и цепью. Каждый распредвал закрывает один тип клапанов впускных или выпускных.

Клапан нажимается коромыслом (ранние версии двигателей) или толкателем. Различают два вида толкателей. Первый – толкатели, где зазор регулируется калибровочными шайбами, второй – гидротолкатели. Гидротолкатель смягчает удар по клапану благодаря маслу, которое находится в нем. Регулировка зазора между кулачком и верхней частью толкателя не требуется.

 

Принцип работы ГРМ


Весь процесс газораспределения сводится к синхронному вращению коленчатого вала и распределительного вала. А так же открыванию впускных и выпускных клапанов в определенном месте положения поршней.

Для точного расположения распредвала относительно коленвала используются установочные метки. Перед надеванием ремня газораспределительного механизма совмещаются и фиксируются метки. Затем надевается ремень, «освобождаются» шкивы, после чего ремень натягивается натяжным(и) роликами.

При открывании клапана коромыслом происходит следующее: распредвал кулачком «наезжает» на коромысло, которое нажимает на клапан, после прохождения кулачка, клапан под действием пружины закрывается. Клапаны в этом случае располагаются v-образно.

Если в двигателе применены толкатели, то распредвал находится непосредственно над толкателями, при вращении, нажимая своими кулачками на них. Преимущество такого ГРМ малые шумы, небольшая цена, ремонтопригодность.

В цепном двигателе весь процесс газораспределения тот же, только при сборке механизма, цепь надевается на вал совместно со шкивом.





 



РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

 




7 признаков, что пора менять ремень


Для автолюбителей страшной поломкой является обрыв ремня в системе газораспределения. Разберемся, чем опасна эта неисправность.

Роль ремня ГРМ в работе двигателя


Газораспределительный механизм, регулирует своевременный выпуск отработанных газов и впрыск топливо-воздушной смеси. Как правило, приводом ГРМ называют ремень или цепь. Сейчас распространены двигатели с ременным приводом, рассмотрим подробнее.

Ремень ГРМ на автомобиле


Ремень ГРМ на автомобиле


На самом деле ремень газораспределительной системы, только отвечает за передачу усилия от коленчатого вала к распределительному. Также, благодаря зубчатым шкивам, поддерживает правильные настройки системы.


Дополнительная функция привода газораспределительного механизма — передача усилия на водяной насос, а иногда и на водяную помпу.

Как устроен ремень ГРМ


Приводной ремень представляет собой замкнутое кольцо, которое выполнено из технической резины. Некоторые модели имеют в составе полимерные нити. Использование резины позволяет добиться минимального уровня шумности.


На большей части двигателей внутреннего сгорания, используются зубчатые ремни.


Они эффективнее настраивают фазы газораспределительного механизма. Такой ремень имеет насечки-зубцы на внутренней поверхности кольца, которые обеспечивают надежное зацепление со шкивами распределительных валов и коленвала.

Описание ремня ГРМ


1. Зубец. 2. Лента.


Применяются следующие разновидности ремней:


  • зубчатые;

  • клиновые;

  • поликлиновые.


Два последних типа применяются крайне редко. По сравнению с зубчатыми ремнями, они не дают достаточную надежность передачи усилия.


Каждый ремень имеет точные размеры по внутреннему диаметру. Ширина ленты также различается. Учитывать эти параметры важно, если нужно будет приобрести неоригинальное изделие.

Когда менять ремень ГРМ?


На срок замены ремня могут влиять множество факторов:


  • срок эксплуатации;

  • неисправности двигателя;

  • неправильная установка и обслуживание.


На практике наиболее частой причиной замены, становится плановое ТО, согласно регламенту производителя.

Заявленный производителем срок службы ремня ГРМ.


Производители рассчитывают срок службы ремня ГРМ. В техническом руководстве к каждой модели можно найти данные по пробегу, на котором производится замена. Работа входит в плановое ТО. В таблице ниже можно найти информацию по популярным маркам легковых автомобилей.















Марка автомобиля

Срок службы в км пробега

Audi

120 000

Renault

120 000

Ford

160 000

Hyundai

75 000

BMW

95 000

Honda

120 000

Toyota

95 000

Volkswagen

95 000

Nissan

95 000

Mazda

95 000

KIA

90 000

Daewoo

115 000


Стоит учитывать, что данная таблица носит справочный характер. Максимальный допустимый пробег зависит от модели двигателя, некоторые особенности мотора могут влиять на срок службы ремня

Изношенный ремень ГРМ


Пример износа ремня

7 признаков, что пора менять ремень ГРМ


Ориентироваться, только на рекомендации неосмотрительно. Обрывы ремня встречаются и с меньшим пробегом. Когда ремень обрывается избежать серьезных повреждений двигателя не получится.

Трещины на ремне ГРМ


Трещины на ремне ГРМ


В целом менять деталь стоит при видимом износе, трещинах и других повреждениях. Но ремень обычно скрыт кожухом, разбирать его регулярно для визуальной диагностики не самая лучшая идея. Поэтому, стоит знать основные признаки, что пора поменять ремень.

  1. Возраст ремня. Имеется ввиду не только пробег, но и общее время эксплуатации. Если на машине ездили редко, но в эксплуатации она уже лет 7–8, имеет смысл проверить, а еще лучше сразу заменить привод ГРМ. Резина имеет определенный срок эксплуатации, после которого может начать разрушаться, даже без видимых нагрузок.
  2. Сбои в системе зажигания. При сильном износе ремень может перескакивать через зубцы на шкиве. В результате мотор работает нестабильно, может не запускаться с первого раза. В некоторых случаях двигатель троит. Если ремень перескочил больше, чем на один зубец, возможно повреждение клапанов.
  3. Дым из выхлопной трубы может появляться по разным причинам. Одна из этих причин — ослабление ремня привода газораспределения. В результате чего топливо сгорает неполностью, догорая в системе выхлопа.

  4. Если ремень сильно изношен, могут появляться нехарактерные звуки, например, щелчки. Важно: такие же звуки может издавать и разрушающийся подшипник водяной помпы или генератора.
  5. Потеки смазки из-под кожуха ГРМ. Появляются они из-за проблем с сальником коленвала. Попадание моторного масла на ремень однозначно приведет к необходимости замены всего комплекта (ремня, шкивов и роликов).

  6. Когда доступ к визуальному осмотру ремня все же имеется. Осмотрите его по всей длине, аккуратно поворачивая мотор (перед этим выкрутите свечи). Любые трещины и другие незначительные повреждения говорят о необходимости замены.
  7. Если стартер крутится, а мотор не запускается, скорее всего порвался ремень ГРМ. И хорошо, если не произошло повреждение других элементов двигателя.

Последствия обрыва ремня


В некоторых случаях можно обойтись «малой кровью» и никаких последствий кроме замены ремня и сопутствующих деталей не потребуется. Правда, такое случается редко. Некоторые модели имели выемки в поршнях, позволяющие избегать встречи с клапанами. Сейчас такие двигатели практически не производятся, так как имеют сниженное КПД.

Обрыв ремня ГРМ


Обрыв ремня на двигателе


Вероятнее всего проблемы все же возникнут. Распространенная ситуация — загиб клапанов. Происходит это по причине разнобойной работы валов. Распредвал застыл в одном положении, клапана естественно тоже. Коленвал еще работает по инерции, и поршни в верхней мертвой точке бьют по клапанам, повреждая их. В итоге, водителю приходится менять комплект клапанов.


В некоторых случаях клапан пробивает и поршень. Тогда придется провести полную переборку мотора, в очень редких ситуациях разбивается блок цилиндров. Еще реже повреждается пастель распредвала, тогда потребуется замена ГБЦ (головки блока цилиндров).

Особенности выбора детали и замены


Рекомендуется покупать только оригинальные запчасти, это гарантирует длительный срок службы и отсутствие сюрпризов. Даже если машина приобреталась с рук, и вы не знаете, каталожный номер оригинала, выяснить это можно по номеру VIN. Ставить неоригинальные ремни можно только в самом крайнем случае.

Комплект ГРМ для замены + помпа


Комплект ГРМ для замены


Если подбираете ремень не по номеру в каталоге, следует учитывать следующие моменты:


  • Технические характеристики. Это ширина и длина, количество и размер зубьев. Желательно смотреть еще на шаг между зубьями

  • Цена/качество. Ремень ГРМ важная деталь, не приобретайте слишком дешевые комплектующие, экономия в дальнейшем может выйти дополнительными тратами

  • Производитель. Не стоит покупать деталь, произведенную неизвестным заводом, даже если номер совпадает с каталогом. Качество может быть не самым хорошим


Помимо всего перечисленного, имеет смысл покупать детали только в проверенных магазинах или у официальных представителей.

Маркировка ремня ГРМ


Пример маркировки ремня ГРМ


Переходим к замене. Оптимально отдать машину в авторизованный сервисный центр. Это гарантированно избавит вас от целого ряда проблем.


Если планируете выполнять ремонт самостоятельно, будут полезны следующие советы:

  • Замена производится только комплектом. Износ роликов и шкивов может быть меньше, но определить какой из них находится в «рабочем» состоянии практически невозможно. Оставив старые детали на месте, ускорите износ нового ремня. Также ролики-натяжители или шкивы могут вскоре выйти из строя, требуя очередного ремонта.
  • Тщательно следите за метками. Размещаются на коленвале, распредвале и возле маховика (местоположение и внешний вид зависит от модели автомобиля). Все должны полностью совпадать.

  • При замене ремня на моторах с двумя распредвалами, обязательно нужно использовать фиксаторы.

  • На некоторых автомобилях используется гидравлический натяжитель. Его перед установкой нового ремня демонтируют, приводят в рабочее положение, устанавливают обратно.


Задача по замене ремня ГРМ не слишком сложная. Но, при этом желательно иметь навыки работы с двигателем.

Заключение


Ремень ГРМ отвечает за одновременную работу коленвала и распредвала. Проблемы с этой деталью способны привести к серьезному ремонту. Важно следить за состоянием ремня постоянно, не дожидаясь обрыва.

Гидрокомпенсаторы клапанов ГРМ: устройство и принцип работы

Детали газораспределительного механизма двигателя в процессе работы испытывают большие нагрузки и высокую температуру. От нагрева они расширяются неравномерно, так как сделаны из разных сплавов. Для обеспечения нормальной работы клапанов в конструкции должен быть предусмотрен специальный тепловой зазор между ними и кулачками распредвала, который закрывается в процессе работы мотора.

Зазор должен всегда оставаться в предусмотренных пределах, поэтому клапана нуждаются в периодической регулировке, то есть в подборе толкателей или шайб нужного размера. Избавиться от необходимости регулировки теплового зазора, и уменьшить шум на непрогретом двигателе позволяют гидрокомпенсаторы, иногда их называют просто «гидрики» или гидротолкатели.

Устройство гидрокомпенсатора

Гидрокомпенсаторы автоматически регулируют меняющийся тепловой зазор. Приставка «гидро» подразумевает действие какой-то жидкости в работе детали. Этой жидкостью выступает масло, которое подается в гидрокомпенсаторы под давлением. Сложная и точная система пружин внутри регулирует зазор.

фото 1фото 1Различные виды гидрокомпенсаторов

Применение гидрокомпенсаторов предполагает наличие следующих преимуществ:

  • отсутствие необходимости периодической регулировки клапанов;
  • правильная работа ГРМ;
  • уменьшения шума при работе мотора;
  • увеличение ресурса деталей газораспределительного механизма.

Основными компонентами гидрокомпенсатора являются:

Принцип работы

Работу детали можно описать несколькими этапами:

  1. Кулачок распредвала не оказывает давления на компенсатор и повернут к нему тыльной стороной, при этом между ними присутствует небольшой зазор. Плунжерная пружина внутри гидрокомпенсатора толкает плунжер из втулки. В это время под плунжером образовывается полость, которая заполняется маслом под давлением через совмещенный канал и отверстие в корпусе. Объем масла набирается до нужного уровня и шариковый клапан закрывается под действием пружины. Толкатель упирается в кулачок, движение плунжера прекращается, и масляный канал перекрывается. При этом зазор исчезает.
  2. Когда кулачок начинает поворачиваться, он нажимает на гидрокомпенсатор, перемещая его вниз. За счет набранного объема масла плунжерная пара становится жесткой и передает усилие далее на клапан. Клапан под давлением открывается и в камеру сгорания поступает топливовоздушная смесь.
  3. Во время движения вниз немного масла вытекает из полости под плунжером. После того как кулачок пройдет активную фазу воздействия цикл работы повторяется вновь.

Time and Work — тест на способности, вопросы, ярлыки, решенные примеры видео

Видео о Time and Work — ярлыки, подсказки и уловки

Time & Work

Работа всегда рассматривается как целое значение или как одно целое. Существует аналогия между задачами время-скорость-расстояние и работой. Проблемы, связанные с работой, более или менее связаны со скоростью и расстоянием.

Важные формулы:

1) Работа от дней:
Если человек может выполнить работу за n дней, то его однодневная работа = 1 / n

2) Дней от работы:
Если человек 1 дневная работа равна 1 / n, тогда человек может закончить работу за n дней.

3) Количество дней = Общая работа
Работа, выполненная за 1 день

Быстрые уловки и советы:

1) Соотношение:

Если ‘A’ равно «x» раз лучше, чем рабочий, то
a) Соотношение работы, выполненной A и B за равное время = x: 1
b) Отношение времени, затрачиваемого A и B на выполнение работы = 1: Икс. Это означает, что «А» требуется (1 / x th ) времени, что и «В», чтобы завершить такой же объем работы.

Например,
, если A в два раза лучше рабочего, чем B, то это означает, что

a) A выполняет в два раза больше работы, чем B, за равное время, т.е. A: B = 2: 1
b) A завершает свою работу вдвое быстрее, чем B

2) Совместная работа:

a) Если «A» и «B» могут закончить работу за «x» и «y» дней соответственно, тогда

(A + B) однодневная работа = 1 + 1 = (x + y)
x y xy
Вместе они заканчивают работу за xy дней.
(x + y)

b) Если «A», «B» и «C» могут завершить работу за x, y и z дней соответственно, то

(A + B + C) 1 день работы = 1 + 1 + 1 = (xy + yz + xz)
x y z xyz
Вместе они завершают работу за xyz дней.
xy + yz + xz

c) Если A может выполнить работу за «x» дней и если такой же объем работы выполняется A и B вместе за «y» дней, то

(A + B) однодневная работа = 1
y
Однодневная работа B = 1 1 = x — y
y x xy
Итак, только «B» займет xy дня.
x — y

d) Если A и B вместе выполняют некоторую часть работы за «x» дней, B и C вместе выполняют ее через «y» дней, а C и A вместе выполняют ее через « z ‘дней, то однодневная работа

(A + B) = 1
x
(B + C) однодневная работа = 1
y
(C + A) однодневная работа = 1
z
1 + 1 + 1 = 2 (A + B + C) 1 однодневная работа
x y z
Теперь у нас есть (A + B + C) однодневная работа =
1 + 1 + 1
x y z
2
(A + B + C) вместе завершат работу в дня
2
1 + 1 + 1
x y z

Если А работает отдельно, то вычтите работу А из общей работы В и С, чтобы найти время, затраченное только А.

Для работы A в одиночку, необходимое время = работа A — (A + B + C) совместная работа

=
2
1 1 + 1
x y z
= 2xyz дней
[xy + yz — zx]

Аналогично,

— Если B работает отдельно, то необходимое время = 2xyz
(- xy + yz + zx)
— Если C работает самостоятельно, тогда требуется время = 2xyz
(xy — yz + zx)

3) Человек -Работа -Проблемы, связанные с часами:

Reme mber, что MDH = Константа
W

где,
M: Количество мужчин
D: Количество дней
H: Количество часов
W: Объем выполненной работы

Если мужчины зафиксированы , работа пропорциональна времени.Если работа фиксированная, время обратно пропорционально мужчинам. Таким образом,

Как только вы поймете следующие простые вещи, эта глава станет для вас чрезвычайно легкой.

a) Работа и время прямо пропорциональны друг другу
b) Количество людей и время обратно пропорциональны друг другу
c) И работа может быть разделена на равные части, т.е. если задача выполняется за 10 дней, за одну день закончите (1/10 -го ) часть работы.

Разнообразие вопросов:

Тип 1: Эффективность двух или более рабочих указывается отдельно.Узнайте, сколько времени им потребуется, чтобы вместе закончить работу.

Примеры:

Q 1. Reema может выполнить часть работы за 12 дней, а Seema — за 18 дней. Если они оба работают вместе, то сколько дней потребуется, чтобы закончить работу?

а. 6 дней
б. 7,2 дня
c. 9,5 сут
д. 12 дней
Посмотреть решение

Правильный ответ: (b)

Подсказка:

(A + B) однодневная работа = 1 + 1 = ( 18 + 12) = 30 = 1
12 18 (12 x 18) 216 7.2

Вместе А и Б завершат работу за 7,2 дня.
Q 2. Если «А» завершает работу за 3 дня, то «Б» выполняет ее за 5 дней, а «В» — 10 дней, чтобы выполнить ту же работу. Сколько времени им потребуется на выполнение работы, если они будут работать вместе?
а. 1,5 дня
б. 4.5 дня
в. 7 дней
д. 9,8 дней
Посмотреть решение

Правильный ответ: (a)

Подсказка:

(A + B + C) однодневная работа = 1 + 1 + 1 = 1
3 5 10 1.5

Следовательно, А, В и С вместе выполнят работу 1,5 дня. ,

Документы Ганта для расчета рабочего времени

По умолчанию dhtmlxGantt рассчитывает продолжительность задач в календарном времени. Предполагается, что окончательная продолжительность задач может включать выходные и праздничные дни.

Включение расчета рабочего времени

Чтобы обеспечить расчет продолжительности задач в рабочем времени, используйте параметр work_time:

Включение режима, когда длительность задач исчисляется в рабочем времени

  
 gantt.config.work_time = true; // удаляет нерабочее время из расчетов gantt.config.skip_off_time = true; // скрывает нерабочее время на графике
gantt.init ( "gantt_here"); 

Обратите внимание, что опция конфигурации skip_off_time доступна только в версии PRO.

Связанный образец: Рабочие дни как продолжительность

В зависимости от значения duration_unit, dhtmlxGantt вычисляет длительность задач в разных единицах времени (например, если
duration_unit = «час», продолжительность рассчитывается в рабочих часах).

Длительность задачи в десятичном формате

Эта функция доступна только в версии PRO.

Начиная с v6.3 dhtmlxGantt позволяет указывать длительность задач в десятичном формате («2,5 дня»,
«0,5 часа», «3,75 часа») через модуль Duration Formatter.

Важно помнить, что внутренняя диаграмма Ганта всегда хранит продолжительность задач в целочисленных значениях.

Принимая во внимание, что предоставленный модуль позволяет анализировать продолжительность задач из формата, введенного пользователем, в формат, сохраненный в Гантте (например, вместо введенного «1,5 часа» Гантт будет хранить количество минут — 90 ).Кроме того, сохраненные значения могут быть преобразованы в читаемый формат (от 12 часов до «0,5 суток»).

Продолжительность задач может быть представлена ​​в виде доли часа, дня или любого другого значения, поддерживаемого блоком конфигурации duration_unit, за исключением минут.

Реализация десятичного формата

Чтобы обеспечить отображение продолжительности задач в десятичном формате, следуйте логике, приведенной ниже:

  
 gantt.config.work_time = true;
Гант.config.duration_unit = "минута"; 

Обратите внимание, что вам нужно хранить длительности задач в меньших единицах, чем единицы значений, отображаемых в десятичном формате. Проще говоря:
— если вы хотите, чтобы пользователь мог указывать продолжительность в виде доли часа (например, «0,5 часа»), вам необходимо установить duration_unit на минуту
— если вы хотите, чтобы пользователь мог укажите продолжительность как долю дня, вам нужно установить duration_unit на час. В этом случае пользователи смогут ввести длительность задачи как «0.5 дней », но« 0,5 часа »будет округлено до 1 часа, так как продолжительность будет храниться в целых часах.

По умолчанию даты задач привязаны к временной шкале. Если у вас есть шкала времени в днях, вы можете отключить ее, чтобы иметь возможность перетаскивать задачу в разные часы в течение дня.
Чтобы включить это перетаскивание, вам необходимо отключить round_dnd_dates и установить соответствующее значение для time_step.

Например:

  
 // глобальный временной шаг составляет 15 минут, в качестве единиц длительности требуется "минута"
Гант.config.time_step = 15;
gantt.config.round_dnd_dates = false; 

или

  
 // глобальный временной шаг - один час,
// такое значение можно использовать, если в качестве единицы длительности задано "час"
gantt.config.time_step = 60;
gantt.config.round_dnd_dates = false; 

  • создать объект форматирования для форматирования продолжительности задач:
  
 // форматирование продолжительности
var formatter = gantt.ext.formatters.durationFormatter ({
    введите: "день",
    store: "минута", // duration_unit
    формат: «день»,
    hoursPerDay: 8,
    часов в неделю: 40,
    daysPerMonth: 30
}); 

  • добавьте объект форматирования в столбец «Длительность», определив функцию шаблона, которая будет возвращать отформатированную продолжительность задачи в формате через атрибут шаблона параметра столбцов:
  
 Гантт.config.columns = [
    {name: "text", tree: true, width: 170, resize: true, editor: textEditor},
    {name: "start_date", align: "center", resize: true, editor: dateEditor},
    {name: "duration", label: "Duration", resize: true, align: "center",
        шаблон: функция (задача) {return formatter.format (task.duration); }, ширина: 100},
    {имя: "добавить", ширина: 44}
]; 

  • добавьте объект formatter в раздел лайтбокса, установив свойство formatter для элемента управления time
  
 Гантт.config.lightbox.sections = [
    {name: "description", height: 70, map_to: "text", type: "textarea", focus: true},
    {name: "time", type: "duration", map_to: "auto", formatter: formatter}
]; 

  • в случае, если включено встроенное редактирование в сетке, вам также необходимо добавить объект formatter к объекту durationEditor через атрибут formatter :
  
 var durationEditor = {
    тип: "продолжительность",
    map_to: "продолжительность",
    форматировщик: форматировщик, мин: 0, макс: 1000
    };
Гант.config.columns = [
    {имя: "текст", дерево: true, ширина: 170, размер: true},
    {name: "start_date", align: "center", resize: true},
    {name: "duration", label: "Duration", resize: true, align: "center",
        template: function (task) {
            вернуть formatter.format (task.duration);
    }, редактор: durationEditor, width: 100}, {name: "add", width: 44}
]; 

Если у вас уже есть диаграмма Ганта с продолжительностью задач, хранящаяся в минутах, часах или любых других единицах, вы также можете использовать модуль Duration Formatter, чтобы представить длительности в десятичном формате.

Глобальные настройки

Установка рабочего времени

Рабочее время по умолчанию следующее:

  • Рабочие дни: понедельник — пятница.
  • Время работы: 8:00 — 12:00, 13:00 — 17:00.

(конфигурация часов учитывается, только если duration_unit меньше суток (часов или минут) ).

Чтобы изменить рабочее время по умолчанию, используйте метод setWorkTime:

Установка индивидуального рабочего времени

  
 // изменяет рабочее время рабочих дней
Гант.setWorkTime ({часы: ["9: 00-18: 00"]});

// делает все пятницы выходными
gantt.setWorkTime ({день: 5, часы: ложь});

// изменяет время работы по пятницам и субботам
gantt.setWorkTime ({день: 5, часы: ["8: 00-12: 00"]});
gantt.setWorkTime ({день: 6, часы: ["8: 00-12: 00"]});

// делает конкретную дату рабочим днем
gantt.setWorkTime ({date: new Date (2019, 2, 31)});

// делает определенную дату выходным днем
gantt.setWorkTime ({date: new Date (2019,0,1), hours: false}) 

Связанный образец: Пользовательские рабочие дни и время

Для указания времени работы не только от часа до часа (т.е.g. «8: 00-12: 00»), но также включая минуты (например, «8: 15-12: 45»), установите для параметра duration_unit значение «минута» .

Установка индивидуального рабочего времени до минут

  
 gantt.config.duration_unit = "минута";

// устанавливает время работы до минут
gantt.setWorkTime ({часы: [ "8: 15-12: 45"]}); 

Формат рабочего времени, который использовался до версии 7.0.
продолжу работу в прежнем режиме:

  
 gantt.setWorkTime ({hours: [9, 18]}) 

Обратите внимание: каждый следующий вызов метода для той же даты будет перезаписывать предыдущее правило рабочего времени.Итак, если вам нужно отменить какое-то правило, вызовите метод setWorkTime с другой конфигурацией:

  
 gantt.setWorkTime ({часы: ["8: 00-12: 00"]});
gantt.setWorkTime ({часы: [ "13: 00-17: 00"]});
// результатом следующих команд будет время работы 13: 00-17: 00
// а не смесь обеих команд 

Сброс рабочего времени

Вы можете сбросить рабочее время с помощью метода unsetWorkTime:

  
 // изменяет рабочее время рабочих дней с ["8: 00-17: 00"] на ["8: 00-12: 00"]
Гант.setWorkTime ({часы: [ "8: 00-12: 00"]});
// сбрасывает рабочее время
gantt.unsetWorkTime ({часы: [ "8: 00-12: 00"]}); 

Проверка рабочего времени

Чтобы проверить, является ли указанная дата рабочим временем, используйте метод isWorkTime:

  
 // делает 1 января 2019 выходным днем
gantt.setWorkTime ({date: new Date (2019,0,1), hours: false});
gantt.isWorkTime (новая дата (2019,0,1)) // -> false
// делает 15 марта 2019 года рабочим днем ​​с 9:00 до 18:00
Гант.setWorkTime ({дата: новая дата (2019, 2, 15), часы: ["8: 00-17: 00"]});
gantt.isWorkTime (новая дата (2019, 2, 15,10,0), «час»); // -> true gantt.isWorkTime (новая дата (2019, 2, 15,8,0), «час»); // -> ложь 

Пример по теме: Правильная позиция задачи при перетаскивании

Получение рабочего времени

Чтобы получить часы работы на указанную дату, используйте метод getWorkHours:

  
 gantt.getWorkHours (новая дата (2019,3,30)) // -> ["8: 00-17: 00"] 

Чтобы получить ближайший рабочий день к указанной дате, используйте метод getClosestWorkTime:

  
 Гантт.getClosestWorkTime (новая дата (2019,3,30)); 

Повтор определенного рабочего времени

Часто может потребоваться указать какое-то рабочее время, которое будет повторяться только в определенные дни (например, последняя пятница месяца — короткий день, 25 декабря — выходной), но в течение всего периода проекта.

Текущая версия dhtmlxGantt не предоставляет никаких конфигураций для установки такого типа рабочего времени, а библиотека позволяет вам только:

  • для указания рабочего времени дня недели (понедельник, вторник ,…)
  • для указания рабочего времени на конкретную дату (4 июня 2020 г.)

Итак, если у вас есть некоторые исключения из правил рабочего времени, вам необходимо вручную получить даты, соответствующие вашему правилу, и применить настройки рабочего времени к каждой из этих дат отдельно.

Например, у вас есть проект, рассчитанный на 5 лет, и вы хотите установить 1 января как выходной день, а последнюю пятницу каждого месяца как короткий день.

Чтобы указать 1 января в качестве выходного дня, вы можете просто жестко указать значения, например:

  
 Гантт.setWorkTime ({часы: ложь, дата: новая дата (2021, 0, 1)});
gantt.setWorkTime ({часы: ложь, дата: новая дата (2022, 0, 1)});
gantt.setWorkTime ({часы: ложь, дата: новая дата (2023, 0, 1)});
gantt.setWorkTime ({часы: ложь, дата: новая дата (2024, 0, 1)});
gantt.setWorkTime ({часы: ложь, дата: новая дата (2025, 0, 1)}); 

А вот пример кода, как установить последнюю пятницу месяца как короткий день в течение всего проекта:

  
 function lastFridayOfMonth (date) {
    var lastDay = новая дата (дата.getFullYear, date.getMonth () + 1, 0);
    if (lastDay.getDay () <5) {
        lastDay.setDate (lastDay.getDate () - 7);
    }
    lastDay.setDate (lastDay.getDate () - (lastDay.getDay () -5));
    return lastDay;
}

var projectStart = новая дата (2020, 5, 1);
var projectEnd = новая дата (2025, 5, 1);
var currentDate = новая дата (projectStart);

while (currentDate.valueOf () <= projectEnd.valueOf ()) {
   var lastFriday = lastFridayOfMonth (currentDate);
   gantt.setWorkTime ({часы: ["8: 00-12: 00", "13: 00-15: 00"], дата: lastFriday});
   currentDate = диаграмма Ганта.date.add (currentDate, 1, «месяц»);
} 

Раскраска выходного дня

Чтобы раскрасить выходные дни в области графика, используйте шаблон timeline_cell_class:

  
 gantt.templates.timeline_cell_class = function (task, date) {
    если (! gantt.isWorkTime ({задача: задача, дата: дата}))
        return "week_end";
    возвращение "";
}; 

Связанный образец: Пользовательские рабочие дни и время

Подробнее читайте в статье «Выделение временных интервалов».

Несколько календарей рабочего времени

Помимо общих настроек рабочего времени, Гант позволяет создавать несколько календарей рабочего времени. Вы можете назначить их отдельным задачам или группам задач.

Создание рабочего календаря

Новый экземпляр календаря можно создать с помощью метода createCalendar.

Этот метод предполагает два возможных варианта:

  • при вызове без параметров создает полноценный календарь: 24 рабочих часа в день, 7 дней в неделю
  
 var calendar = gantt.createCalendar (); 

  • если у вас есть готовый календарь и вы хотите повторно использовать его для создания нового с другими параметрами, вы можете передать свой календарь в качестве параметра
    в метод createCalendar
  
 var newCalendar = gantt.createCalendar (календарь); 

Объект календаря изначально отсоединен от диаграммы Ганта и не будет действовать, пока вы не добавите его в диаграмму Ганта.

Добавление рабочего календаря в диаграмму Ганта

После того, как вы создали календарь, вы должны добавить его в диаграмму Ганта с помощью метода addCalendar.Еще раз, есть две возможности:

  • добавить существующую конфигурацию календаря
  
 var calendarId = gantt.addCalendar (календарь); 

  • устанавливает новую конфигурацию календаря, которая включает в себя идентификатор календаря и объект worktime с рабочими днями и часами:
  
 var calendarId = gantt.addCalendar ({
    id: "custom", // необязательно
    рабочее время: {
        часы: ["8: 00-17: 00"],
        дней: [1, 1, 1, 1, 1, 1, 1]
    }
}); 

Вы также можете использовать эту опцию для создания календаря.

Получение календарей

Вы можете настроить объекты рабочих календарей для работы с ними в дальнейшем. Есть несколько доступных опций, которые описаны ниже.

Получение глобального календаря Ганта

Чтобы получить объект глобального календаря Ганта с помощью календаря getCalendar:

  
 var calendar = gantt.getCalendar (id); 

Календарь объект является экземпляром интерфейса календаря.

Экземпляр календаря по умолчанию (глобальные настройки) доступен по предопределенному "global" id:

  
 var globalSettings = gantt.getCalendar ( "глобальный"); 

Этот календарь используется методами рабочего времени, когда не указан другой календарь. По умолчанию назначается задачам.

Получение текущего календаря задачи

Чтобы получить объект рабочего календаря, назначенный определенной задаче, примените метод getTaskCalendar. В метод нужно передать объект задачи:

  
 var task = gantt.getTask (taskId);

var calendar = gantt.getTaskCalendar (задача);

если (календарь.isWorkTime (дата)) {
    предупреждение ( "TaskWorkTime");
} 

Связанный образец: Календари уровня задач

Если рабочее время отключено в конфигурации Ганта, метод вернет календарь рабочего времени 24/7.

Использование глобальных методов для доступа к календарям

Методы рабочего времени объекта Ганта можно использовать для расчета временной продолжительности конкретной задачи, не обращаясь к ее календарю вручную.

В этом случае методы принимают аргумент объекта, а связанный объект «задача» передается как одно из свойств.

  
 if (gantt.isWorkTime ({date: date, task: task})) {
    alert («время работы задачи» + task.text);
} 

Что равно:

  
 var calendar = gantt.getTaskCalendar (задача);
if (calendar.isWorkTime ({date: date})) {
    alert («время работы задачи» + task.text);
} 

  
 var end_date = gantt.calculateEndDate ({start_date: date, duration: duration, task: task});

// или
var end_date = gantt.calculateEndDate (задача); 

  
 var duration = gantt.CalculDuration ({начальная_дата: начало, конечная_дата: конец, задача: задача});

// или
var duration = gantt.calculateDuration (задача); 

  
 var closestTime = gantt.getClosestWorkTime ({дата: дата, задача: задача}); 

Получение всех календарей Ганта

Чтобы добавить в диаграмму Ганта все календари (как глобальные, так и назначенные для отдельных задач), используйте метод getCalendars:

  
 var calendars = gantt.getCalendars (); 

Метод возвращает массив объектов интерфейса Calendar.

Удаление календарей

Если вам больше не нужен календарь, вы можете легко удалить его с помощью метода deleteCalendar.
Вы должны передать идентификатор календаря этому методу:

  
 // добавляем календарь
gantt.addCalendar ({
    ID: "на заказ",
    рабочее время: {
        часы: ["8: 00-17: 00"],
        дней: [1, 1, 1, 1, 1, 1, 1]
    }
});

// удаляем календарь
gantt.deleteCalendar ( "обычай"); 

Назначение календаря задаче

Чтобы назначить рабочий календарь задаче, необходимо указать идентификатор календаря и объект worktime с рабочими днями и часами:

  
 Гантт.addCalendar ({
    id: "custom", // необязательно
    рабочее время: {
        часы: ["8: 00-17: 00"],
        дней: [1, 1, 1, 1, 1, 1, 1]
    }
}); 

, а затем установите идентификатор календаря как значение атрибута «calendar_id» в объекте задачи:

  
 {
  «id»: 2, «calendar_id»: «custom», «text»: «Задача № 1», «start_date»: «02-04-2019»,
  «duration»: «8», «parent»: «1», «progress»: 0,5, «open»: true
} 

Вы можете изменить имя свойства задачи, отвечающего за привязку календаря к задаче, с помощью параметра конфигурации calendar_property:

  
 Гантт.config.calendar_property = "имя_свойства"; 

Связанный образец: Календари уровня задач

Назначение календаря ресурсу

Эта функция доступна только в версии PRO.

Также можно назначить определенный рабочий календарь задачам, требующим определенных ресурсов (люди, техника и т. Д.).

Например, вы можете настроить отдельные календари для задач в зависимости от пользователя, которому назначена задача. Порядок ваших действий будет следующим:

  • определяют свойство объекта задачи, который будет хранить идентификатор ресурса через атрибут конфигурации resource_property.В примере ниже свойство user будет хранить идентификаторы пользователей:
  
 gantt.config.resource_property = "пользователь"; 

  • используйте параметр конфигурации resource_calendars, чтобы добавить желаемый календарь для каждого пользователя и группы календарей в один объект.
  
 gantt.config.resource_calendars = {
    1: gantt.addCalendar ({
        рабочее время: {
            дней: [0, 1, 1, 1, 1, 1, 0]
        }
    }),
    2: диаграмма Ганта.addCalendar ({
        рабочее время: {
            дней: [1, 0, 0, 0, 0, 0, 1]
        }
    }),
    3: gantt.addCalendar ({
        рабочее время: {
            дней: [0, 1, 1, 1, 0, 1, 1]
        }
    })
}; 

Объект включает набор пар ключ: значение , где ключ - это идентификатор ресурса, а значение соответствует
id календарей, возвращаемых методом addCalendar.

  • укажите атрибут пользователя в объектах конфигурации задачи.
    В качестве значения этого атрибута используйте ключ необходимого календаря из объекта, определенного в опции конфигурации resource_calendars :
  
 {"id": 1, "user": "1", "text": "Project # 2", "start_date": "01-04-2019", "duration": "5"},
{"id": 2, "user": "0", "text": "Task # 1", "start_date": "02-04-2019", "duration": "2"},
{"id": 3, "user": "2", "text": "Task # 2", "start_date": "11-04-2019", "duration": "4"},
{"id": 4, "user": "3", "text": "Task # 3", "start_date": "13-04-2019", "duration": "3"},
{"id": 5, "user": "0", "text": "Задача №1.1 "," start_date ":" 02-04-2019 "," duration ":" 7 "},
{"id": 6, "user": "1", "text": "Task # 1.2", "start_date": "03-04-2019", "duration": "7"} 

Связанный образец: Календари уровня ресурсов

Обратите внимание, что когда задача имеет и настраиваемый, и ресурсный календари, настраиваемый календарь имеет более высокий приоритет и имеет приоритет над настройками календаря ресурсов.

Объединение нескольких календарей

Начиная с версии 7.0, можно объединить несколько календарей в один.
Например, вы хотите настроить два или более ресурсов с разными рабочими календарями для одной и той же задачи. Время работы первого с 9:00 до 15:00, время работы другого с 12:00 до 17:00. В результате их объединения вы получите один календарь с графиком работы с 12:00 до 15:00.

Установка для параметра dynamic_resource_calendars значения true включит эту функцию автоматически:

  
 gantt.config.dynamic_resource_calendars = true; 

Пример по теме: Объединить календари разных ресурсов

Но вы также можете объединить календари вручную с помощью метода mergeCalendars:

  
 const johnCalendarId = gantt.addCalendar ({
    рабочее время: {
        часы: ["0: 00-24: 00"],
        дней: [0, 1, 1, 1, 1, 1, 0]
    }
});
const mikeCalendarId = gantt.addCalendar ({
    рабочее время: {
        часы: ["8: 00-12: 00", "13: 00-17: 00"],
        дней: [0, 1, 1, 1, 1, 1, 0]
    }
});

const connectedCalendar = gantt.mergeCalendars (
    gantt.getCalendar (mikeCalendarId),
    gantt.getCalendar (johnCalendarId)
); 

Назначение календаря проекту

Эта функция доступна только в версии PRO.

Существует возможность указать рабочий календарь не только для конкретной задачи или ресурса, но и для проекта, чтобы задачи могли наследовать тот же календарь, что и их родительский проект.

Логика наследования календаря задачей следующая:

  • Если пользователь назначает календарь подпроекту с задачами, все его задачи будут использовать этот календарь.
  • Если задаче назначен личный календарь, она будет использовать его календарь, а не календарь родительского проекта.

Чтобы включить эту функцию, вам необходимо установить для параметра конфигурации inherit_calendar значение true . По умолчанию эта опция отключена.

  
 gantt.config.inherit_calendar = true; 

  • Если истинно , задачи, которым не назначен календарь, будут использовать календарь, назначенный их сводному родителю (который, в свою очередь, может получить календарь от своего родителя).
  • Если false , задачи, которым не назначен календарь, будут использовать глобальный календарь.

В приведенном ниже примере задачи по умолчанию наследуют календари своих родительских проектов. Если для задачи назначен другой календарь, вместо него будет использоваться этот календарь. Таким образом, в задачах № 2.2 и № 3 используется «Полная неделя».
календари в отличие от родительских проектов:

Связанный образец: Календари уровня проекта

Динамическое изменение календаря

Начиная с версии 7.0, Гант принимает изменения в календаре задач и автоматически пересчитывает время задач.

Однако вы можете обновить расписание задачи вручную при изменении ее календаря.
Например, календарь можно изменить из лайтбокса:

  
 function updateTaskTiming (task) {
  task.start_date = gantt.getClosestWorkTime ({
     реж: "будущее",
     дата: task.start_date,
     блок: gantt.config.duration_unit,
     задача: задача
  });
  task.end_date = gantt.calculateEndDate (задача);
}

gantt.attachEvent ("onLightboxSave", function (id, task, is_new) {
  updateTaskTiming (задача);
  вернуть истину;
}); 

Или вы можете определить пересчет всех задач по запросу:

  
 Гантт.batchUpdate (функция () {
  gantt.eachTask (функция (задача) {
    task.start_date = gantt.getClosestWorkTime ({
      реж: "будущее",
      дата: task.start_date,
      блок: gantt.config.duration_unit,
      задача: задача
    });
    task.end_date = gantt.calculateEndDate (задача);
    gantt.updateTask (task.id);
  });
}); 

Вернуться наверх
,

Время работы

  • Перейти к основному содержанию

Продвижение социальной справедливости, содействие достойному труду

МОТ - специализированное учреждение ООН

  • страны

    • Страновые данные и результаты МОТ
    • Африка
    • Северные и Южная Америка
    • Арабские государства
    • Азиатско-Тихоокеанский регион
    • Европа и Центральная Азия
  • темы

    • Повестка дня в области развития до 2030 года
    • Стажировки
    • Care Economy
    • Детский труд
    • Коллективные переговоры и трудовые отношения
    • Кооперативы
    • COVID-19
    • Коллективная работа и гиг-экономика
    • Достойная работа
    • Инвалидность и работа
    • Домашние работники
    • Ресурсная платформа DW4SD
    • Экономическое и социальное развитие
    • Страхование и защита от несчастных случаев на производстве
    • Интенсивные инвестиции в занятость
    • Содействие трудоустройству
    • Гарантия занятости
    • Равенство и дискриминация
    • Ярмарка найма
    • Принудительный труд, торговля людьми и рабство
    • Свобода ассоциации
    • Работа будущего
    • Гендерное равенство
    • Глобализация
    • Зеленые рабочие места
    • ВИЧ / СПИД
    • Коренные и племенные народы
    • Неформальная экономика
    • Инспекция труда и администрация
    • Трудовое право
    • Трудовая миграция
    • Конвенция о труде в морском судоходстве
    • Охрана материнства
    • Цели развития тысячелетия
    • Многонациональные предприятия
    • Нестандартные формы занятости
    • Бедность
    • Сельское хозяйство
    • Безопасность и здоровье на работе
    • Навыки, знания и возможности трудоустройства
    • Малые и средние предприятия
    • Социальное финансирование
    • Социальная защита
    • Устойчивые предприятия
    • Трипартизм и социальный диалог
    • Насилие и домогательства
    • Заработная плата
    • Время работы
    • Работа, мир и стойкость
    • Занятость молодежи
  • секторов

    • Сельское хозяйство; плантации; прочие сельские хозяйства
    • Производство основного металла
    • Промышленная химия
    • Торговля
    • Строительство
    • Образование
    • Финансовые услуги; профессиональные услуги
    • Продукты питания; пить; табак
    • Лесное хозяйство; дерево; целлюлоза и бумага
    • Медицинские услуги
    • Гостиницы; туризм; кейтеринг
    • Добыча (уголь; прочие горнодобывающие)
    • Машиностроение и электротехника
    • Медиа; культура; графический
    • Добыча нефти и газа; нефтепереработка
    • Почтовые и телекоммуникационные услуги
    • Государственная служба
    • Доставка; порты; рыболовство; внутренние водные пути
    • Текстиль; одежда; натуральная кожа; обувь
    • Транспорт (включая гражданскую авиацию; железные дороги; автомобильный транспорт)
    • Производство транспортного оборудования
    • Коммунальные услуги (вода; газ; электричество)

Искать: Искать

Меню

  • Дом
  • О МОТ
  • Отдел новостей
  • Встречи и мероприятия
  • Публикации
  • Исследования
  • Нормы труда
  • Статистика и базы данных
  • Свяжитесь с нами
  1. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года

    1. Цель № 8: Достойная работа и экономический рост

      1. Вклад МОТ в достижение Задачи 8.7

    2. Новости и события

    3. Справочные ресурсы

    4. Как вы поможете достичь Целей устойчивого развития на работе?

  2. Ученичество

    1. Направления работы

    2. Новости, статьи и события

    3. Публикации и инструменты

      1. Инструментарий для качественного обучения

        1. Что такое качественное ученичество?

        2. Почему качественное ученичество?

        3. Системный и политический уровень

        4. Уровень программы и проекта: Жизненный цикл качественного ученичества

        5. Инновации и стратегии

        6. Путеводители по странам

    4. Партнерские отношения

  3. Экономика ухода

    1. Работа по уходу и работа по уходу для будущего работы

    2. Политика защиты материнства и работы и семьи

    3. Дошкольное образование

    4. Работа по дому и работа детей по дому

    5. Внутренние рабочие

    6. Домашние работники-мигранты

    7. Оказание помощи через кооперативы

    8. Медицинские услуги

    9. Уход и ВИЧ и СПИД

    10. Длительный уход

  4. Детский труд

  5. Коллективные переговоры и трудовые отношения

    1. Проекты технической помощи

    2. Публикации

  6. Кооперативы

    1. Направления работы

    2. проектов

    3. Новости, рассказы и заявления

    4. События

    5. Публикации и инструменты

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *