Как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее: нормальные значения, правила измерения и доливки

Содержание

Как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее? Обслуживание автомобильных аккумуляторов

Благодаря аккумуляторной батарее мы имеем возможность запуска мотора. В настоящее время есть огромное количество АКБ различных марок, емкостей и качества. Но мы же коснемся темы обслуживания, так как именно это является основной бесперебойной эксплуатации изделия. Тем не менее, далеко не каждый знает, как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее. Хотя сделать это крайне просто и сейчас рассмотрим, как же именно.

как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее

Расположение АКБ под капотом автомобиля

Прежде чем перейти непосредственно к делу, нужно найти батарею под капотом. Различные марки авто предполагают размещение аккумулятора в разных местах. В большинстве случаев она находится с левой стороны двигателя, возле воздушного фильтра. Также есть вариант установки под передним левым крылом (американские авто). Такие же марки, как «Мерседес», «БМВ» или «Вольво» устанавливают АКБ в специальных отсеках в багажнике.

При любом раскладе, перед тем как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее, необходимо её найти. Дальше можно переходить к следующему шагу.

как повысить плотность электролита в аккумуляторе

Тщательная очистка АКБ

Перед проверкой желательно полностью почистить батарею от дорожной пыли, грязи, а также коррозии. Нужно это для того, чтобы в «банки» батареи не попал мусор. Кроме того, чистый корпус приостановит коррозию.

Если последняя имеется, то её нужно удалить. Для этого подойдет, как специальный растворитель ржавчины, продающийся в автомагазинах или же раствор соды с водой.

Конечно, обслуживание удобней выполнять, предварительно демонтировав АКБ, но этого можно и не делать, все зависит от ситуации. Если клеммы сильно закисли и покрылись коррозией, то их необходимо окунуть в кипяток и тщательно почистить. Только перед тем как одеть обратно, нужно их высушить.

таблица плотности электролита

Как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее?

Есть несколько типов заливных отверстий на АКБ. Их может быть 2 прямоугольных или 6 круглых. Суть от этого не меняется. Прямоугольные пробки поддеваются плоским предметом и демонтируются, а круглые крышки выкручиваются широкой плоской отверткой против часовой стрелки.

Вполне вероятно, что вы увидите надпись «необслуживаемый» на АКБ. В этом случае производитель рекомендует просто заменить неисправную батарею. Если вы увидели грязь под пробками, то её необходимо удалить. При этом следите за тем, чтобы ничего не попало внутрь. Если проводить такую процедуру регулярно, то удастся замедлить процесс коррозии внутри батареи и сохранить пластины в нормальном состоянии.

Проверка и обслуживание

Перед тем как повысить плотность электролита в аккумуляторе, если это требуется, необходимо выполнить его проверку. Для этого проверяем уровень электролита в колодцах. Он должен быть везде одинаковым. При этом хотелось бы обратить ваше внимание на то, что нормальный уровень электролита в аккумуляторе необходимо соблюдать для его эффективной работы. В летнее время он может немного испаряться, поэтому, если нужно, то доливайте дистиллят.

уровень электролита в аккумуляторе зимой

Существенная разница в уровне электролита в банках может свидетельствовать о трещине в корпусе. Такую батарею лучше заменить, так как в самый неподходящий момент она может отказать. Кроме того, электролит, попадающий на кузов, может вызывать коррозию металла. В отдельных случаях трещину можно запаять, но это временное решение.

Каким должен быть уровень электролита

Мы уже немного разобрались, как проверить уровень. Но далеко не всегда можно понять, нужно доливать или нет. Хотелось бы отметить, что уровень электролита в аккумуляторе зимой обычно сохраняется в своем обычном положении. Нормальным считается тот, который полностью покрывает пластины. Также допустим и перелив в 0,5 см. Падение уровня требует доливки дистиллированной воды.

Если все в порядке, то закручиваем пробки и следующую проверку выполняем через 3 месяца эксплуатации. Для более точной проверки уровня необходимо использовать фонарик и определять перелив (мениск).

Как повысить плотность электролита в аккумуляторе

Перед тем как повышать плотность, необходимо отрегулировать уровень. Для этого поочередно в банки доливаем дистиллированную воду до нужной отметки. Если АКБ разряжена, то доливаем ее до нижней части горловины и ставим на зарядку. Так как при нагревании электролит расширяется, то возможно его попадание на корпус и частичное вытекание.

нормальный уровень электролита в аккумуляторе

Дальше в ход идет корректирующий элемент — электролит повышенной плотности. Его необходимо доливать в банки до получения желаемого результата. Так как повысить плотность электролита в аккумуляторе достаточно просто, то с данной процедурой проблем возникнуть не должно. После доливки проверяем уровень и плотность, если все в порядке, ставим АКБ обратно на авто.

О замерах напряжения батареи

В данной статье представлена таблица плотности электролита, которой можно пользоваться во время корректировки. До зарядки желательно, чтобы уровень был в норме. Берем мультиметр и подсоединяем к «-» и «+» аккумулятора. Необходимо добиться 12,6-12,9 Вольт. В этом случае АКБ можно считать полностью заряженной и готовой к эксплуатации. Помните о том, что езда на разряженной батарее способствует её постепенному разрушению. Особенно это касается кальциевых АКБ. Теперь вы немного знаете о том, как выполняется обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками. Уровень электролита всегда необходимо соблюдать, и в случае необходимости корректировать. Иногда плотность электролита слишком высока. В этом случае нужно его разбавить дистиллированной водой. Добившись необходимого значения, батарею можно использовать.

Средства индивидуальной защиты

Как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее мы разобрались. Стоит сказать несколько слов о том, что работать вы будете с кислотой. Поэтому желательно использовать резиновые перчатки, а также специальные очки. Попадание кислоты в глаза очень опасно, поэтому имейте под рукой чистую воду, которой в случае чего сможете воспользоваться.

обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками уровень электролита

Конечно, в экстренных случаях можно обойтись и без средств защиты, но стоит быть предельно осторожным. В целом же всегда нужно держать нормальный уровень электролита в аккумуляторе, не ездить на разряженной батарее и не использовать АКБ с разрушенным корпусом. Регулярное обслуживание и проверка являются залогом длительной и бесперебойной работы элемента питания. Есть и необслуживаемые АКБ, они, как понятно из названия, совершенно не предусмотрены для постороннего вмешательства. Такая батарея полностью герметична, и если выходит из строя, то уже ничего кроме замены не поможет.

для обслуживаемых АКБ и не требующих сервиса

Как проверить уровень электролитаЗапуск двигателя в машине обеспечивает стартерный элемент питания. Современные АКБ практически не требуют ухода и до определённого момента не приносят неприятностей владельцам. Однако проверить уровень электролита у аккумуляторной батареи нужно научиться каждому автомобилисту для того, чтобы контролировать её состояние и избежать проблем при запуске мотора.

Характеристика аккумуляторов

Современные транспортные средства предполагают установку АКБ нескольких типов. Это могут быть:

  • Батареи, относящиеся к группе WET, с водным раствором серной кислоты.
  • Источники тока класса AGM, в которых используется пропитанное стекловолокно сепаратора.
  • Гелевые батареи с добавкой оксида кремния.

Свинцово-кислотные агрегаты стали первыми элементами питания, применяющимися в машинах. Наполнитель представляет собой раствор 30−35% h3SO4 в воде, обязательно дистиллированной. Присутствие примесей в виде солей, оксидов металлов в простой жидкости из-под крана — это прямой путь к коррозии решёток и выходу батареи из строя.

Обычно электролит приобретается в готовом виде в магазине с плотностью 1,29 гр/см3.

Причины снижения уровня

Посадка высоты электролита в батарее явление неуникальное. Просто так подобное случиться не может. Основными поводами для этого считаются:

  • Перенапряжение, выдаваемое генератором.
  • Дефекты корпуса: деформации, микротрещины, сколы.
  • Внутреннее короткое замыкание.
  • Сульфатация осадка и оседание свинца и мусора.

Большое падение уреза электролита автовладельцы пытаются решить срочной доливкой новой порции жидкости. Однако вместе с этим происходят качественные изменения состава наполнителя. Поспешность может привести к следующему:

  • Как проверить электролит в аккумулятореРазрушению решёток с выпадением шлама.
  • Возникновению контактных мостиков между пластинами разного заряда. Это ведёт к снижению мощности и короткому замыканию.
  • Нарушению герметизации и образованию подтёков.
  • Окислению клеммных соединений.

Определения ёмкости электролита в банке

Сейчас в продаже имеются АКБ двух типов. Это полностью герметичные, не требующие ухода аккумуляторы и обслуживаемые элементы. Определить содержание жидкости в них можно несколькими способами.

Закрытая батарея

Проверка электролита в аккумуляторе В этом случае автолюбитель не имеет доступа к пакетам пластин, а разборка корпуса не рекомендуется производителями.

Самостоятельный ремонт кожуха приведёт к потере непроницаемости оболочки, так как самостоятельно запаять его до заводского качества невозможно.

Подобное вмешательство приведёт к утилизации оборудования и покупке нового аппарата.

Поэтому на заводах, где собираются подобные продукты, предусмотрели 2 способа проверки электролита в аккумуляторе:

  •  как проверить электролит проверка электролитаКорпуса таких изделий обычно имеют риски min и max на глазке из стекла или стойкого прозрачного пластика. Нормальным считается уровень жидкости посередине между ними. Опускание ниже говорит об испарении части дистиллированной воды или срабатывании предохранительных клапанов из-за неправильного заряда. Нельзя исключать вариант истечения срока годности батареи.
  • Отдельные изготовители снабжают свою продукцию специальными индикаторами, по которым можно определить количество наполнителя в АКБ. Они меняют окраску в зависимости от занятого объёма. Если на аккумуляторе применена подобная система маркировки, то прежде чем приступить к замерам, корпус необходимо тщательно протереть, чтобы найти нужный маркер. Если он зелёный, то уровень электролита оптимальный. Белый окрас говорит о необходимости включения ЗУ. Красный извещает об испарении воды. Этот метод самый неточный из всех существующих, но про необходимость принятия мер к восстановлению уровня он известит.

Обслуживаемый источник питания

В этом случае проверить электролит в аккумуляторе владелец может самостоятельно. Это можно сделать более точно и при необходимости довести уровень до нормы, долив дистиллята. Замер производится с помощью обычной стеклянной трубки с диаметром меньшим, чем заливная горловина банки. При необходимости можно взять корпус обычной прозрачной пластмассовой ручки с отвёрнутыми колпачками.

Всё действие укладывается в несколько этапов:

  • Очистить пространство вокруг пробок.
  • Установить аккумулятор горизонтально.
  • Открутить колпачки.
  • Погрузить трубку в отсек строго вертикально.
  • Зажать верхнее отверстие пальцем.
  • Не убирая его, вынуть стержень и отметить количество раствора в нём.

Нормальным уровнем считается столбик жидкости высотой 10−15 миллиметров. Излишки нужно откачать, а при недостатке добавить воды (дистиллированной).

Проверка электролитаКонструкция некоторых батарей предполагает визуальное определение степени заполнения банок. Для этого на их корпусах под горловиной штампуются выемки, называемые мениском или глазом. По изгибу жидкости в этих впадинах судят о количестве электролита.

Когда водный пузырь виден отчётливо, то предлога для беспокойства нет, если пятна нет, то объём понижен и требуется дозаправка. Из-за того, что заливные каналы довольно высокие, при проведении теста точку осмотра нужно подсветить фонариком.

Мероприятия по безопасности

Из-за нахождения в составе электролита кислоты работа с ним требует максимальной осторожности и применения СИЗ (средств индивидуальной защиты). К ним относятся:

  • Защитные очки с боковыми щитками, как у строительных. Это обеспечит максимальный угол предохранения от брызг. Использование контактных линз запрещено.
  • Резиновые перчатки лучше выбрать из неопрена из-за их возможности противостоять агрессивной жидкости. Подойдут изделия из латекса или винила, хотя они и менее прочные.
  • Одежда из плотной ткани с заправленными в варежки рукавами сможет оказать сопротивление разъеданию в течение нескольких часов.

Если всё же попадания кислоты на кожу избежать не удалось, поражённое место необходимо обильно промыть проточной водой.

Можно использовать мыльный раствор. Нужно помнить, что химический ожог, в отличие от термического, проявляется не сразу. Покраснение может обнаружиться спустя несколько минут или часов. Поэтому нужно тщательно контролировать состояние кожного покрова в месте контакта для принятия мер лечения.

Удаление испорченного содержимого

Если электролит непригоден для дальнейшего использования, его нужно освежить. Это процедура трудоёмкая и призывает к особой осторожности. А также потребуются некоторые приспособления:

  • Новый наполнитель для батареи с соответствующей плотностью (1,29 гр/см3).
  • Контейнер для слива старой жидкости.
  • Груша из стойкой резины.
  • Ареометр.
  • Стеклянная воронка.

Для удаления испорченного содержимого не следует переворачивать корпус аккумулятора. Кроме того, что это небезопасно для самого мастера из-за возможности расплёскивания, велика вероятность смещения пластин и возникновения замыкания. Это приведёт к стопроцентному выходу источника тока из строя.

Замена или восстановление

Электролит в аккумулятореОчень часто после восстановления уровня электролита в элементе питания хозяин успокаивается, уверенный в том, что батарея его не подведёт. Однако из-за изменения плотности после разбавления кислоты дистиллятом АКБ может повести себя неправильно.

Очень часто положительного эффекта не удаётся добиться вовсе. И хотя повышение количества жидкости является единственным способом отсрочить приобретение нового агрегата, лучшим вариантом будет всё-таки замена. Основными доводами к этому являются:

  • Оптимальная номинальная ёмкость.
  • Требуемые пусковые токи.
  • Подбор по габаритам для установки в необходимое место.
  • Избрание нужного варианта по рекомендациям и отзывам владельцев.
  • Свежая батарея прослужит ещё несколько лет.

Приобретая аккумулятор, всегда нужно точно следовать пожеланиям производителя автомобиля и его техническим характеристикам. Если получилось выбрать модель, подходящую по параметрам максимально близко к идеальным, то хозяину останется только периодически протирать пыль на корпусе и следить за тем, чтобы уровень электролита всегда был в норме.

Как ПРОВЕРИТЬ ПЛОТНОСТЬ аккумулятора ? и уровень электролита в домашних условиях

Проверить плотность аккумулятора можно с помощью ареометра или мультиметра, проанализировав рабочее значение напряжения. Перед диагностикой пользователь должен удостовериться в отсутствии дефектов корпуса батареи, которые могли бы привести к утечке жидкости.

Подготовительные работы перед проверкой уровня и плотности

Перед тем как в домашних условиях определять плотность с помощью специального прибора, нужно иметь в виду, что:

  1. Аккумулятор (АКБ) авто проверяется с использованием очков для защиты глаз и резиновых перчаток. Раствор электролита — агрессивная кислота, которая вызывает ожоги при попадании на тело.
  2. Уровень плотности аккумуляторной батареи машины должен измеряться после визуальной проверки устройства.
  3. Производится очистка клемм аккумулятора от окислений и загрязнений. Необходимо воспользоваться специальной железной щеткой или мелкозернистой наждачной бумагой.
  4. Прежде чем померить значение плотности жидкости в автомобильной батарее, надо убедиться в наличии электролита в банках. Если объем вещества снижен, потребуется добавить в устройство дистиллированную воду.
  5. При необходимости осуществляется демонтаж аккумулятора. От устройства отключаются клеммы и производится демонтаж фиксирующей пластины.
  6. Перед отключением аккумулятора в автомобиле деактивируется система зажигания, предварительно отключается работа электрооборудования и приборов.
  7. Батарею протирают влажной и чистой тряпкой, чтобы не допустить попадания пыли в банки с электролитом.

Видео: как снять аккумулятор с автомобиля

Канал «Аккумуляторщик» в своем видеоролике подробно рассказал о нюансах демонтажа аккумуляторной батареи с автомобиля и отключения этого устройства.

Чем и как проверяют плотность электролита в аккумуляторе

Проверять уровень электролита в рабочем растворе, помимо ареометра и мультиметра, можно и самодельным прибором.

Специальное устройство для измерения плотности (ареометр) представляет собой обычную стеклянную трубку, верхняя часть которой заужена и имеет шкалу с делениями. Нижняя часть трубки широкая в ней находится дробь или ртуть, которую засыпают строго определенное количество во время калибровки ареометра. В автомагазинах такой прибор продается в наборе с резиновой «грушей» для забора электролита и мерной колбой, в которой размещен сам ареометр.

Важно знать

Принцип действия прибора основан на законе Архимеда, а плотность электролита определяют по глубине погружения ареометра (объему жидкости, вытесненной им), и весу устройства.

Ареометр для измерения электролита

Прежде чем проверять уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, надо учитывать следующие правила:

  • батарея должна быть выставлена на ровной поверхности;
  • температура аккумулятора должна составить около 20-25 градусов тепла;
  • замер уровня плотности производится не в одной, а во всех банках;
  • проверка рабочей величины осуществляется не раньше, чем через десять часов с последней поездки либо через три часа после подзарядки;
  • аккумуляторную батарею необходимо предварительно зарядить.

Измерение ареометром

Подробнее о том, как для измерения уровня плотности пользоваться ареометром:

  1. На отключенном аккумуляторе откручиваются все банки.
  2. В одну из банок концом вставляется ареометр, на другом его конце располагается груша, с ее помощью делается забор жидкости. Её в устройстве должно быть столько, чтобы его поплавок свободно болтался в емкости.
  3. Производится определение уровня плотности в соответствии с показаниями на шкале тестера. Полученные параметры записываются.
  4. Диагностика параметра плотности повторяется для каждой банки. Все полученные параметры сопоставляются с нормированными значениями, указанными в таблице.

Важно знать

Плотность аккумулятора рекомендуется проверять не реже, чем каждые 15-20 тысяч километров пробега.

Фотогалерея: диагностика уровня и плотности электролита в банках
Забор жидкости из банок в ареометр
Проверка уровня и плотности вещества
Таблица: поправка к показаниям ареометра
Температура рабочей жидкости при измерении ее плотности, ºСПоправка к показаниям, полученным в ходе тестирования ареометром, г/см3
От -55 до -41-0,05
От -40 до -26-0,04
От -25 до -11-0,03
От -10 до +4-0,02
От +5 до +19-0,01
От +20 до +300,00
От +31 до +45+0,01
От +46 до +60+0,02

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Пошаговая инструкция, которая позволит правильно замерить и узнать плотность батареи, выглядит так:

  1. Производится сборка измерителя. Для этого к корпусу мультиметра подключаются провода с крокодилами. Сам тестер перед замером переводится в режим «вольтметра».
  2. Поворотный переключатель на устройстве переводится в положение 20 В. В результате тестер будет показывать любые параметры ниже этого порога.
  3. Затем кабеля соединяются с клеммными выходами аккумулятора — черный контакт идет на отрицательную клемму, красная — на положительную. Если цвет проводов одинаковый, то следует проверить маркировку непосредственно на корпусе мультиметра. На контактах, где кабеля выходят из тестера, должны быть знаки «-» и «+».
  4. Производится мониторинг параметра напряжения и полученные данные сравниваются с нормированными. Если батарея заряжена полностью, то рабочий параметр составит 12,7 вольт, соответственно, зарядка устройства не потребуется. В случае, если полученный параметр составил в диапазоне от 12,1 до 12,4 В, то устройство разряжено наполовину, значит, его плотность не соответствует норме. В остальных случаях требуется детальная диагностика аккумулятора и его подзарядка или замена.
Таблица: плотность электролита при проверке мультиметром
Процент заряженностиПлотность электролита, г/см3Напряжение аккумулятора, В
100%1,2812,7
80%1,24512,5
60%1,2112,3
40%1,17512,1
20%1,1411,9
0%1,1011,7

Измерение плотности электролита самодельным прибором

Принцип замера зимой или летом с помощью самодельного прибора аналогичный, и такой тестер можно соорудить самостоятельно с учетом следующих нюансов:

  1. Основным элементом ареометра является поплавок, с помощью которого производится замер.
  2. В качестве резервуара можно использовать стеклянную пробирку или другую похожую емкость.
  3. В пробирку насыпается пшено или другое сыпучее вещество, также можно использовать кусок свинца или другой грузик.
  4. Затем емкость опускается в воду. В месте, где вода будет по уровень, нужно отметить цифру 1, это связано с тем, что данная жидкость имеет плотность 1 г/см3. Затем производится градуировка величин для других растворов с более высокой плотностью.

Как измерить уровень электролита в аккумуляторе

Замер уровня рабочей жидкости осуществляется так:

  1. Первый способ — по максимальной и минимальной отметке — уровень электролита должен быть между ними.
  2. Для второго варианта проверки пользователю необходимо открыть отверстия, в которых установлены банки и осмотреть все по отдельности. При этом следует учитывать, что объем электролита одинаковый в каждом отверстии (10-15 мм над пластинами).
  3. Чтобы замерить этим способом нужно подготовить стеклянную трубочку, внутренний диаметр которой не превышает 5 мм. Затем открутить крышку на аккумуляторе и опустить трубку внутрь, пока она не упрется в предохранительный щиток. После этого закрыть наружное отверстие пальцем и достать трубочку. Уровень электролита в ней и является замеряемым параметром.

Можно ли проверить уровень и плотность электролита в необслуживаемом аккумуляторе

Проверить уровень и плотность электролита в необслуживаемом аккумуляторе — по специальным индикаторам, которыми оснащены батареи. Такие метки изменяют свой цвет в зависимости от плотности и степени заряда электролита. Чтобы осуществить такую проверку, необходимо найти на корпусе индикатор, очистить от пыли и грязи и оценить его цвет.

Затем следует сравнить показания индикатора со шкалой соответствия, при этом, как правило:

  • зеленый цвет указывает на то, что с аккумулятором все в порядке, уровень электролита и заряд в норме;
  • белый — сообщает о слабом заряде и необходимости подключить зарядное устройство;
  • если же индикатор красного цвета, то это значит, что кислотность электролита повысилась, а уровень воды понизился.

Шкала индикаторов на аккумуляторе

Проверить уровень и плотности рабочего раствора на аккумуляторах без индикатора можно, следуя такому алгоритму:

  1. С краю, на крышке с помощью дрели и отверстия небольшого диаметра просверливается шесть небольших отверстий. Через них пользователь сможет получить доступ к каждой банке, поэтому расстояние между ними должно быть соответствующее. Перед сверлением автовладелец должен протереть аккумулятор.
  2. Визуально производится проверка уровня жидкости и ее добавление при необходимости. Для восполнения объема применяется дистиллированная вода. Используя ареометр, выполняется диагностика плотности рабочего раствора.
  3. После проведения проверок пользователю потребуется восстановить герметичность. Для этого можно использовать силиконовый герметик или холодную сварку. Для того, чтобы при выполнении задачи материал не попал внутрь батареи, следует выпрямить часть пластика, продавленного при изготовлении отверстия. Это можно сделать с помощью самодельного металлического крюка.

Важно знать

Если корпус аккумуляторной батареи поврежден, на устройство больше не будет распространяться гарантия. Если в ходе выполнения пользователь допустит ошибку, то ресурс эксплуатации будет снижен. К примеру, грязь, попавшая в банки, снизит срок службы и разрушит пластины, установленные внутри.

Видео: как поднять плотность электролита в банках АКБ

Канал «Denis МЕХАНИК» в своем видеоролике подробно рассказал о том, как проверить и увеличить плотность электролита в аккумуляторе.

Как часто нужно проверять уровень электролита в аккумуляторе?

Аккумулятор в системе автомобиля выполняет примерно ту же функцию, что и сердце. Именно он запускает мотор, а за ним – генератор, без которых невозможно никакое движение в принципе. Поэтому аккумулятор должен быть всегда исправен и заряжен, за этим следует следить. Одним из самых важных факторов правильной работы аккумулятора является уровень электролита. Во время работы аккумулятора, когда он отдаёт накопленный заряд, электролит теряет густоту, а часть его содержимого испаряется, что особенно заметно в тёплый сезон. Постепенно он может полностью выкипеть, что приведёт к полной деструкции всей аккумуляторной системы. Допускать этого нельзя, поэтому уровень электролита нужно проверять регулярно.

Характерным признаком отсутствия должного уровня является ситуация, когда машина не заводится. Причиной может быть разрядка аккумулятора, и проверить это можно по двум критериям – померить выходное напряжение и проверить плотность электролита. Чем меньше плотность – тем меньше заряд, и его, в конце концов может стать недостаточно для запуска двигателя.


Проверка уровня электролитаПростейшая форма проверки – ареометром. Это прибор, который и предназначен для определения плотности электролита. Он похож на пипетку со специальным наконечником и специфическим поплавком внутри. Проводить проверку с помощью ареометра имеет смысл исключительно, если аккумулятор последний раз заряжался не ранее, чем шесть часов назад. Наиболее точные измерения получаются, когда температура воздуха вовне машины достигает +20 градусов Цельсия. Если условия отличаются, проводить промер нужно в доме или в гараже, где они ближе к этой отметке. Это и делает данную проверку неудобной при поездках. Проводить такую проверку необходимо по крайней мере раз в месяц, если автомобиль работает нормально и эксплуатируется не ежедневно. При ежедневной эксплуатации необходимо проверять уровень хотя бы раз в неделю, а в зимнее время – лучше 2–3 раза в неделю.

Когда проверку нужно проводить чаще, её делают мультиметром или тестером – после того, как автомобиль уже несколько часов не двигался. Поэтому самые достоверные показания будут после ночи. Показатели напряжённости аккумулятора с полным зарядом равны 12.66 В. 11.8 В – это состояние полной разрядки. Если напряжение падает меньше 11 В, необходимо менять аккумулятор, а старый утилизировать как непригодный.

Тщательное соблюдение режима проверки позволяет вовремя заряжать батарею зарядным устройством до полного заряда, а значит, значительно повышать ресурс её эксплуатации.


 

Как часто проверять уровень электролита в аккумуляторе


Электролит является неотъемлемым элементом функционирования автомобильного аккумулятора. Необходимый уровень электролита обеспечивает стабильную работу батареи на протяжении всего срока эксплуатации. Автолюбители задаются вопросом: как часто проверять уровень жидкости, чтобы избежать негативных последствий его снижения?


В процессе заряда-разряда происходит электрохимическая реакция, в результате которой дистиллированная вода из состава электролита испаряется, понижая его уровень. Малое количество жидкости в банках аккумулятора способно вывести АКБ из строя. Снижению уровня способствует перезаряд от стационарного устройства или при неисправном генераторе автомобиля. Кроме того, при переворачивании аккумулятора, при неплотно закрученных пробках существует риск выплескивания жидкости


Прежде всего основным моментом, влияющим на возможность и необходимость проверки, является форм-фактор батареи и технологические особенности производства.

  •  AGM
    аккумуляторы изготавливаются по технологии, где электролит находится в абсорбированном (не жидком) виде, что исключает его выкипание и выплескивание. 
  •  В аккумуляторах, произведенных по кальциевой
    технологии, расход дистиллированной воды значительно снижен, поэтому зачастую они изготавливаются в необслуживаемых корпусах с лабиринтной крышкой. Такая крышка позволяет возвращать конденсат дистиллированной воды обратно в банки АКБ.


Важно: запрещается нарушать целостность крышки необслуживаемой батареи с целью проверки плотности и уровня
электролита. Такие действия могут привести к выходу аккумулятора из строя.

  • Малосурьмянистые АКБ более подвержены выкипанию. Расход воды в них напрямую связан с маркой батареи, особенностями эксплуатации, техническими характеристиками авто. Для проверки уровня и доливки воды на крышке АКБ расположены отверстия с пробками. Рекомендуемая частота проверки — каждые 25 тысяч километров.


На корпусе аккумулятора в большинстве случаев нанесены метки о минимально и максимально допустимом уровне жидкости. При выкручивании пробок уровень можно определить визуально: вершина пластин батареи должна быть скрыта электролитом примерно на 1 см. Доливать надлежит исключительно дистиллированную воду. После доливки рекомендуется не использовать батарею в течение 2-3 часов, затем произвести замеры плотности. Если после доливки плотность жидкости не соответствует норме в 1,26 г/см³, то требуется произвести зарядку батареи.

Как продлить срок службы литиевых батарей

Узнайте, что вызывает старение литий-ионных аккумуляторов и что пользователь может сделать, чтобы продлить срок его службы.

Исследования аккумуляторов настолько сосредоточены на химическом составе лития, что можно представить, что будущее аккумуляторов зависит исключительно от лития. Есть веские причины для оптимизма, поскольку литий-ионный во многих отношениях превосходит другие химические соединения. Применения растут и вторгаются на рынки, которые ранее были прочно удерживались свинцово-кислотными системами, например, в режиме ожидания и выравнивания нагрузки.Многие спутники также питаются от литий-ионных аккумуляторов.

Литий-ионный еще не полностью созрел и продолжает улучшаться. Заметные успехи были достигнуты в долговечности и безопасности, при этом производительность постепенно увеличивается. Сегодня литий-ионный аккумулятор соответствует ожиданиям большинства потребительских устройств, но приложения для электромобилей нуждаются в дальнейшем развитии, прежде чем этот источник питания станет общепринятой нормой.

Как специалист по уходу за батареями, у вас есть выбор, как продлить срок службы батареи. Каждая аккумуляторная система имеет уникальные потребности в отношении скорости зарядки, глубины разряда, нагрузки и воздействия неблагоприятных температур.Проверьте, что вызывает потерю емкости, как повышение внутреннего сопротивления влияет на производительность, на что влияет повышенный саморазряд и насколько низко можно разряжать аккумулятор? Вам также могут быть интересны основы тестирования батарей.

BU-415: Как заряжать и когда заряжать?
BU-706: Сводка правил, которые можно и нельзя

Что вызывает старение литий-ионных аккумуляторов?

Литий-ионный аккумулятор работает за счет движения ионов между положительным и отрицательным электродами.Теоретически такой механизм должен работать вечно, но цикличность, повышенная температура и старение со временем снижают производительность. Производители придерживаются консервативного подхода и определяют срок службы литий-ионных аккумуляторов в большинстве потребительских товаров от 300 до 500 циклов разрядки / зарядки.

Оценка срока службы батареи по подсчету циклов не дает окончательных результатов, потому что разряд может различаться по глубине, и нет четко определенных стандартов того, что составляет цикл (см. BU-501: Основные сведения о разрядке).Вместо подсчета циклов некоторые производители устройств предлагают замену батареи с отметкой даты, но этот метод не учитывает использование. Аккумулятор может выйти из строя в течение отведенного времени из-за интенсивного использования или неблагоприятных температурных условий; тем не менее, большинство упаковок служат значительно дольше, чем указано на штампе.

Производительность аккумулятора измеряется по емкости, ведущему показателю работоспособности. Внутреннее сопротивление и саморазряд также играют роль, но они менее важны для прогнозирования окончания срока службы батареи современных литий-ионных аккумуляторов.

На рис. 1 показано падение емкости 11 литий-полимерных батарей, которые были циклизованы в лаборатории Cadex. Ячейки-чехлы емкостью 1500 мАч для мобильных телефонов сначала заряжались током от 1500 мА (1C) до 4,20 В на элемент, а затем позволяли насыщаться до 0,05 C (75 мА) как часть полного насыщения заряда. Затем батареи были разряжены при токе 1500 мА до 3,0 В на элемент, и цикл был повторен. Ожидаемая потеря емкости литий-ионных батарей была равномерной в течение 250 циклов, и батареи работали, как ожидалось.

Рис. 1: Падение мощности как часть цикла. Одиннадцать новых литий-ионных аккумуляторов были протестированы на анализаторе батарей Cadex C7400. Все блоки были загружены с 88–94% и снизились до 73–84% после 250 полных циклов разряда. Используются пакеты на 1500 мАч

.

Как работает датчик уровня заряда батареи? — Батарейный университет

Узнайте, как измерить уровень заряда аккумулятора и какие разработки могут принести в будущем.

Срок службы батареи не может быть определен только по количеству циклов или возрасту, но в значительной степени по ее использованию (или неправильному использованию). По мере уменьшения емкости время работы сокращается. Интеллектуальная батарея фиксирует уменьшение этой емкости, считывая предыдущую поставленную энергию, но эти важные статистические данные о состоянии здоровья остаются в основном скрытыми от пользователя.Батарея продолжает оставаться «черным ящиком», который скрывает жизненно важные показатели производительности и маскирует, когда батарею необходимо заменить.

Одна из основных задач интеллектуальной батареи — установить связь между батареей, зарядным устройством и пользователем. Датчик уровня топлива, показывающий степень заряда, частично соответствует этому. При нажатии кнопки TEST на полностью заряженной батарее SMBus загораются все сигнальные лампочки. На частично разряженной батарее горит половина индикаторов, а на разряженной батарее все индикаторы остаются темными или появляется красный индикатор.На рисунке 1 показан указатель уровня заряда батареи, которая заряжена на 75 процентов, при этом горят три лампочки.

Рис. 1: Показания уровня заряда «умной» батареи. Сигнальные лампочки указывают на аккумулятор SoC при нажатии кнопки TEST.

Предоставлено Cadex


Хотя информация о SoC, отображаемая на батарее или на экране дисплея, полезна для пользователя, ее считывание не гарантирует время работы.Указатель уровня топлива сбрасывается на 100 процентов при полной перезарядке, независимо от того, какую емкость может хранить аккумулятор.

Серьезное нарушение доверия происходит, если устаревшая батарея показывает 100-процентную SoC, в то время как способность батареи удерживать заряд упала до 50 процентов или меньше. Мы спрашиваем: «100 процентов чего?» Если, например, 100 процентов хорошей батареи обеспечат 4 часа работы, батарея с половиной емкости проработает всего 2 часа. Многие пользователи не знают, что указатель уровня топлива показывает только SoC; емкость, ведущий индикатор здоровья, остается неизвестной.

Кроме применения контролируемого разряда, не существует надежного метода для измерения емкости «химической батареи», но есть способ прочитать «цифровую батарею». Термин «химическая батарея» относится к фактической емкости, полученной при разрядке полностью заряженной батареи, тогда как цифровая батарея представляет собой схему периферийного мониторинга, которая сохраняет расчетную емкость, полученную путем подсчета кулонов, при зарядке и разрядке батареи в рамках использования в полевых условиях.

Аккумулятор SMBus сохраняет заводскую установку проектной емкости в Ач или 100 процентов по умолчанию.При каждой полной зарядке батарея сбрасывает флаг полной зарядки, а во время разряда счетчик кулонов измеряет потребляемую энергию. Кулоны с входящим и выходящим потоком могут использоваться для оценки состояния аккумулятора, известного как полная емкость заряда (FCC) . По мере того, как батарея разряжается по мере использования и времени, уменьшается и поставляемая энергия, и число FCC уменьшается. Точность FCC батареи, находящейся в режиме глубокого цикла, составляет около +/- 5 процентов по сравнению с показаниями емкости, полученными при разрядке.Периодическая калибровка повысит точность FCC.

Емкость также можно оценить путем подсчета кулонов во время зарядки. Лучше всего это работает с разряженной батареей. Батарея со 100-процентной емкостью получит полное количество кулонов; один с 50-процентной емкостью будет принимать только половину до того, как батарея полностью зарядится. Незнание остаточного SoC, когда начинается счет кулонов, повлияет на точность. SoC можно оценить, измерив напряжение холостого хода батареи (OCV), но это дает лишь грубое приближение, поскольку волнение после заряда или разряда, а также температура влияют на OCV.

Датчик уровня топлива в трех штатах

Информация о SoC и емкости может отображаться на линейном дисплее с помощью цветных светодиодов. Зеленые индикаторы указывают на полезную емкость; пустая часть аккумулятора помечается не горящими светодиодами; а неиспользуемая часть отображается красными светодиодами. На рисунке 2 показан трехпозиционный указатель уровня топлива. Результаты также могут отображаться на цифровом дисплее.

Рисунок 2: Трехпозиционный указатель уровня топлива. Трехпозиционный датчик уровня топлива считывает «изученную» информацию о батарее на шине SMBus и отображает ее на многоцветной светодиодной полосе.На рисунке показан частично разряженный аккумулятор на 50% SoC, 20% разряженный и 30% непригодный для использования.

Предоставлено Cadex

Трехпозиционный указатель уровня топлива показывает состояние функции (SoF), что является самым лучшим средством диагностики аккумуляторной батареи. Некоторые производители устройств не решаются предлагать эту функцию потребителям, поскольку это может привести к увеличению требований по гарантии. Замена становится обязательной только в том случае, если емкость батареи упадет ниже 80 процентов; сокрытие улик считается наименее разрушительным методом.Доступ к SoF всегда можно получить с помощью служебного кода. SoF лучше всего подходит для промышленного использования.

Транспортные средства с электрической силовой установкой показывают не заряд, а только оставшийся запас хода, таким образом скрывая емкость. Чтобы приспособиться к уменьшению емкости, которое сократит запас хода, аккумулятор электромобиля имеет слишком большой размер и не заряжается и не разряжается полностью, когда он новый. Только по мере старения аккумулятора и уменьшения емкости дальность зарядки постепенно увеличивается. Укороченный диапазон движения становится очевидным только после того, как этот льготный буфер исчерпан.(См. BU-1003: Электромобиль.)


Последнее обновление 28.07.2016

*** Пожалуйста, прочтите комментарии ***

Комментарии предназначены для «комментирования», открытого обсуждения среди посетителей сайта. Battery University следит за комментариями и понимает важность выражения точек зрения и мнений на общем форуме. Однако при общении необходимо использовать соответствующий язык, избегая спама и дискриминации.

Если у вас есть предложение или вы хотите сообщить об ошибке, используйте форму «свяжитесь с нами» или напишите нам по адресу: BatteryU @ cadex.ком. Нам нравится получать от вас известия, но мы не можем ответить на все запросы. Мы рекомендуем размещать свой вопрос в разделах комментариев, чтобы Battery University Group (BUG) могла поделиться им.

Предыдущий урок

Следующий урок

Или перейти к другой артикуле

,

Как продлить срок службы и восстановить свинцово-кислотные батареи

Узнайте, что вызывает коррозию, выпадение, короткое замыкание, сульфатирование, высыхание, расслоение кислоты и поверхностный заряд.

Свинцово-кислотный аккумулятор проходит три этапа жизни: форматирование, пик и снижение (рис. 1). На этапе форматирования пластины находятся в подобном губке состоянии, окруженном жидким электролитом. Упражнение пластин позволяет абсорбировать электролит так же, как сжимать и отпускать затвердевшую губку.По мере активации электродов емкость постепенно увеличивается.

Рис. 1: Срок службы батареи.

Три фазы батареи — это форматирование, пик и спад.

Предоставлено Cadex


Форматирование наиболее важно для батарей глубокого разряда. Для достижения максимальной производительности им требуется 20–50 полных циклов, и это достигается при использовании в полевых условиях.При обкатке производители рекомендуют бережно относиться к аккумулятору. Стартерные батареи менее критичны и не нуждаются в заправке. Полная мощность запуска доступна с самого начала, хотя CCA немного повысится с форматированием в начале использования. (См. Также BU-701: Как заправить аккумуляторы.)

Аккумулятор глубокого разряда обеспечивает 100–200 циклов до начала постепенного разряда. Замена должна производиться, когда емкость упадет до 70 или 80 процентов. Некоторые приложения допускают более низкие пороговые значения мощности, но время выхода на пенсию никогда не должно опускаться ниже 50 процентов, так как старение может ускориться после достижения пика.

Чтобы свинцово-кислотный аккумулятор оставался в хорошем состоянии, нанесите полностью насыщенный заряд продолжительностью от 14 до 16 часов. Если цикл зарядки не позволяет этого, полностью заряжайте аккумулятор раз в несколько недель. По возможности работайте при умеренной температуре и избегайте глубоких разрядов; заряжайте как можно чаще. (См. BU-403: Зарядка свинцово-кислотных аккумуляторов.)

Основная причина относительно короткого срока службы свинцово-кислотных аккумуляторов — это истощение активного материала. Согласно исследованию режимов отказа BCI за 2010 год, поломка, связанная с пластиной / сеткой, увеличилась с 30 процентов 5 лет назад до 39 процентов сегодня.В отчете не приводятся причины большего износа, кроме как предположить, что более высокие требования к стартерной батарее в современных автомобилях вызывают дополнительную нагрузку. Каждые 5 лет организация проводит исследование для определения видов отказов аккумуляторов, которые были выведены из эксплуатации. (BCI означает Международный совет батарей.)

В то время как истощение активного материала хорошо изучено и может быть рассчитано, свинцово-кислотная батарея страдает другими недостатками задолго до износа пластины и сетки s

.

Как заправить батареи — Battery University

Узнайте, что нужно аккумулятору для работы и долгого срока службы.

Во многих отношениях аккумулятор ведет себя как человек. Он чувствует проявленную доброту и проявляет заботу. Как будто батарея имеет чувства и возвращает дарованную доброжелательность. Но бывают исключения, о чем знает любой родитель, воспитывающий семью; и проявленная щедрость не всегда может принести ожидаемую прибыль.

Чтобы стать хорошим хранителем, вы должны понимать основные потребности батареи — предмета, который не преподается в школе. В этом разделе рассказывается, что делать с новой батареей, как кормить ее правильной «едой» и что делать, если на время отложить батарею в сторону. В главе 7 также рассматриваются ограничения при путешествии с аккумуляторами по воздуху и способы их утилизации по истечении срока их полезного использования.

Так же, как нельзя предсказать продолжительность жизни человека при рождении, мы не можем поставить дату на батарее.Некоторые стаи доживают до глубокой старости, а другие умирают молодыми. Неправильная зарядка, резкие разрядки и воздействие тепла — злейшие враги аккумулятора. Хотя есть способы защитить аккумулятор, идеальная ситуация не всегда достижима. В этой главе рассказывается, как максимально эффективно использовать наши батареи.

Зарядка новой батареи

Не все новые аккумуляторные батареи обладают номинальной емкостью и требуют форматирования. Хотя это относится к большинству аккумуляторных систем, производители литий-ионных батарей с этим не согласны.Говорят, что Li-ion готов при рождении и в грунтовке не нуждается. Хотя это может быть правдой, пользователи сообщают о некотором приросте емкости за счет циклического переключения после длительного хранения.

«В чем разница между форматированием и заливкой?» люди спрашивают. Оба адресуют емкости, которые не оптимизированы и могут быть улучшены с помощью цикла. Форматирование завершает процесс изготовления, который происходит естественным образом во время использования, когда батарея циклически меняется. Типичным примером являются свинцовые и никелевые батареи, которые улучшаются по мере использования до полного форматирования. Заправка , с другой стороны, представляет собой цикл кондиционирования, который применяется как услуга для улучшения характеристик батареи во время использования или после длительного хранения. Заливка относится в основном к батареям на никелевой основе.

Свинцово-кислотный

Форматирование свинцово-кислотного аккумулятора происходит путем зарядки с последующими разрядкой и перезарядкой. Это делается на заводе и выполняется в полевых условиях в рамках регулярного использования. Эксперты советуют не перегружать новую батарею, сначала давая ей сильные разряды, а постепенно перерабатывая ее с умеренными разрядами, как спортсмен тренируется для подъема тяжестей или бега на длинные дистанции.Однако это может быть невозможно со стартерной аккумуляторной батареей в автомобиле и для других целей. Свинцово-кислотный обычно достигает максимальной емкости после 50-100 циклов. На рисунке 1 показан срок службы свинцово-кислотной кислоты.

Рисунок 1: Срок службы свинцово-кислотной
Новая свинцово-кислотная батарея не может быть полностью отформатирована и достигает полной производительности только после 50 или более циклов. Форматирование происходит во время использования; умышленное использование велосипеда не рекомендуется, так как это приведет к излишнему износу аккумулятора.

Батареи глубокого разряда составляют около 85 процентов в новых и увеличиваются до 100 процентов или почти до полной емкости при полном форматировании. Есть некоторые выбросы, которые составляют всего 65 процентов при тестировании с помощью анализатора батарей. Возникает вопрос: «Выздоровеют ли эти низкоэффективные игроки и смогут ли они устоять перед своими более сильными братьями при форматировании?» Опытный эксперт по аккумуляторным батареям сказал, что «эти батареи несколько улучшатся, но они выходят из строя первыми».

Функция стартерной батареи заключается в обеспечении высоких нагрузочных токов для проворачивания двигателя, и этот атрибут присутствует с самого начала без необходимости форматирования и заливки.К удивлению многих автомобилистов, емкость стартерной батареи может упасть до 30 процентов, но двигатель все равно будет проворачиваться; однако, дальнейшее падение может однажды утром застать водителя на мель. Также BU-904: Как измерить емкость)

На основе никеля

Производители советуют подзаряжать никелевый аккумулятор в течение 16–24 часов как новый, так и после длительного хранения. Это позволяет ячейкам адаптироваться друг к другу и доводить их до одинакового уровня заряда. Медленная зарядка также помогает перераспределить электролит для устранения сухих пятен на сепараторе, которые могли образоваться под действием силы тяжести.

Никелевые батареи не всегда полностью форматируются при отправке с завода. Применение нескольких циклов зарядки / разрядки при обычном использовании или с помощью анализатора батареи завершает процесс форматирования. Количество циклов, необходимых для достижения полной мощности, различается у разных производителей элементов. Качественные элементы работают в соответствии со спецификацией после 5–7 циклов, в то время как менее затратным альтернативам может потребоваться 50 или более циклов для достижения приемлемых уровней производительности.

Отсутствие форматирования вызывает проблемы, когда пользователь ожидает, что новый аккумулятор будет работать на полную мощность прямо из коробки.Организации, использующие аккумуляторы для критически важных приложений, должны проверять производительность с помощью цикла разрядки / зарядки в рамках контроля качества. «Первичная» программа автоматических анализаторов аккумуляторов (Cadex) применяет столько циклов, сколько необходимо для достижения полной емкости.

Велоспорт также восстанавливает потерянную емкость, когда никелевый аккумулятор хранился в течение нескольких месяцев. Время хранения, уровень заряда и температура, при которой хранится аккумулятор, определяют простоту восстановления. Чем дольше будет храниться и чем выше температура, тем больше циклов потребуется для восстановления полной емкости.Анализаторы аккумуляторов помогают выполнять функции заправки и обеспечивают достижение желаемой емкости.

Литий-ионный

Некоторые пользователи батарей настаивают на том, что пассивирующий слой образуется на катоде литий-ионного элемента после хранения. Этот слой, также известный как межфазная защитная пленка (IPF), ограничивает поток ионов, вызывает увеличение внутреннего сопротивления и, в худшем случае, приводит к литиевому покрытию. Известно, что зарядка и более эффективное циклическое переключение растворяют слой, и некоторые пользователи батарей утверждают, что после второго или третьего цикла на смартфоне они получили дополнительное время работы, хотя и на небольшую величину.

Ученые не до конца понимают природу этого слоя, и несколько опубликованных ресурсов по этой теме только предполагают, что восстановление производительности с помощью цикла связано с удалением пассивирующего слоя. Некоторые ученые прямо отрицают существование IPF, заявляя, что эта идея является весьма спекулятивной и несовместимой с существующими исследованиями. Каким бы ни был результат пассивации литий-ионных аккумуляторов, нет параллелей с эффектом «памяти» с никель-кадмиевыми батареями, которые требуют периодической цикличности для предотвращения потери емкости.Симптомы могут казаться похожими, но механика различна. Эффект нельзя сравнить с

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о