Как из газа делают масло: как получить, и зачем оно нужно

как получить, и зачем оно нужно

Концерн Shell первым в мире освоил синтез моторных масел не из нефти, а из природного газа. Мы посетили центр исследований компании, чтобы познакомится с уникальной технологией поближе

«Это новаторская технология, и говорить о ней можно много. Но резюмировать я могу коротко: это невероятно! И то, о чем мы хотим вам рассказать, является настоящим прорывом в области производства моторных масел», — так эмоционально начал представление нового продукта вице-президент Shell Lubric NTS Marketing Эндрю Хепхер. Заинтриговал Эндрю…

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Пилотная установка GTL Технологического центра в Амстердаме

 

ОТ ИДЕИ ДО ОСНОВЫ

С точки зрения массового потребителя, моторные масла делятся на хорошие и плохие. Любая дорогая «синтетика» — это хорошо. А внутри линейки находящегося на слуху бренда — все масло масляное. Притом что инженеры-разработчики подобных продуктов готовы часами рассказывать о нюансах процессов. И специалисты Технологического центра концерна Шелл, находящегося в Амстердаме (всего концерн имеет 6 подобных центров), исключением не являются. А что касаетсясамой работы, то ежегодно концерн Шелл инвестирует в научно-технические разработки более $1 млрд. Столь высокие инвестиции — вещь во многом вынужденная. Считается, что к середине текущего века спрос на энергоносители вырастет вдвое. А чем больше будет использовано энергоносителей, тем больше будет выбросов в атмосферу. Поэтому в концерне Шелл взят курс на использование новых, более чистых источников энергии. Так, в поисках тех самых источников, более пристальное внимание было обращено на природный газ. И это не сиюминутное изменение вектора. Еще в 1970-х годах в концерне Шелл начались работынад технологией Gas-To-Liquid («газ в жидкость»), сокращенно GTL. Это было реакцией производителей на нефтяной кризис на Ближнем Востоке. Но тогда, на лабораторном уровне, удавалось производить лишь несколько граммов базового масла в день. Десять лет спустя была построена пилотная установка и оптимизирован процесс превращения природного газа в жидкие углеводороды с использованием катализаторов. Реальность коммерческого использования этой революционной технологии была доказана в 1990-х, когда в Малайзии была запущена первая промышленная установка концерна, работающая по технологии GTL. А в 2012 году в Катаре введен в строй крупнейший завод Pearl GTL. Сегодня концерн Шелл выводит на рынок новую линейку полностью синтетических моторных масел, но речь в амстердамском Технологическом центре шла не столько о готовом продукте, сколько о базовом масле, произведенном по уникальной технологии Shell PurePlus. Технология действительно уникальная: буквально каждый шаг разработки был запатентован, и на выходе готового продукта в концерне Шелл насчитали более 3500 патентов только по этой теме. А что касается столь пристального внимания к базовым маслам, то в этом нет ничего удивительного — в формуле современных высококачественных масел 90 % составляет именно «база».

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Марк Уэкам: «Работая с Ferrari, мы знаем, что мощные двигатели — это зона высоких рисков. А отсюда и высокие требования к маслам»

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

«Если вы услышите сигнал тревоги, следуйте моим указаниям», — технолог лабораторной установки, работающей по процессу GTL, начал с инструктажа по технике безопасности. Вообще, вопросам безопасности в Технологическом центре уделяется особое внимание. А затем был урок химии, преподанный в столь популярной форме, что так и хотелось спросить: а почему конкуренты не додумались до подобного процесса? Правда, тут же вспомнилась и 40-летняя история разработок концерна Шелл… Что же касается самого принципа процесса GTL, то все начинается с подачи в установку природного газа метана и кислорода (преимущество газовых ингредиентов состоит и в том, что в метане нет примесей, характерных для сырой нефти), после чего происходит этап газификации с производством синтез-газа, представляющего собой смесь монооксида углерода и водорода. Затем синтез-газ поступает в реактор, где при посредстве катализатора происходит синтезирование жидких углеводородов (процесс синтеза Фишера — Тропша). На выходе из реактора жидкость при температуре окружающей среды превращается в воскообразную массу, имеющую длинную молекулярную цепочку. Следующим процессом в цепи GTL является гидрокрекинг, в результате которого та самая длинная цепь углеводородов делится на более короткие цепочки, представляющие собой разные фракции: собственно базовое масло, дизель, керосин и т. п. Побочными продуктами производства могут быть и моющие средства, и «исходники» для производства пластика, и материалы для косметической промышленности… Преимущество подобного процесса еще и в том, что здесь можно избирательно, на молекулярном уровне, определять качественный состав продукта. «Качество базового масла является ключом и к качеству конечного продукта, — говорит Селда Гюнсел, возглавляющая отдел технологий. — Базовое масло, произведенное по нашей технологии Shell PurePlus, обладает высокими качествами из-за химического состава, созданного на молекулярном уровне. Оно очень стабильно как при крайне высоких, так и при очень низких температурах, отличается низкой летучестью. Добавив к нему наши запатентованные активные присадки, мы получили полностью синтетическое моторное масло Helix Ultra, изготовленное с использованием технологии Shell PurePlus, обладающее прекрасными качествами по защите от износа и очистке самых мощных на сегодняшний день двигателей. Есть и еще одна причина, по которой мы столь тщательно работаем над качеством масел: чем выше их свойства, тем большей экономии топлива мы можем добиться. С нашей линейкой Helix Ultra с технологией Shell PurePlus мы рассчитываем снизить этот показатель на 3 %. Скажете, немного? Но если учесть, сколько автомобилей ездит по нашим дорогам, цифры будут впечатляющими».

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Тестовый мотор после использования маcла Shell Helix Ultra с технологией PurePlus

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Слева — прозрачное базовое масло из газа, дальше 2 баночки с «базой» из нефти, присадки и справа — готовый продукт Shell Helix Ultra

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Здание Технологического центра концерна Шелл в Амстердаме

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Селда Гюнсел: «Мы постоянно должны искать что-то новое. И сейчас в качестве исходного материала для производства базовых масел мы выбрали природный газ»

НА ГРАНИ

Говоря о «самых мощных на сегодняшний день двигателях», Селда Гюнсел не погрешила против истины: еще в 1930-х годах началось сотрудничество концерна Шелл и Энцо Феррари, а когда в 1947 году с производственной линии фабрики в Маранелло сошли первые Ferrari, в их двигателях было масло Shell. И сегодня связи Шелл и Ferrari неразрывны, включая совместную работу в «Формуле-1». Посещение Технологического центра в Амстердаме проходило накануне Гран-при Испании, поэтому вопросы, задаваемые Марку Уэкаму, возглавляющему отдел, занимающийся разработкой «спортивных» масел, в большей степени были посвящены «королевским гонкам». Смысл своей работы в «Формуле-1» Марк сформулировал кратко: «Достичь победы, соблюдая все правила и технические требования». Что же касается разработки масел для двигателей, работающих на грани возможностей, то здесь особых трудностей для своего отдела Марк Уэкам не видит: «Мы были на сто процентов готовы к работе в условиях новых технических требований 2014 года. Турбированные моторы? У нас накоплен большой опыт по работе с такими двигателями. Высокие обороты? Еще в прошлом году двигатели «раскручивались» до 18 000 об/мин, а сейчас они достигают порядка 12 500… Действительно, производители моторов нередко ставят перед нами новые задачи, но мы с этим справляемся, так как всегда стараемся работать на опережение, прогнозировать тенденции. Более трудной задачей я считаю работу в условиях инноваций мощных двигателей дорожных автомобилей Ferrari и Maserati, еще одного партнера концерна Шелл. Здесь надо учитывать, что владельцы этих машин используют их не только на гоночных треках, но и для повседневной езды. И масло должно сохранять свои характеристики отнюдь не для 300 километров дистанции гонок «Формулы-1». Главное в том, что масло и для обычных машин, и для болидов «Формулы-1» не должно иметь компромиссов».

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

А это масло, взятое для анализа из мотора болида F 14T. Не исключено, что в следующем сезоне в Ferrari будут использоваться масла, произведенные по технологии GTL

НА ПРОМЫШЛЕННОМ УРОВНЕ

В своем выступлении Селда Гюнсел много говорила о новых тенденциях в разработке масел, но закончила его фразой: «Одного новаторства недостаточно — нужно вывести разработки на коммерческий рынок. И практическое применение разработанного нами продукта является важнейшим компонентом». Подтверждением этих слов Селды является завод Pearl GTL, построенный два года назад в Катаре, промышленная установка GTL которого может производить в год 1 млн тонн базового масла. Это значит, что в год можно заменить масло в 250 млн двигателей. Снабжается завод природным газом из второго по величине месторождения, находящегося в 40 км от Катара, а восемь кислородных установок (самые крупные в мире) получают кислород из воздуха со степенью очистки 99,5 %. Вообще, рассказывая о заводе в Катаре, сотрудники концерна Шелл любят оперировать цифрами. Площадь, которую занимает завод, — 1,5 км х 1,5 км, а в заключительной стадии строительства там работало более 50 000 рабочих из 50 стран. Количества стали, использованной при строительстве, хватило бы для постройки десяти Эйфелевых башен, бетона было использовано в два раза больше, чем ушло на строительство самой высокой в мире башни в Дубаи… Но это уже так, к слову.

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Поршень двигателя, в котором использовалось масло с технологией Shell PurePlus, после 100 000 км пробега. На днище лишь следы горения топлива. Других отложений нет

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Цех очистки воды завода Pearl GTL В Катаре

Хочу получать самые интересные статьи

Почему моторное масло из газа лучше, чем из нефти?


В 2014 году компания «Шелл» разработала технологию производства моторного масла из природного газа. По словам руководителя компании, это позволило производить стойкие к запредельным нагрузкам смазывающие материалы высшего качества с более длительным сроком службы.

question-mark.pngЗачем нужно моторное масло из газа


Запасы нефти на Земле ограничены. Поэтому нефтяные компании вкладывают огромные средства в разработку новых технологий производства ГСМ. Так, ежегодные инвестиции Shell превышают 1 млрд $. Работы над синтезом жидких продуктов из газа (технология GTL) велись ещё с 70-х годов прошлого столетия.


В 1980 году в Амстердаме была создана работающая установка по каталитической переработке газа. Тогда стало понятно, что появление товарного продукта – это лишь вопрос времени. И в 2012 году в Катаре был введен в строй завод, производящий масло из газа по технологии Shell Pure Plus. Для этого предприятия было зарегистрировано свыше 3500 патентов.

oil-pumpjack-extractionКак производится масло из газа


В оборудование GTL (Gas To Liquid — газ в жидкость) на вход подаётся метан и кислород. На данном этапе имеется большой плюс — газ не имеет примесей, содержащихся в сырой нефти. После этого смесь поступает в реактор, где синтезируются жидкие углеводороды.


Далее по аналогии с нефтепродуктами полуфабрикат поступает в гидрокрекинговую колонну, разделяющую его на фракции. Изменяя состав основы, можно «запрограммировать» свойства будущей продукции — от базового моторного масла до сырья для изготовления пластиков или косметики.


Для потребителя высокая стабильность полученного материала — это длительный срок службы и высокая степень защиты двигателя. Новинка прошла тестирование в моторах Формулы-1, где нагрузки на пары трения максимальны. Так получился уникальный продукт, получивший название Shell Helix Ultra.




Источник: https://www.youtube.com/channel/UCssZI409Y7u_qBeg5y7R8wA

add-buttonПреимущества масла из газа


Сотрудничество с «Феррари» позволило протестировать новые масла в режимах максимальных оборотов от 12,5 до 18 тысяч в минуту (обычный «гражданский» поршневой двигатель редко развивает до 6500, а РПД – 9500 об. в минуту). Новые масла первыми стали применяться в ДВС Ferrari и Mazerati. Причем если в королевских гонках мотор должен выхаживать не менее 300 км, то для машин, пусть и эксклюзивных, но участвующих в дорожном движении, межсервисный интервал существенно больше.


Исследователи разобрали мотор, прошедший 100 000 километров на новом масле. Днища поршней, головка блока цилиндров и картер не имели смолистых отложений, характерных для обычных «нефтяных» масел. Это ещё один «плюс» в копилку GTL.

car-with-oil-signМасло из газа в вашем двигателе


Если вы следите за высокими технологиями, используете автомобиль на пределе его возможностей, то «Шелл Хеликс Ультра» — это ваш выбор. Прочные молекулярные цепочки поддерживают устойчивую масляную плёнку на движущихся деталях (масляный клин) на самых высоких оборотах и температурных нагрузках. При этом внутри двигатель остаётся чистым. А при переходе на «Ультру» с других смазок продукты износа вымываются уже после первой-второй замены.


На сегодняшний день «Шелл» — единственный производитель моторного масла из газа. Но возможно, что в ближайшее время на прилавках появится и ответ от конкурентов — ведущих нефтяных компаний.


Бодрого мотора и качественного масла!


Эксперт Topdetal.ru Илья И. 

Создано моторное масло из природного газа — журнал За рулем

«Концерн „Шелл“ представил моторное масло нового поколения Shell Helix Ultra с революционной технологией Shell PurePlus.

20140622_av_00_shell_v13_new_3_01_2

Постоянное развитие технологий автомобилестроения и ужесточение экологических требований диктуют новые правила для производителей моторных масел. Сегодня двигатели становятся все более требовательны к рабочим функциям моторных масел, которые должны обеспечить максимальную эффективность работы мотора и защиту в любых условиях эксплуатации.

Разработка моторных масел, способных удовлетворять растущим требованиям, переходит в разряд важнейших задач. «Шелл» идет в ногу со временем и с гордостью представляет Shell Helix Ultra — линейку самых совершенных моторных масел компании на сегодняшний день. Теперь выбирать стало легче, и вот почему:

1. Заводская чистота двигателя

Использованная при разработке масел Shell Helix Ultra революционная технология Shell PurePlus в соединении с доказавшей свою высокую эффективность технологией активных моющих присадок Active Cleansing Technology позволяют достичь максимальной чистоты двигателя. Двигатель остается таким чистым, как будто только что сошел с конвейера.

2. Летучесть еще ниже.*

Созданные по запатентованной «Шелл» технологии Shell PurePlus базовые масла обладают крайне низкой испаряемостью, что делает возможным производить энергосберегающие маловязкие моторные масла с исключительно низким уровнем испаряемости — 10% и менее по тесту NOACK (ASTM D-5800) — это означает малый расход на угар и, как следствие, меньшую необходимость доливать масло, возможность использовать маловязкое энергосберегающее моторное масло круглогодично и поддерживать чистоту деталей двигателя.

3. Низкотемпературные свойства еще лучше.

К одним из главных преимуществ линейки Shell Helix Ultra можно отнести отличные низкотемпературные характеристики при отрицательных температурах. Полностью синтетические масла Shell Helix Ultra обеспечивают легкий запуск мотора даже при —40°C, способствуя не только гарантированному запуску и стабильной работе двигателя в условиях экстремально низких температур, но и обеспечивая практически мгновенное поступление масла ко всем деталям двигателя, эффективно препятствуя пусковому износу и помогая вывести работу двигателя на оптимальный режим за короткий промежуток времени.

4. Стабильность эксплуатационных свойств еще выше.

Современные рецептуры Shell Helix Ultra гарантируют уникальную защиту двигателя — благодаря применению технологии Shell PurePlus масло сохраняет свою основную функцию — смазывать — в широком диапазоне температур на всем жизненном цикле работы моторного масла в двигателе.

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ!

Чтобы сделать выбор масла еще легче, «Шелл» представил обновленную линейку Shell Helix, среди которой вы точно сможете найти именно то, что наилучшим образом подойдет для вашего автомобиля. Осталось только сделать выбор:

Shell Helix Ultra

Разработанные с использованием передовых технологий Active Cleansing и Shell PurePlus полностью синтетические моторные масла. Наилучшим образом удовлетворяют требованиям высокофорсированных турбированных двигателей нового поколения. Превосходные моющие свойства и максимальная защита двигателя в самых жестких режимах при одновременной экономии топлива.

Shell Helix Synthetic HX8

Полностью синтетическое моторное масло, разработанное с использованием передовой технологии Active Cleansing Technology. Эффективное удаление накопившихся отложений и предотвращение их образования. Масло обладает длительной стойкостью к окислению и отличными низкотемпературными характеристиками

НазваниеСпецификации
Helix HX8 Synthetic 5W-30API SN/CF; ACEA A3/B3, A3/B4; допуск MB 229.3; VW 502.00/505.00; Renault RN0700, RN0710
Helix HX8 Synthetic 5W-40API SN/CF; ACEA A3/B3, A3/B4; допуск MB 229.3; VW 502.00/505.00; Renault RN0700, RN0710. Соответствует требованиям Fiat 9.55535-N2 и 9.55535-M2

Shell Helix HX7

Моторные масла, произведенные на основе синтетической технологии. Обеспечивают эффективное поддержание чистоты деталей двигателя.

НазваниеСпецификации
Helix HX7 5W-30API SN/CF; ACEA A3/B3, A3/B4; JASO SG+; допуск MB 229.3; VW 502.00/505.00
Helix HX7 5W-40API SN/CF; ACEA A3/B3, A3/B4; JASO SG+; допуск MB 229.3; VW 502.00/505.00; GM LL-A/B-025; Renault RN0700, RN0710. Соответствует требованиям Fiat 9.55535-N2 и 9.55535-M2.
Helix HX7 10W-40API SN/CF; ACEA A3/B3,A3/B4; JASO SG+; допуск MB 229.3; VW 502 00/505 00; Renault RN0700, RN0710. Соответствует требованиям Fiat 955535-G2

*Тест Noack (Ноак) ASTM D-5800 применяется для оценки испаряемости масла за определенный период при определенной температуре.

Active Cleansing — технология активных моющих присадок. With PurePlus Technology — с технологией PurePlus. Реклама.

технология производства «Shell Pure Plus», плюсы и минусы, отзывы экспертов

В 1970 году компания «Shell» произвела небывалый прорыв в производстве топлива и смазок. Имея мощную для того времени научную базу, концерн впервые в мире смог преобразовать газообразное вещество в жидкость. И вот уже полвека никто не может повторить подобное. Оставаясь монополистами в данной области, ученые пошли дальше и на основе своих открытий выпустили масло моторное из газа, которое по всем своим характеристикам превосходит аналоги из нефтепродуктов.

Что представляет собой моторное масло из газа

В шестидесятые годы двадцатого века, занимаясь нефтяными скважинами, компания впервые для себя открыла месторождение природного газа. Заняться исследованием нового сырья ученых заставило не только любопытство. В это время в мире свирепствовал нефтяной кризис, и дальновидные руководители концерна решили вложить немалые деньги в разработку проекта, в надежде на будущую перспективу.

Осознав, что природные ресурсы не бесконечны, человечество стало искать им замену. На помощь минеральным маслам пришли синтетические. Качество такого искусственного масла бывает в разы выше природного. Но из-за сложности производства цена таких смазок тоже может подняться в несколько раз.

Лаборант в лаборатории

Масло, изготовленное из природного газа, имеет все положительные свойства минеральных смазок. А при добавлении запатентованных фирмой активных присадок становится синтетическим, со всеми вытекающими последствиями для общей характеристики. Соединение двух разных по природе факторов имеет свои плюсы и минусы. Причем положительная сторона перевешивает отрицательную во много раз. Это подтверждает моторная смазка Helix Ultra.

Двигатели автомобилей, использующих это масло, меньше подвержены износу и остаются чистыми намного дольше своих собратьев, эксплуатирующих даже лучшие сорта синтетических смазок. К тому же расход топлива становится меньше.

Справка: «Газпром» и Shell подписали договора, по которым в России уже построен и еще будут строиться заводы по производству сжиженного природного газа.

Завод

Технология производства масла

В отличии от сырья из нефти, у метана отсутствуют примеси. Поэтому он лучше всего подходит для переработки. Название Gas – TO – Liquid дословно переводится, как «газ в жидкость». А аббревиатура «GTL» стала логотипом линейки масел, созданных по этой технологии.

GTL Project

Первоначально метан превращают в новый синтез газ. Для этого его окисляют (воздействуют кислородом) в специальной установке, откуда он направляется для дальнейшей обработки в специальный реактор, но уже в виде «маленьких молекул» угарного газа и водорода. В реакторе при взаимодействии с катализатором и происходит синтез жидких углеводородов.

Важно! Это действие называется процессом синтеза Фишера — Тропша и открыто оно еще сто лет назад. Но на данный момент только компания Shell имеет такое сверхдорогостоящее оборудование для промышленного производства по этому методу.

Затем полученная жидкость вытекает из реактора, охлаждается по пути естественным образом и загустевает до состояния парафина. По сути это и есть базовое масло, имеющее длинную молекулярную цепочку. Такой синтез назвали технологией «Shell Pure Plus». Помимо получения базового продукта, главной целью всего процесса является достижение максимально возможного качества. От этого напрямую зависит кондиция всех конечных изделий.

GTL

На самой финальной стадии происходит гидрокрекинг – разделение длинных цепочек углеводорода на небольшие части. Такие гидрокрекинговые цепочки содержат в себе: искомое GTL масло, дизельное топливо, керосин, бензин и моющие средства. Присутствует даже сырье, из которого производят пластик и косметику.

Преимущества GTL масла

Партнерами концерна «Shell» являются такие монстры автомобилестроения, как Ferrari и Maserati. Эти компании давно и целиком перешли на использование GTL масла. Причем не только для гоночных болидов, но и для машин повседневного использования. Этот факт только доказывает превосходство данного масла над другими смазками. Отзывы экспертов этих компаний подтверждают, что продукт:

  • является экологически чистым;
  • имеет природную основу с синтетическими свойствами;
  • способствует экономии топлива;
  • надежно защищает двигатель;
  • доступен по цене (успешно конкурирует с самыми лучшими синтетическими смазками).

Природное сырье, усиленное искусственными присадками, при сгорании не выбрасывает в атмосферу вредных веществ. Великолепные свойства конечного продукта усиливают защиту от трения, продлевая жизнь мотору автомобиля. Масло позволяет экономить 2-3% топлива, увеличивая мощность двигателя своим составом. Причем мотор остается чистым, даже если машина проехала более 2000 км.

Двигатель

Дорогостоящим является только оборудование для изготовления GTL масла. Само производство относительно недорогое. Как следствие, при отличном качестве цена рыночного товара не выше, чем у конкурентов.

Интервалы замены

По словам руководителя лаборатории компании Shell, частая замена масла только улучшит общее состояние мотора, и он не узнает, что такое износ или отложения. Под словом «часто» подразумевалось расстояние в 5000 км. Автобаны Европы позволяют без проблем для двигателя проехать до 30 000 км. А вот по российским дорогам рекомендуется замена масла после каждых 15 000 км.

Уже сейчас ясно, что за такими смазками будущее: экологически чистый выхлоп при сгорании в совокупности с правильно организованным производством. Недалеко то время, когда все городские свалки будут оборудованы многопрофильными комбинатами. Ведь при переработке мусора нетрудно добывать метан. А кислород можно брать прямо из воздуха.

Справка: более половины опрошенных российских автолюбителей утверждают, что масла Лукойл не уступают по качеству Shell.

Моторное масло из газа – преимущества, свойства, особенности

Концерн Шелл же в течение нескольких десятков лет создает продукт, пока что недоступный конкурентам – моторное мало из газа – по специальной технологии, разработанной инженерами-технологами компании. Переводя природный газ в жидкое состояние, они смогли получить чистейшее базовое масло, имеющее высокие качественны характеристики.

Моторное масло из газа (GTL)

Сегодня на автомобильном рынке можно встретить огромное количество видов моторных масел, различающихся и по качеству, и по методу производства, и по цене. Очень дорого стоит смазка, изготовленная методом органического синтеза и отличающаяся высоким качеством. Минеральные масла производятся из очищенных, прошедших переработку нефтепродуктов. Стоимость такого продукта намного меньше, но качество уступает синтетическим продуктам. Несколько лет назад фирма Shell Lubric NTS Marketing смогла создать моторное масло из газа – новейший смазочный материал, сразу привлекший внимание.

Технологический процесс изготовления смазки из газа

Чтобы создать такое масло, необходимо иметь дорогостоящую аппаратуру, позволяющую провести сложнейший химический процесс. В качестве сырья для изготовления используется:

  • Метан;
  • Кислород.

Надо сказать, что метан был выбран не случайно. В его составе отсутствуют вредные примеси, встречающиеся в больших количествах в других нефтепродуктах. В какой последовательности проходят технологические операции:

  • Необходимое количество газов подается в установку.
  • Начинается процесс газификации поступивших веществ. В результате происходит создание нового синтез-газа.
  • Затем, полученное вещество отправляется в реактор, где оно перемешивается со специальными катализаторами. Они дают начало синтезу жидких углеводородов.
  • После выхода продукции из реактора, новое вещество оставляют отстаиваться на несколько часов, выдерживая температуру окружающей атмосферы. Она изменяет структуру вещества. Из очень жидкого оно становится воскообразным.

Завершающей операцией становится гидрокрекинг. Другими словами, происходит расщепление длинных углеродных цепочек на мелкие. Именно от этого процесса в дальнейшем зависит качество смазывающего материала.

Какие преимущества характерны для смазки из газа

Структура моторного масла из природного газа никогда не меняется. В результате двигатель может нормально работать при любой температуре. Ему не страшна жара или большой мороз. Такое качество оценили водители гоночных автомобилей, на которых установлены мощные двигатели.

Процесс получения газового автомасла стоит не очень дорого, поэтому можно легко открыть оптовое производство.

Благодаря технологии Shell PurePlus значительно экономится топливо, примерно на 2-3%.

В состав входят самые разные присадки, придающие продукту свойства синтетической смазки. Очень качественной считается синтетика Helix Ultra, изготовленная на базе технологического процесса Shell PurePlus.

Смазка отличается великолепными свойствами. Она надежно защищает все детали двигательной системы, особенно трущиеся поверхности, от преждевременного износа. В результате увеличивается срок работы двигателя и, соответственно, отодвигается необходимость капитального ремонта.

Стоимость такого масла обычно не превышает цены на аналогичные виды синтетических смазывающих жидкостей. Однако его характеристики намного выше. Двигатель, работающий на нем, всегда остается чистым, даже после пробега 2000 км. В моторе можно обнаружить только следы от сгоревшего топлива.

Уже сейчас становится понятно, насколько сильно масло из газа Helix Ultra отличается своими характеристиками от обыкновенных смазывающих продуктов. Его применение делают работу двигателя стабильной и плавной. Состав увеличивает мощность движка, а в выхлопе не обнаруживается вредных веществ. Можно сказать, что моторное масло из газа не загрязняет окружающую атмосферу.

Сегодня только компания «Шелл» остается единственным изготовителем масла на основе газа. Возможно, очень скоро таким производством займутся и мировые нефтяные компании.

Смазка из природного газа – технологии будущего. Применение моторного масла из природного газа Как получают масло из газа

Сразу скажем, что для портала «АвтоВзгляд» знакомство с таким производством не стало экстраординарным событием – мы , в том числе и на зарубежных заводах . Так что сравнить есть с чем. Однако впечатления от посещения завода в Торжке оказались куда более запоминающимися, чем мы ожидали.

Так, например, здесь для приготовления используется установка последнего поколения, работающая по принципу «смешивание в потоке» (технология SМB). В смесительной установке данного типа происходит одновременная подача в трубу всех необходимых компонентов с определенной скоростью, что обеспечивает их смешение в нужной пропорции, причем с высокой точностью. Скорость смешивания (компаундирования) на установке, работающей по технологии SМB, составляет около 60 000 в час. Это в несколько раз больше, чем при работе традиционной смесительной установки, где перемешивание осуществляется лопастями. В Торжке, впрочем, есть и такое смесительное оборудование, но даже в нем используются не обычные, а особые лопасти, созданные на основе уникальных запатентованных разработок.

Оригинальные технические решения применены и в цехе розлива и фасовки готовых масел. Одна из главных особенностей процесса – автоматический манифольд. Это своего рода трубопроводный коммутатор, перераспределяющий потоки того или иного вида продукции, поступающей из емкостей-хранилищ, на линии розлива. Здесь тоже есть свой нюанс: чтобы разные продукты не смешивались в каналах манифольда, каждый трубопровод после отгрузки нужного количества масла обязательно подвергают пневмоочистке с помощью полимерно-резиновых пыжей (так называемых пигов). Понятно, что техническая реализация любой из этих операций весьма сложна и трудоемка. Поэтому все процессы производства автоматизированы и управляются из диспетчерской – в полном соответствии с самыми современными промышленными стандартами.

Но, как говорится, инновации – инновациями, а контроль качества продукции никто не отменял. Этот процесс в компании возведен в абсолют, причем значительная доля контролирующих операций отводится заводской лаборатории Shell. Ее специалисты отслеживают все этапы производства, начиная от анализа присадок и базовых масел, и заканчивая контролем качества готового продукта. Полученные в лаборатории данные тестов моментально поступают в единые корпоративные базы электронных систем GSAP и Lubcel, которые проверяют корректность представленных результатов и их соответствие требуемым параметрам. Такой двойной контроль гарантирует, что масла, произведенные на заводе в Торжке, по своему качеству ничем не отличаются от аналогичных продуктов, выпущенных на любом другом заводе бренда.

Отвечая на вопросы журналистов, директор ко

Без нефти — Авторевю

Можно ли обратить порося в карася, то есть природный газ в моторное масло? Я видел, как это происходит, — в головном технологическом центре концерна Shell в Амстердаме.

Получать масло и топливо не из нефти придумали давно, а основы нынешней промышленной технологии GTL (Gas-To-Liquid, «газ в жидкость») заложили в 1925 году немецкие химики Фишер и Тропш из Института кайзера Вильгельма. Бедная нефтью Германия тогда готовилась к следую­щей войне, и в поисках источника топлива немцы придумали, как в промышленных масштабах получать жидкие углеводороды из каменного угля. Его нагревали, пропусканием водяного пара получали из него синтез-газ, а затем — углеводороды.

Первый промышленный реактор немцами был запущен в 1935 году, а к концу Второй мировой войны в Германии на семнадцати заводах производилось до семи миллионов тонн «газопродуктов» — на синтетическом топливе передвигалось больше половины наземной техники вермахта и почти вся авиация люфтваффе. Из угля немцы делали масла, смазки и даже синтетические мыло и маргарин. Любопытно, что после войны в СССР из Германии было вывезено восемь заводов, но запущены были только две немецкие установки — в Новочеркасске и Ангарске, тихо почившие в бозе в начале девяностых.

В нынешнем году у исследовательского центра Shell в Амстердаме юбилей — ровно 100 лет. А разработку технологий по переработке газа здесь начали ­больше 40 лет назад

Завод Pearl GTL в Катаре выглядит внушительно — его размер 1,5х1,5 км. Прямо здесь, на одном из участков, производится готовое масло Helix Ultra на «газовой» основе

Союзники подошли к делу рачительнее — после войны немецкие ученые продолжали работать над синтетическими топливами в Бюро горной промышленнос­ти США, и сегодня технологию Фишера-Тропша, в основном для получения топлива, используют компании Exxon Mobil, ChevronTexaco, BP.

Но всех обставил концерн Royal Dutch Shell — в его ассортименте теперь есть не только топливо, но и моторное масло Shell Helix Ultra с базой, полученной без единой капли нефти — по технологии PurePlus с использованием процесса GTL.

Голландцы серьезнее других занялись поисками альтернативого сырья еще в 1973 году, когда из-за войны между Израилем, Египтом и Сирией страны ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в США, отчего за один день цена нефти удвоилась, а в течение года выросла четырехкратно. В 1983 году в головном исследовательском центре в Амстердаме уже работал пилотный заводик, а в 1993 году Shell открыл работающее на газе местного месторождения крупное предприятие в малайзийском Бинтулу. А в 2012 году, получив доступ к морским скважинам второго по величине в мире месторождения природного газа и вложив 20млрд долларов, Shell запустил мегазавод Pearl GTL в Катаре.

Отработавший 100 тысяч километров на масле Shell с базой PurePlus мотор 1.8 тестового Мерседеса С-класса имеет минимум износа и отложений

GTL-синтетика выходит недорогой: при нынешних котировках нефти и газа себестоимость не выше нефтяных гидрокрекинговых минеральных масел. И намного ниже, чем у синтетических масел на основе полиальфаолефинов (ПАО) и тем более еще более дорогих эстеров, то есть сложных полиэфиров.

А хороши ли GTL-масла? Как уверяют голландцы, по низкотемпературным качествам они не хуже, чем масла на базе ПAO и полиэфиров. Сейчас в лабораториях Shell вовсю тес­тируется «газомасло» вязкости 0W-16 и идут работы над 0W-10 — в обоих случаях температура застывания ниже -50°С.

Чистейшая GTL-синтетика бесцветна и почти не имеет запаха

помимо моторных масел используется в косметике Nivea, Olaz и Shiseido

Смазывающие свойства — на уровне полиэфиров и намного выше, чем у ПАО. Лучше, чем у ПАО, и способность растворять присадки. Нет и главного недостатка полиэфиров — гигроскопичности, то есть склонности поглощать воду, ухудшающую смазывающие и антикоррозионные свойства. И, само собой, синтетическая база хорошо сопротивляется окислению и плохо испаряется — то есть масло на GTL-базе должно будет отличаться относительно низким угаром.

А недостатки? Главный, как и у ПАО, — низкая полярность: масло плохо «держится» за металл и быстро стекает со стенок цилиндров в картер, что особенно неприятно при запусках в мороз. Но, как и у ПАО, это «лечится» добавкой полярных алкилированных нафталинов.

С апреля масло Shell Helix Ultra выпускается исключительно на «газовой» базе PurePlus. К концу года на полученную по технологии GTL базу перейдет и мотоциклетная серия масел Shell Advance, а затем «газомасло» в том или ином количестве будет в составе баз всей линейки моторных масел Shell — в том числе и тех, что производятся в российском Торжке.

Интересно, последуют ли примеру голландцев другие нефтехимические гиганты — и как это повлияет на мировые цены на нефть?

Вопреки названию технологии из газа первым делом получают не жидкость, а твердое вещество — белоснежный и почти непахнущий парафин. Сначала выделенный из природного газа исходный метан частично сжигается, превращаясь в синтез-газ, смесь монооксида углерода (угарного газа) и водорода. А дальше в реакторе в присутствии катализатора с содержанием драгметаллов (формула катализатора — и есть главный секрет процесса!) из синтез-газа получается чистейший, без всяких примесей, расплавленный парафин (sincrude, «синтез-нефть»). Дальше — изомеризация, то есть обычный гидрокрекинг, как у нефтехимиков: длинные цепочки молекул парафинов «режутся» до нужного размера — и получаются нафта (прямогонный бензин), дизтопливо или масло

90000 Where does gasoline come from? — How Gasoline Works 90001

90002 Gasoline is made from 90003 crude oil 90004. The crude oil pumped out of the ground is a black liquid called 90003 petroleum 90004. This liquid contains hydrocarbons, and the carbon atoms in crude oil link together in chains of different lengths. 90007

90002 It turns out that hydrocarbon molecules of different lengths have different properties and behaviors. For example, a chain with just one carbon atom in it (Ch5) is the lightest chain, known as methane.Methane is a gas so light that it floats like helium. As the chains get longer, they get heavier. 90007

90002 The first four chains — Ch5 (methane), C2H6 (ethane), C3H8 (propane) and C4h20 (butane) — are all gases, and they boil at -161, -88, -46 and -1 degrees F, respectively (-107, -67, -43 and -18 degrees C). The chains up through C18h42 or so are all liquids at room temperature, and the chains above C19 are all solids at room temperature. 90007

90002 The different chain lengths have progressively higher boiling points, so they can be separated out by 90003 distillation 90004.This is what happens in an oil refinery — crude oil is heated and the different chains are pulled out by their vaporization temperatures. (See How Oil Refining Works for details.) 90007

90002 The chains in the C5, C6 and C7 range are all very light, easily vaporized, clear liquids called naphthas. They are used as solvents — dry cleaning fluids can be made from these liquids, as well as paint solvents and other quick-drying products. 90007

90002 The chains from C7h26 through C11h34 are blended together and used for gasoline.All of them vaporize at temperatures below the boiling point of water. That’s why if you spill gasoline on the ground it evaporates very quickly. 90007

90002 Next is kerosene, in the C12 to C15 range, followed by diesel fuel and heavier fuel oils (like heating oil for houses). 90007

90002 Next come the lubricating oils. These oils no longer vaporize in any way at normal temperatures. For example, engine oil can run all day at 250 degrees F (121 degrees C) without vaporizing at all.Oils go from very light (like 3-in-1 oil) through various thicknesses of motor oil through very thick gear oils and then semi-solid greases. Vasoline falls in there as well. 90007

90002 Chains above the C20 range form solids, starting with paraffin wax, then tar and finally asphaltic bitumen, which used to make asphalt roads. 90007

90002 All of these different substances come from crude oil. The only difference is the length of the carbon chains! 90007

.90000 Converting From Oil to Gas | Oil Heating Cost 90001

90002 Last winter, heating a house with oil cost an average of $ 1,700, while natural gas averaged less than $ 900, according to the US Energy Information Administration. The year before, when oil prices peaked, oil heating cost an average of $ 2,000; natural gas was again around $ 900. Since 2002 oil heat has averaged 30% to 50% more than gas every year. 90003

90002 So, if it’s time to replace your old oil-burning system, you might be wondering if it makes sense to switch.Here’s how to crunch the numbers. 90003

90006 What Fuel Types Are Available in Your Area? 90007

90002 About half of the country uses natural gas already, and only about 8% uses oil. Most of the rest use costlier heating — electricity accounts for 34%, propane 6% — typically because that’s what is available locally. The vast majority of oil-burners are concentrated in the Northeast, where they account for 31% of residential heating systems. That’s largely because of the region’s proximity to the ports where oil barges deliver their loads and the fact that oil was a cheaper option back when these houses were built.90003

90002 Unlike oil, which gets delivered by truck, natural gas gets piped right into your house by a utility company. So making the switch requires having a gas main under your street. Even in oil-dominated neighborhoods of the Northeast, most urban and suburban areas have gas lines. If yours does not, you may be able to convince the local utility to install a gas main if enough neighbors band together to make the request. 90003

90006 Popular Reads 90007

90014

90015
4 Bottom-Line Tips to Decide: What Is the Value of My Home?
90016

Buy & Sell
90002
Here’s how to price your home to sell fast.90003

90015
5 Relationship-Saving Strategies For Any Couple Buying a House
90016

Buy & Sell
90002
Buying a house is exciting. Arguing while buying a house? Not so much. Here’s how to keep the peace while house hunting. 90003

90015
Home Buying and Selling During the Pandemic: What You Need to Know
90016

Should I Sell My House?
90002
Resources to help you navigate the new real estate normal.90003

90027

90006 How Much Will the Equipment Cost? 90007

90002 Gas-fired equipment costs less than oil-fired gear. For a basic furnace (for a forced air heating system) or boiler (for hot-water heat), you’ll pay around $ 1,500 to $ 3,000 for gas and $ 2,000 to as much as $ 8,000 for oil, says Ellis Guiles of TAG Mechanical in Syracuse , New York. If you select a high efficiency system, you’ll pay $ 3,500 to $ 5,500 for gas, compared with $ 4,500 to $ 10,000 for oil.A high-efficiency unit of either kind may be eligible for a tax credit of up to $ 300, as well as local incentives. 90003

90006 How Much Will the Hookup Cost? 90007

90006 Most Popular Home Maintenance Tips 90007

90014

90015
17 Things to Never, Ever, EVER Do to Your House
90016

Home Maintenance Tips
90002
Keep the vintage wallpaper, but upgrade that time- and money-draining retro thermostat to programmable. 90003

90015
You Only Think It’s True: 10 Myths Costing You Time and Money
90016

Home Maintenance Tips
90002
Save your cash for more important things, like, you know, your mortgage.90003

90015
5 Tricks to Keep Your Pipes from Exploding This Winter
90016

Home Maintenance Tips
90002
Even if you think they’ve already started to freeze. 90003

90015
Spot the 9 Problems With This House (Advice for New Homeowners)
90016

Home Maintenance Tips
90002
Telltale signs you’re flubbing homeowner maintenance, like parking on grass.90003

90015
12 Questions You’ll Wish You Asked Before You Moved In
90016

Home Maintenance Tips
90002
Avoid regrets by knowing what questions to ask a REALTOR® or owner before you commit to a new home. 90003

90027

90002 There are two aspects to the connection process for gas: outside the house and inside. The utility company will run an underground pipe from the gas main to your house, where it will install a meter.This requires using a backhoe to dig a trench from the road to the house and typically costs $ 1,000 to $ 1,500, according to Jim Ranfone, managing director of the American Gas Association, a trade group. But it’s possible that the utility will waive or reduce that charge as an inducement to add you to its customer rolls. Your contractor will handle the second part of the job, piping the gas from the meter to your heating plant, typically at a cost of $ 500 to $ 1,000. 90003

90006 What Other Expenses Are Involved? 90007

90002 Switching to gas may require you to line your chimney ($ 750 to $ 2,000), because the moisture in gas exhaust can damage the masonry.A liner is not necessary with a high-efficiency gas system, which, combined with tax incentives, explains why nearly all of Guiles ‘conversion customers choose high-efficiency equipment. Although it’s probably not required, you’ll likely choose to remove your oil tank for another $ 750 or so if it’s above ground to $ 3,000 if it’s buried. 90003

90006 The Bottom Line to Convert Oil to Gas 90007

90002 So is it worth spending potentially a few grand in conversion costs to switch to gas? Well, at last year’s prices, your fuel-cost savings alone would pay you back in less than five years.But as the stock-market caveat goes, past performance is no guarantee of future results. Most natural gas is mined in North America, so some say its pricing less volatile than oil, which is a global commodity. But the truth is, there’s no way to know for sure if gas will continue its substantial price advantage. The decision usually comes down to how complicated the conversion will be for your house-and how good the incentives are that the utilities and state agencies are offering, says Mark Wolfe, executive director of the National Energy Assistance Directors ‘Association, a trade group of state officials who help homeowners cut their energy costs.90003

90002 Still, there are reasons other than money to make the switch. Gas has lower carbon emissions than oil, so it’s better for the environment. Plus, once you have a gas line, you can get that commercial-style, six-burner stove you’ve always wanted. 90003

90002 90071 Related: 90072 90003

.90000 How Synthetic Oil Is Made 90001
90002 Choose a synthetic oil and your engine will enjoy multiple benefits, including improved viscosity performance under extreme temperatures, resistance to oxidation and thermal breakdown, as well as avoiding some oil sludge issues. That said, how is synthetic oil made? Let’s examine the process and help you determine the right oil for your car. 90003
90004 90005 Motor Oil Background 90006 90007
90002 Some of the first API rated synthetic motor oils for internal combustion engines were introduced in 1970s.Since then, most major oil manufacturers have jumped in with their own synthetics. Today, consumers have their choice of conventional, synthetic-blend, and synthetic motor oils, although not all oils are the same. 90003
90004 90005 How Synthetic Oil Is Made 90006 90007
90002 Synthetic oil is made in the lab, thus each manufacturer takes different approaches. No manufacturer is about to share proprietary information about the process, but we can deduce certain facts about development without sounding like a chemistry professor in the process.90003
90002 Full synthetic, or 100 percent synthetic oils, are usually extracted from crude oil or a byproduct of the same. In the case of Pennzoil, they have figured out how extract synthetic oil from natural gas. 90003
90004 90019 Refining 90020 90007
90002 Just like conventional oil, synthetics are refined. From there, the differences become apparent as synthetic motor oil is distilled and purified, before it is reduced to its basic molecules. The process extracts more impurities than what is found in conventional oils while enabling individual molecules to be customized to work with today’s sophisticated machinery.Synthetic oil has gone through additional chemically engineered processes, so the molecules are more uniform in shape with fewer impurities. One could make the analogy that conventional oil is like rocks (varying molecules with many impurities) and synthetic oil is like marbles (uniform molecules with few impurities). In general, synthetic oil has better high and low temperature performance, and synthetic motor oils are usually formulated with higher performing additives. There is still a performance difference amongst different synthetics.For example, synthetic oil that is made from natural gas, via a gas-to-liquids (GTL) process, has even better high temperature oxidation stability and lower volatility, which is critical for both low viscosity and high performance motor oils. 90003
90004 90019 Motor Oil for Your Car 90020 90007
90002 What’s the best motor oil for your car? That answer is straightforward. Choose a full synthetic motor oil that meets the viscosity grade and engine oil specification listed in your vehicle owner’s manual.Synthetics provide better protection, and 7 in 10 new cars are factory filled with synthetic motor oil, as of 2016. 90003
90002 Although your manufacturer may not specifically recommend synthetic oil, keep in mind that synthetic motor oil provides the best performance at both cold and hot temperatures. This is especially important for modern fuel economic engines as well as high performance engines with turbochargers and / or direct injection. For example, because Pennzoil Synthetics are made from natural gas instead of crude oil, they have better high temperature performance and provide complete engine protection for both modern fuel economic engines and high performance engines.90003
90004 90019 Making the Switch 90020 90007
90002 Ultimately, synthetic motor oil may help extend the life of your car by keeping your engine working. That’s one important reason owners make the switch to synthetic motor oil. 90003
90002 Check out all the chemical products 90039 available on NAPA Online or trust one of our 17,000 NAPA AutoCare locations for routine maintenance and repairs. For more information on how synthetic oil is made, chat with a knowledgeable expert at your local NAPA AUTO PARTS store.90040 90003
90002 Photo courtesy of Wikimedia Commons and Shell Oil Company. 90003

90002
90004 90046 Related Articles 90047 90007
90003.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о