Обозначение моторное масло: Маркировка моторных масел в таблицах и их расшифровка

Содержание

Классификации и маркировка моторных масел

Содержание статьи

Классификация моторных масел по вязкости SAE

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках – ротационных вискозиметрах.

Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением – возрастает.

Маркировка масла по температуре использованияМаркировка масла по температуре использования

Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – обозначаются цифрой и буквой “W” (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:

  • Проворачиваемость– показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло
    остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
  • Прокачиваемость – это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С – показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 – обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С – показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. т

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой
погоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API

Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории :

  • S (Service) — для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.
  • C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла).

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство зарубежных моторных масел универсальные – их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы , т.е. SF/CC – “более бензиновое”, CD/SF- “более дизельное”. Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving).

На сегодняшний день (апрель 2009) классификация API содержит 3 действующих класса категории “S” и 6 действующих классов категории “С”. Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории “S” заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Спецификация API для бензиновых двигателей

КлассСтатусНазначение
SMДействующийДля всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SLДействующийДля двигателей 2004 и старше годов выпуска
SJДействующийДля двигателей 2001 и старше годов выпуска
SHУстаревшийДля двигателей 1996 и старше годов выпуска
SGУстаревшийДля двигателей 1993 и старше годов выпуска
SFУстаревшийДля двигателей 1988 и старше годов выпуска
SEУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года.
SDУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SCУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SBУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SAУстаревшийНе содержит присадок. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам

Спецификация API для дизельных двигателей

КлассСтатусНазначение
CJ-4ДействующийВведен в 2006 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4.
CI-4ДействующийВведен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
CH-4ДействующийВведен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей, соответствующих нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4Действующий
(до 31.08.09)
Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4.
CF-4УстаревшийВведен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE.
CF-2ДействующийВведен в 1994 году. Для тяжелонагруженных двухтактных дизелей. Могут применяться вместо масел класса CD-II.
CFДействующийВведен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.
CEУстаревшийВведен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD.
CD-IIУстаревшийВведен в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CDУстаревшийВведен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей.
CCУстаревшийНе подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.
CBУстаревшийНе подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года.
CAУстаревшийНе подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1959 года.

Маркировка

Варианты маркировки моторных маселВарианты маркировки моторных масел

Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2004 году, является GF-4. Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы с системами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту двигателя от износа. В 2010 году предполагается введение стандарта GF-5.

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) – с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

  • A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
  • E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.

A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей

A1/B1 Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C – масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C2 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C4 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

E- для мощных дизелей грузовых автомобилей

E4 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).

Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо
следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).

Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных
сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться,
поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E7 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации.

Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с
удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации.

Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с
удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.

Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ

Группы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE
ГОСТSAEГОСТSAEГОСТSAE
5W6203з/85W-20
10W8204з/610W-20
15W10304з/810W-20
20W12304з/1010W-30
14405з/1015W-30
16405з/1215W-30
20505з/1415W-40
24606з/1020W-30
6з/1420W-40
6з/1620W-40

 

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам и их примерное соответствие классификации API
ГОСТAPIРекомендуемая область применения
АSBНефорсированные бензиновые двигатели и дизели
ББ1SCМалофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2CAМалофорсированные дизели
ВВ1SDСреднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2CBСреднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
ГГ1SEВысокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2CCВысокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
ДД1SFВысокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г
Д2CDВысокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
ЕЕ1SGВысокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2CF-4Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

 

Согласно ГОСТ 17479.1-85 маркировка масел включает следующие знаки:

  • букву М (моторное)
  • одно или два числа, разделенных дробью, указывающие класс или классы вязкости (для всесезонных масел). Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе – летний; буква “з” указывает на то, что масло – загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку.
  • одну или две буквы (от А до Е), обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 – присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – дизельным маслам.

Например, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В). М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

На днях я отогнал свою машину на плановое ТО. Замена масла, колодок, проверка подвески и ремней. Стараюсь проводить технический осмотр автомобиля не раз в 15 тыс. км, как того советует автопроизводитель, а чаще – раз в 10 тыс. км. Главным образом это продиктовано износостойкостью моторного масла, которое я покупаю для своего автомобиля, и качеством бензина.




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

 

Несмотря на исключительно положительные отзывы относительно марки масла и полное доверие к точке его продажи, а также тот факт, что почти всегда заправляюсь на фирменных заправках в границах Москвы и соседней области, предпочитаю превентивно заменять отработанный расходный материал, не дожидаясь негативных последствий. Но какое масло лить в свой автомобиль? Что означают эти загадочные цифры и буквы на этикетке: 5W, 5W-30, 10W, 15W и так далее? И можно ли заливать синтетическое моторное масло вместо минерального?  С этими вопросами мы сегодня и разберемся. *

 

*Мы прекрасно осведомлены, что тема заезжена и уже многократно и многогранно рассмотрена, в том числе и на страницах нашего интернет- издания 1GAI.RU, но новичков за рулем, несмотря на автомобильный кризис, становится с каждым годом все больше, им эта информация и посвящена.

 

Давайте начнем с основ. В автомобильных двигателях используют масло для смазки всех движущихся внутренних частей. Без масла детали терлись бы металл об металл, вызывая тем самым непоправимые повреждения.

 

Смотрите также: Как грамотно выбирать моторное масло для вашего автомобиля

 

Дикое трение вызывало бы накопление тепла в элементах мотора, которые очень быстро раскалились бы, приведя к расширению металла и так называемому «клину» двигателя. Иными словами, его просто-напросто заклинило бы. Такое случается, причем силовой агрегат клинит достаточно быстро – от 5 до 15 минут работы – и привет, капремонт! Некоторые везунчики на двигателе без масла умудряются проехать до 50-70 км и не заклинить мотор, но даже это приводит к таким плачевным последствиям, что без серьезного квалифицированного ремонта не обойтись.

 

Единственный выход из ситуации – обильно залить все трущиеся детали тягучим, скользким маслом. Но, оказывается, оно бывает разное и не каждая марка масла подходит для того или иного автомобиля.

 

Вязкость масла как один из самых важных критериев




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

Ключевые критерии, которые мы используем для оценки масла, – это вязкость. Понятие «вязкость моторного масла» простыми словами можно определить уровнем его текучести, толщиной защитного слоя, остающегося на металлических поверхностях двигателя. Например, черная патока обладает высокой вязкостью, а вода – низкой вязкостью. Понятно?

 

В двигателе мы, по сути, хотим, чтобы масло обладало двойственными качествами, по своей природе взаимоисключающими. Мы желаем, чтоб оно могло легко поступать к критически важным частям силового агрегата при запуске автомобиля, но при этом защитный слой смазки должен оставаться достаточно обильным во время работы двигателя при экстремально высоких температурах, защищая поверхности от истирания.

 

Проблема в том, что масло на нефтяной основе на самом деле не работает так – по крайней мере, не без некоторой помощи.

 

Что означают цифры на упаковке моторного масла?




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

Общество инженеров-автомобилестроителей (Society of Automotive engineers, США) придумало систему измерения вязкости масла при помощи численного ряда. Для понимания физических свойств масла применяется тест, в котором масло должно протечь через отверстие определенного сечения. Чем дольше масло протекает, тем выше будет число и тем более вязким (липким) будет масло. Таким образом, более высокие числа означают более высокую вязкость.

 

Иногда это число в английской специализированной технической литературе называют «весом» масла. Базовые масла могут иметь только один номер – скажем, масло SAE 30. Эти масла имеют большую тягучесть в холод и становятся более текучими (часто значительно), когда разогреются. Такие показатели, чтоб вам было понятно, будут препятствовать легкой прокачке холодной смазки масляным насосом, но при рабочей температуре разогретое масло не сможет обеспечить толстую масляную пленку. И то и другое – нехорошо.

 

Более сложные составы масел, подходящие для большинства автомобилей, используют моторные масла с двумя числовыми обозначениями, например такими: 5W-20 или 10W-40. Вот что означают эти цифры:




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

 

Итак, первое число, в данном случае «5», – это показатель того, насколько вязким является данное масло, когда оно находится в холодном состоянии*.

 

*Поскольку эта система измерения была придумана американскими специалистами, за точку отсчета берется 0°F (-17.78 °C). В зависимости от сорта масла температура может быть ниже.

 

Данный показатель важен нам потому, что с помощью него мы сможем определить, насколько загустеет масло при определенной температуре окружающего воздуха, когда мы запустим холодный автомобиль с утра пораньше.

 

Чем меньше будет первая цифра, тем меньше масло будет густеть на морозе и тем лучше оно будет с первых секунд защищать трущиеся части двигателя.




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

 

Приводим сравнительную табличку масел и их температурных режимов работы.

 

Типы масел, рассчитанные на использование при минусовой температуре








Масло 0W может использоваться при температурах до -35-30 °C

Масло 5W может использоваться при температурах до -30-25 °C

Масло 10W может использоваться при температурах до -25-20 °C

Масло 15W может использоваться при температурах до -20-15 °C

Масло 20W может использоваться при температурах до -15-10 °C

 

Типы масел, рассчитанные на использование при плюсовой температуре







Масло с первым числом 30 может использоваться при температурах до +20-25 °C

Масло с первым числом 40 может использоваться при температурах до +35-40 °C

Масло с первым числом 50 может использоваться при температурах до +45-50 °C

Масло с первым числом 60 может использоваться при температурах до +50-55 °C

 

Буква на канистре моторного масла

Здесь все просто: буква «W» обозначает, что вы держите канистру с «зимним» маслом. «W» – сокращение от английского слова «winter». Если буквы нет, значит, перед вами летний вариант, рассчитанный на плюсовые температуры. Смотрите вторую таблицу выше.

 

Число с конца

Следующее число означает вязкость масла при прогретом работающем двигателе. Оно, разумеется, будет выше.

 




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

P. S.Масла с разной вязкостью разрабатываются на основе «базового» моторного масла путем добавления различных присадок для работы масла при прогретом двигателе и защите его компонентов на протяжении долгого времени без смены смазывающего материала.

 

Можно ли ездить на «зимнем» моторном масле с литерой «W» летом?




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

По сути, разделение масел на «зимние» и «летние» сейчас стерлось. Да, производители выпускают виды смазок, рассчитанные на летнее или зимнее использование, по градации температур (вновь смотрим на таблицы выше), но они рассчитаны на максимально высокие или низкие температуры.

 

К примеру, живет человек в Дубае, где средняя температура летом – плюс 32 градуса. Зачем ему покупать зимнее жидкое масло, если двигатель автомобиля и так будет прогрет до 25 градусов, даже если не будет заведен? Гораздо дольше прослужит и лучше будет защищать критичные точки соприкосновения в двигателе более густой летний вариант.

 

Возьмем Москву. У нас средняя температура в летний сезон за последние 10 лет не поднималась выше 17 градусов Цельсия. Зимой средняя температура не перешагивала ниже 6 градусов ниже нуля. В наших погодных условиях во всей средней полосе России, судя по информации с форумов, автовладельцы обычно льют масло 5-30 (от -30-25 до +20-25) или 5-40 (от -30-25 до +35-40) круглый год и не прогадывают.

 

Но если вы живете на севере страны или, наоборот, на юге, посмотрите на среднюю температуру в вашем регионе, скажем, через Википедию и при подборе масла отталкивайтесь от этих показателей, используя таблицу, приведенную выше в этой статье.

 

Если все еще есть сомнения, обратитесь к квалифицированным специалистам на СТО, они подскажут, какое масло подобрать.

 

Синтетика против обычного минерального масла. Какое заливать?




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

Синтетические масла отличаются от обычных, минеральных масел тем, что обычные масла – это очищенный продукт сырой нефти, а синтетические масла – продукт, получаемый путем дополнительной дистилляции (очистки) на молекулярном уровне. Это помогает отделить примеси от масла и позволяет изготовителю «подгонять» требуемый набор молекул в конечном продукте.

 

Выполнение всего этого молекулярного жонглирования известно как процесс Фишера-Тропша и выходит за рамки данной прикладной статьи. Но именно с помощью него получают масло с гораздо лучшими механическими свойствами при экстремальных температурах.

 

Что касается того, какое масло вы должны использовать для своего автомобиля, скажем так: лучше всего на это ответит сам автопроизводитель, который в мануале конкретно описал типы моторных масел, предпочтительных для конкретной модели автомобиля с конкретным типом двигателя.

 

Из гаражных рассказов автомобильных старожилов я понял, что для более старых и простых двигателей чаще используется смазка погуще. Что касается современных машин, то здесь принцип один: открываем инструкцию по эксплуатации и смотрим, какое моторное масло подойдет для автомобиля.

 

Отметим также и тот широко известный факт, что синтетическое масло делает свою работу лучше «минералки» даже после того, как оно практически отработало свой ресурс. Также «синтетика» способна изменять вязкость по отношению к номинальным показателям, на что обычное масло не способно.

 

Смотрите также: Как правильно подобрать нужное моторное масло для автомобиля?

 

Скажем пару слов о возможности перехода с минерального на синтетическое масло. Мол, нельзя такого делать: забьются масляные каналы, масло свернется, синтетика потеряет свои свойства после того, как вы зальете его в двигатель после минералки. На самом деле заменять масло одного типа другим можно. Но! Делать этого не стоит по фундаментальным причинам. Современные автомобильные двигатели не перенесут долива или полной смены на «минералку», не рассчитаны они на нее. Итог – преждевременный выход из строя и дорогостоящий ремонт. А старые моторы иногда настолько «дырявые», что масло сочится из всех щелей. Дорогой «синтетики» на них не напасешься.

 

Кстати, если произошла чрезвычайная ситуация и у вас нет другого масла в магазине, кроме минерального (что очень маловероятно), бывалые автомеханики советуют лучше долить его даже в современный двигатель, чем ехать до места починки с минимальным уровнем масла в картере. Потом масло следует заменить на новое.

 

Дорогие моторные масла с большим количеством добавок, оно того стоит?




Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

Ответ читайте выше. Толк будет, только если мы будем применять моторное масло в современном двигателе и при экстремальных температурных режимах в обе стороны – от большого минуса к серьезному плюсу.

Классификация и обозначение моторных масел


Автоблог avtonam.ru

Контакты

Menu

Menu

  • Главная
  • Обзоры авто
      • audiAudi
      • bmwBMW
      • cadillacCadillac
      • chevroletChevrolet
      • citroenCitroen
      • fordFord
      • geelyGeely
      • hondaHonda
      • hyundaiHyundai
      • infinitiInfiniti
      • jaguarJaguar
      • kiaKia
      • ladaLada
      • land-roverLand Rover
      • lexusLexus
      • mazdaMazda
      • mercedesMercedes
      • mitsubishiMitsubishi
Индексы моторного масла — инфографика — журнал За рулем

Разбираемся в индексах моторного масла. Попутно выясним, сколько масла требуется двигателям разного объема.

Untitled-1

Материалы по теме

Синтетическое масло наиболее совершенное по совокупности качеств (пробег между заменами, низкотемпературные свойства и т. д.), но и самое дорогое.

Минералка (mineral, а при отсутствии обозначения — по умолчанию), как правило, требует частой смены (интервал 4–5 тыс. км) и плохо приспособлена для использования в холодное время.

Полусинтетический продукт (semi synthetic) — улучшенная минералка, другой базовой группы.

Классификация моторных масел ACEA (классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей — европейский аналог американской классификации API). А — моторные масла для бензиновых моторов; В — для дизельных. Классификация ACEA разбита на четыре класса: 1, 3, 4, 5.

Допуски европейских производителей означают, что масло протестировано некоторыми изготовителями автомобилей и рекомендовано ими для своих моделей.

Российским покупателям рекомендуем ориентироваться на классификацию ACEA.

SAE 5W40

179–1

Классификация моторных масел SAE (Общество автомобильных инженеров США). Первая цифра обозначает класс вязкости при отрицательных температурах (W означает winter — зима). Чем она меньше, тем легче масло будет прокачиваться на морозе. Вторая цифра характеризует вязкость при положительных температурах — с ее увеличением растет защита двигателя от износа и, увы, расход топлива. Бывают масла как исключительно зимние (SAE 5W), так и летние (SAE 50).

179–2

179–3

расшифровка SAE, API, ACEA, ILSAC

Замена моторного масла – процедура, которую водитель может выполнить самостоятельно. Для этого достаточно найти эстакаду, после чего выполнение работ потребует максимум полчаса. Но перед тем как выполнять работу по замене масла, его необходимо приобрести. При выборе расходных жидкостей всегда нужно придерживаться рекомендаций производителей. Но если имеются специфические требования к маслу, либо найти нужный состав не удается в магазине, можно самостоятельно разобраться в маркировке масла, чтобы подобрать оптимальный вариант.


Оглавление: 
1. Какие бывают типы моторных масел
2. Из чего состоят моторные масла
3. Основные свойства и параметры моторных масел
- Вязкость моторного масла
- Дополнительные присадки
4. Маркировка моторных масел
- Расшифровка маркировки SAE
- Расшифровка маркировки API
- Расшифровка классификации масел ACEA
- Расшифровка классификации масел ILSAC

Какие бывают типы моторных масел

Как известно, главная задача моторного масла — минимизировать трение движущихся деталей в моторе автомобиля. Чем меньше детали трутся, тем меньше вероятность поломки, а значит, двигатель прослужит дольше.

В зависимости от того, какой мотор используется на автомобиле, существует 3 типа моторных масел: бензиновое, дизельное и универсальное. Как можно понять из их названий, первые два предназначены для конкретных типов двигателей, а универсальный вариант подойдет, как для дизеля, так и для бензинового мотора.

Помимо деления масел по типу двигателя, также их можно классифицировать по сезонности, когда рекомендуется такие составы использовать. Масло может быть летним, зимним или всесезонным. Стоит отметить, что сезонность масла зависит от его вязкости, а также от показателя изменения консистенции при повышении или понижении температуры.

В зимний период лучше использовать менее вязкие масла, чтобы мотору было проще стартовать после стоянки на холоде. Летом же такие масла применять не рекомендуется, поскольку они недостаточно качественном смазывают компоненты двигателя. Для лета подойдут более вязкие варианты, но если их использовать зимой, они могут препятствовать быстрому пуску мотора при отрицательной температуре окружающей среды.

Обратите внимание: Наиболее распространены сейчас всесезонные моторные масла, вязкость которых практически не меняется от температуры окружающей среды.

Из чего состоят моторные масла

Каждый производитель моторного масла имеет свою уникальную рецептуру, которая, по его мнению и испытаниям, является идеальным сочетанием между стоимостью и исполняемыми защитными функциями. Тем не менее, основа у всех моторных масел одна — это масляные фракции, которые были получены во время переработки нефти.

Обратите внимание: В последнее время некоторые производители начали использовать масляные фракции, полученные искусственным путем.

Моторные масла можно разделить на 3 типа по составу: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Производители современных автомобилей рекомендуют использовать для повышения срока службы мотора синтетические или полусинтетические масла. Минеральные составы в настоящее время применяются, в большинстве своем, для грузовых автомобилей или старых моделей легковых машин.

Важно: Если на канистре с моторным маслом не указано, что оно является синтетическим или полусинтетическим, вероятнее всего, данный состав минеральный.

При выборе типа масла для автомобиля обязательно нужно ознакомиться с рекомендацией производителя. Далеко не всегда синтетическое масло подходит моторам, для которых изначально установлено использование минерального состава.

Основные свойства и параметры моторных масел

Как отмечалось выше, каждый производитель хранит в секрете точный состав своих моторных масел, поскольку использует свои собственные уникальные наборы присадок. Но основной параметр вязкости должен быть указан при маркировке моторного масла.

Вязкость моторного масла

При выборе подходящего состава нужно обращать внимание, в первую очередь, на показатель вязкости масла. От него непосредственно зависит, насколько сильно будут повреждаться детали в процессе работы:

  • Высокая вязкость. Излишне высокая вязкость ведет к тому, что мотору сложно стартовать при низкой температуре окружающей среды. Кроме того, при высокой вязкости может возникнуть “масляное голодание”, поскольку не сразу после пуска двигателя до трущихся деталей дойдет масляный состав;
  • Низкая вязкость. Также может приводить к повреждению трущихся деталей из-за недостаточного давления в системе смазки.

Дополнительные присадки

Каждое моторное масло, которое можно встретить в продаже, имеет свой уникальный набор присадок, дополняющих его эксплуатационные свойства. В зависимости от состояния мотора, его склонности к износу, а также других параметров владелец автомобиля может подобрать необходимое ему масло. Некоторые из свойств, которые добавляются с наборами присадок:

  • Дополнительная защита от износа;
  • Минимизация вероятности отложения стружки и различных посторонних веществ в моторе;
  • Устойчивость к возникновению коррозии;
  • Наличие дополнительных антиокислительных свойств;
  • Дополнительные “чистящие” присадки.

Этот список далеко не полный. На канистре каждого моторного масла можно увидеть основные преимущества, которые выделяет его производительно.

Маркировка моторных масел

В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.

Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:

  • Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 — это летние показатели масла. Зимник — это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
  • Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
  • Тип двигателя. Если установлен индекс 1 — это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 — оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.

Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.

Расшифровка маркировки SAE

Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.

По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.

Читается маркировка по стандарту SAE просто:

  • Если в маркировке присутствует буква W — это говорит о том, что масло является зимним;
  • Если в маркировке содержится только число — это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число — тем выше вязкость. Вариация числа — от 0 до 50;
  • Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.

Расшифровка маркировки API

Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:

  • Если после указания API имеется приписка EC — это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
  • Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
  • Если присутствует буква S — она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
  • Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой — от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
  • Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.

Расшифровка классификации масел ACEA

Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.

Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:

  • A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
  • С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими — соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
  • E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.

Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.

Расшифровка классификации масел ILSAC

Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.

Важно: Все масла, выпускаемые с классификацией ILSAC, являются всесезонными, а также относятся к категории энергосберегающих.

В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:

  • GF-1 (устаревший), GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Чем больше цифра, тем лучше;
  • JASO DX-1 — особый класс для турбированных двигателей, работающих на дизельном топливе.

Загрузка…

Маркировка моторных масел – секреты обозначений

Огромное количество моторных масел, которые предлагает рынок, способно окончательно сбить с толку начинающего водителя. Однако во всем этом разнообразии есть система, которая поможет определиться с покупкой. Итак, маркировка масел – изучаем и выбираем.

Основа маркировки – коэффициент вязкости

Моторные масла, доступные всем автолюбителям, можно поделить на две основные группы: синтетические и минеральные. Прежде, чем углубиться в детали, поговорим о важнейшей характеристике, которая непосредственно указана в маркировке – о коэффициенте вязкости. Эту характеристику считают одной из наиболее важных.

Фото коэффициентов вязкости моторных масел, prado-club.ru

Определяется коэффициент температурным пределом и механической работой двигателя. При низких температурах окружающей среды вязкость не должна быть меньше допустимой черты, необходимой для запуска двигателя – сердцу автомобиля нужно легко и плавно запускаться, а масляному насосу легко циркулировать по системе. При больших температурах коэффициент вязкости также не должен превышать показатель, который указан в сервисной книге автомобиля – масло образует на деталях пленку, которая защищает элементы от изнашивания.

На фото - температурные пределы для масел с разным коэфициентом вязкости, monolith.in.ua

Если вязкость будет слишком низкой (жидкое масло), автомобиль быстрее попадет в ремонтную мастерскую из-за износа. Если же этот показатель будет чересчур большой (слишком густое), то внутри двигателя возникнет большее сопротивление, увеличится расход топлива и уменьшится мощность. При подборе масла нет единых для всех рекомендаций. Владельцу автомобиля необходимо учитывать климат региона, в котором автомобиль находится, пробег машины и состояние двигателя.

Синтетическое и минеральное – что же лучше?

Химические характеристики минерального масла очень зависят от температуры и прочих погодных условий, поэтому требуют добавления в свой состав присадок. Их коэффициент вязкости напрямую зависит от больших механических и тепловых нагрузок. Свойства синтетического масла не так привязаны к температурным режимам – этот показатель связан с химическим синтезом, который стабилизирует свойства состава.

Это дает ему возможность быть жидким на морозе и густым в летнюю жару, на что указывает маркировка синтетического моторного масла.

Фото маркировки синтетического моторного масла, autocentre.ua

Синтетические составы за счет гибкого коэффициента вязкости меньше изнашивают детали, лучше сгорают и оставляют после себя минимум различных отложений. Несмотря на все эти качества, синтетические масла следует менять с той же частотой, что и минеральные. «На глаз» хорошее масло определяют после долгосрочной работы двигателя – если оно потемнело в процессе эксплуатации, это означает, что состав хорошо промывал детали двигателя, препятствуя износу деталей.

На фото - таблица сравнения синтетических и минеральных масел, motornoe.com

Есть и третий тип – полусинтетическое масло. Чаще всего, его применяют для автомобилей, которые попали в переходной период между введением синтетических составов вместо минеральных. Полусинтетические достаточно популярны в среде автомобилистов, поскольку они не зависят от сезонных температур.

Что означает маркировка – расшифровка моторного масла

Существует несколько видов маркировки, каждая из которых имеет свою историю и долю на рынке. Расшифровка всех аббревиатур и обозначений маркировки моторных масел позволит водителю без труда ориентироваться в выборе.

  • SAE – классификация, принятая Американским обществом автомобильных инженеров. Маркировка моторных масел по классификации SAE занимает лидирующие позиции на рынке.
  • API – классификация Американского института нефти, отличается принципом разделения масел на две категории в зависимости от типа двигателя.
  • ACEA – тип маркировки, введенный Европейской ассоциацией автомобильных производителей в 1996 году. Базируется на европейских методах испытаний, но также использует и общепризнанные методы из двух предыдущих классификаций.

Итак, по порядку. Если вы видите обозначения от SAE 0W до SAE 20W, то в ваших руках масло строго для зимнего пробега – буква W означает «winter», что переводится, как «зима». Оно отличается более низким коэффициентом вязкости. Если же в маркировке указано только одно число, без дополнительных буквенных обозначений (от SAE 20 до SAE 60), перед вами классический летний состав, предназначенный только для теплого времени года. Как вы видите, коэффициент вязкости у таких составов SAE на порядок выше, чем у зимних.

Фото расшифровки маркировки моторных масел по SAE, vybratauto.ru

Полусинтетические составы SAE имеют в маркировке сразу две цифры – для зимнего и для летнего сезонов. К примеру, для двигателей, у которых большой срок эксплуатации, лучше всего подойдет масло типа SAE 15W-40, SAE 20W-40. Данные числа очень хорошо характеризуют вязкость масла и позволяют выбрать оптимальное для каждого двигателя в отдельности. Не стоит экспериментировать с заменой одного типа масла SAE на другое, особенно это касается любителей полусинтетического типа масел. Это может привести к очень плачевным последствиям, вроде быстрого износа двигателя и потери важных механических характеристик.

Перейдем к стандартам API. Согласно требованиям Ассоциации, производители выпускают составы отдельно для бензиновых типов двигателей с буквенным обозначением S, и отдельно для дизельных, обозначаемых буквой C. К символу S добавляют одну из букв от A до L. SL – наиболее качественный тип смазочных составов для машин, эксплуатируемых в особо сложных условиях. Сегодня Ассоциация выдает лицензии только на производство не ниже категории SH.

Дизельные масла имеют 11 подкатегорий от СА до СH. Лицензии выдаются на производство составов не ниже качества СF. В дизельных подгруппах в маркировке также встречается цифра, которая указывает такт работы двигателя. Например, для двухтактных моторов существуют масла CD-II, CF-2, для четырехтактных – CF-4, CG-4, CH-4.

На фото - расшифровка маркировки моторных масел по API, kedar.ru

Европейская классификация АСЕА делит масла на три категории:

  • для бензиновых двигателей, имеют маркировку «А»;
  • для дизельных типов двигателей легковых авто, с маркировкой «В»;
  • для дизельных типов двигателей грузовых авто, с маркировкой «Е».

Считается, что масла данной классификации рассчитаны на более длительный пробег двигателя. Также они позволяют экономить расход топлива. Особенно их рекомендуют для двигателей новых автомобилей. Масла с маркировкой А1, А5, В1, В5 – более энергосберегающие, А2, А3, В2, В3, В4 – обычные.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Кроме выбора моторного масла каждый автомобилист должен знать, как выбрать промывочное масло, далеко не все знают, как это сделать правильно. Всё дело в разнообразии, если раньше оно могло быть только минеральным, то сейчас уже есть на полках полусинтетическое и синтетическое. Разница есть и в активных веществах. Вне зависимости от того на какой основе создано промывочное масло, оно всегда имеет низкую степень вязкости. Связано это с тем, что промывочное масло должно проникать во все труднодоступные места в двигателе, а густое масло этого сделать не сможет так быстро. К тому же к промывкам не относятся тесты по стандартам API и ACEA.

Это значит, что промывка изначально не предназначена для длительного использования, т. к. внутренние детали сильно изнашиваются даже на холостых оборотах. Если повысить обороты или ещё хуже, ездить с залитой в двигатель промывкой, износ будет ещё сильнее, независимо от основы такого масла. Если моторное масло на синтетической основе по многим характеристикам превосходит «минералку», то с промывкой это не так. Поэтому особого смысла в переплате и покупке синтетическое промывки нет.

Во многих автосервисах активно предлагают дополнительно к замене масла промыть двигатель. Причем для этого могут использоваться, в том числе так называемые «пятиминутки», которые добавляют в мотор. Но перед тем, как потратить лишние деньги на подобную услугу следует учитывать, что процедура необходима не во всех случаях.

Если силовая установка работает ровно, без посторонних звуков, а после слива отработки нет явных следов загрязнений и посторонних включений, а также если будет заливаться свежее масло той же марки и того же типа, то промывка не нужна. Кроме того, если автомобиль обслуживается согласно регламенту и используются качественные ГСМ, то смысла покупать промывочное масло тоже нет, достаточно пару раз сменить масло раньше срока на 3-4 тысячи километров пробега.

Помывку лучше приобрести в специализированных магазинах, так как и среди этих товаров встречается немало контрафакта, особенно если речь идёт о продукции известных производителей. Для отечественных автомобилей оптимальным выбором будет промывочное масло от Лукойл или Роснефть. Этого вполне достаточно, недорогое масло, а если все делать согласно инструкции, то и проблем не будет.

Оцените статью:

Поделитесь с друзьями!

Понимание обозначения моторного масла — PDF скачать бесплатно

смазочные материалы Местное обслуживание, по всему миру

lubricants Local Service, Worldwide
Смазочные материалы Местное обслуживание, по всему миру Содержание Моторные масла для легковых автомобилей 5 Масла для тяжелых дизельных двигателей 15 Масла для небольших двигателей 22 Масла для автомобильных трансмиссий 25 Жидкости для автоматических трансмиссий 29 Сельскохозяйственные

Дополнительная информация

ВЕДЕНИЕ КЛАССИКИ В БУДУЩЕЕ

DRIVING CLASSICS INTO THE FUTURE
ПРИВОД КЛАССИКИ В БУДУЩИЕ МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ МАСЛА ДЛЯ РЕМОНТА ДОБАВКИ ДЛЯ ТОПЛИВА ПРИВОД КЛАССИКИ В БУДУЩЕЕ Millers Oils — одна из немногих компаний, предлагающая моторные масла, трансмиссионные масла и топливо

Дополнительная информация

Презентация автомобильного базового масла

Automotive Base Oil Presentation
Презентация автомобильного базового масла Что такое базовое масло? Рафинированный нефтяной минерал или синтетический материал, который производится на нефтеперерабатывающем заводе в соответствии с требуемым набором спецификаций.Качество смазки может зависеть от

Дополнительная информация

ПОРТФОЛИО ПРОДУКТА SHELL ADVANCE

SHELL ADVANCE PRODUCT PORTFOLIO
ПОРТФОЛИО ПРОДУКЦИИ SHELL ADVANCE Представляем SHELL ADVANCE Shell — мировой поставщик смазочных материалов номер один *. Мы продаем больше смазочных материалов, чем любая другая компания в мире. С более чем 75-летним опытом работы

Дополнительная информация

ХРАНЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ С СМАЗКАМИ

STORAGE AND HANDLING OF LUBRICANTS
SHELL AUSTRALIA LUBRICANTS РУКОВОДСТВО ПО ДАННЫМ ПРОДУКТА 2012 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ХРАНЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ С СМАЗКАМИ 165 ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ GEAR 1 МАСЛА SHELL AUSTRALIA LUBRICANTS РУКОВОДСТВО ПО ДАННЫМ ПРОДУКТА 2012

Дополнительная информация

Mercedes-Benz Биодизель Брошюра

Mercedes-Benz Biodiesel Brochure
Брошюра о биодизельном топливе Mercedes-Benz Содержание Определения основных характеристик качества дизельного топлива на биоосновной основе при прямом биодизельном риске от использования дизельного топлива, содержащего биодизельное воздействие Биодизеля

Дополнительная информация

Научная библиотека ученых

Scholars Research Library
Доступно онлайн на сайте www.scholarsresearchlibrary.com Научная библиотека исследователей Архивы физических исследований, 2010, 1 (2): 103-111 (http://scholarsresearchlibrary.com/archive.html) ISSN 0976-0970 Смазка

Дополнительная информация

Трение и смазка двигателя

Engine Friction and Lubrication
Трение и смазка двигателя Терминология трения двигателя Потери при качении Потеря трения при трении Двигатель Трение: терминология Работы по откачке: W p Работа за цикл для перемещения рабочей жидкости через двигатель

Дополнительная информация

Информация о товарных знаках

Trademark Information
ТРЕБОВАНИЯ К ДВИГАТЕЛЯМ СМАЗКА МАСЛА, ТОПЛИВА И ФИЛЬТРОВ Информация о товарных знаках Detroit Diesel, DDC и конструкция вращающихся стрелок являются зарегистрированными товарными знаками Detroit Diesel Corporation.Серия 50, Серия

Дополнительная информация

Загрязнение 2-х тактными двигателями

Pollution by 2-Stroke Engines
Загрязнение 2-тактными двигателями Engr. Амину Джалал Национальный автомобильный совет на нигерийской конференции по чистому воздуху, чистому топливу и транспортным средствам, Абуджа, 2-3 мая 2006 г. Введение в двухтактный двигатель

Дополнительная информация

КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ 2015/16

PRODUCT CATALOGUE 2015/16
КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ 2015/16 Введение в моторные масла Классификация сервисов API Система классификации Американского института нефти (API) предоставляет информацию о моторном масле.> Буква S

Дополнительная информация

УТОЧНЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

REFINED ENGINE COMPONENTS
MBE 900 ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ Очевидный выбор для коммерческого пожарного и аварийного оборудования С тех пор, как дизельные двигатели были впервые установлены в пожарном оборудовании, Детройт Дизель был лидером. Объединяя наши длинные

Дополнительная информация

График обслуживания BMW

BMW Maintenance Schedule
График технического обслуживания BMW Paul @ Bmw330ci.net 2011 BMW330ci.net Обслуживание вашего BMW необходимо для того, чтобы проехать его через 100 000 миль и более 200 000 миль. В эти дни с появлением

Дополнительная информация

Исследование Мотоциклетных Масел

A Study of Motorcycle Oils
Исследование Oils Power Sports Group 26 марта, INC. Содержание Обзор … 3 Цель … Метод … Область применения … Кандидаты в обзор … 5 Физические свойства, результаты деятельности и цены…6 SAE Вязкость

Дополнительная информация

Системы смазывания дизельных двигателей

Diesel Engine Lubrication Systems
Системы смазки дизельного двигателя Движение различных деталей двигателя в условиях высокой скорости и нагрузки создает потребность в системе смазки двигателя. Без смазки трение между

Дополнительная информация

Ремонт поврежденного автомобиля от наводнения

Flood damaged vehicle repairs
Ремонт поврежденного в результате наводнения транспортного средства Это руководство по типу ремонта, который может потребоваться пострадавшему от наводнения транспортному средству.В нем также описываются возможные долгосрочные последствия наводнения, которое может иметь место на автомобиле.

Дополнительная информация

2014 <СОДЕРЖАНИЕ ИНДЕКС

2014 < CONTENTS INDEX
Ассортимент продукции Апрель 2014 г. Более подробную информацию см. В технических паспортах продукта (PDS), доступных на сайте www.caltex.com.au. За технической консультацией обращайтесь в консультативную службу Lubelink по телефону 1300 364

.

Дополнительная информация

Дизельная выхлопная жидкость (DEF) Q & A

Diesel Exhaust Fluid (DEF) Q & A
Дизельная выхлопная жидкость (DEF) Q & A БЮЛЛЕТЕНЬ SCR: ведущая технология для соответствия нормам выбросов 2010 года Q.Что такое селективное каталитическое восстановление (СКВ)? A. SCR — это технология, в которой используется дизельное топливо на основе мочевины

.

Дополнительная информация

FS Смазочные материалы. Программа анализа масла

FS Lubricants. Oil Analysis Program
Программа анализа смазочных материалов FS Что может сделать анализ масла для вас? 1. Установите безопасные и правильные интервалы замены. 2. Обеспечить сокращение непредвиденных поломок. 3. Сократить время простоя. 4. Минимизировать

Дополнительная информация

,

Сервисные обозначения API для моторного масла

Бензиновые двигатели — «S» (сервисная или с искровым зажиганием)

SN — текущий

Для всех автомобильных двигателей, используемых в настоящее время. Представлен в октябре 2010 года и предназначен для обеспечения повышенной защиты от отложений при высоких температурах для поршней, более строгого контроля ила и совместимости уплотнений. API SN с ресурсосберегающим соответствием ILSAC GF-5 благодаря сочетанию характеристик API SN с улучшенной экономией топлива, защитой турбокомпрессора, совместимостью с системой контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе, до E85.

SM — текущий

Для 2010 и более старых автомобильных двигателей.

SL — текущий

Для 2004 и более старых автомобильных двигателей.

SJ — текущий

Для 2001 года и старше автомобильных двигателей.

SH — устаревший

Для двигателей 1996 года и старше

SG — устарел

Для двигателей 1993 года и старше.

SF — устарел

Для двигателей 1988 года и старше

SE — устарел

ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, выпущенных после 1979 года.

SD — устарел

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ : Не подходит для использования в бензиновых двигателях, построенных после 1971 года. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.

SC — устарел

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ : Не подходит для использования в автомобильных двигателях с бензиновым двигателем, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.

SB — устарел

ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в автомобильных двигателях с бензиновым двигателем, изготовленных после 1951 года.Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.

SA — устарел

ВНИМАНИЕ! : Не содержит добавок. Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, построенных после 1930 года. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.

ILSAC СТАНДАРТ ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ

GF-5 — текущий

Представленный в октябре 2010 года, предназначенный для обеспечения улучшенной защиты от отложений при высоких температурах для поршней и турбонагнетателей, более строгого контроля ила, улучшенной экономии топлива, улучшенной совместимости с системами контроля выбросов, совместимости уплотнений и защиты двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85.

GF-4 — устарел

Используйте GF-5, где рекомендуется GF-4.

GF-3 — устарел

Используйте GF-5, где рекомендуется GF-3.

GF-2 — устарел

Используйте GF-5, где рекомендуется GF-2.

GF-1 — устарел

Используйте GF-5, где рекомендуется GF-1.

Дизельные двигатели — «C» (коммерческое или компрессионное зажигание)

CJ-4 — текущий

Введен в 2006 году. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей, разработанных в соответствии со стандартами выбросов выхлопных газов 2007 года.Масла CJ-4 предназначены для использования во всех применениях с дизельным топливом с содержанием серы до 500 ppm (0,05% по массе). Однако использование этих масел с содержанием серного топлива более 15 ppm (0,0015% по массе) может повлиять на срок службы выхлопных газов после очистки системы очистки, когда используются сажевые фильтры и другие современные системы последующей обработки. Оптимальная защита обеспечивается для контроля отравления катализатора, блокировки фильтра твердых частиц, износа двигателя, отложений поршня, стабильности при низких и высоких температурах, свойств обращения с сажей, окислительного сгущения, пенообразования и потери вязкости из-за сдвига.Масла API CJ-4 превосходят критерии эффективности API CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и могут эффективно смазывать двигатели, требующие этих категорий обслуживания API. При использовании масла CJ-4 с содержанием серы более 15 промилле, проконсультируйтесь с изготовителем двигателя относительно интервала обслуживания.

CI-4 — текущий

Введено в 2002 году. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей, разработанных с учетом стандартов выбросов выхлопных газов 2004 года, введенных в 2002 году. Масла CI-4 разработаны для обеспечения долговечности двигателя, где используется рециркуляция отработавших газов (EGR), и предназначены для использования с дизельным двигателем. топливо с содержанием серы до 0.5% вес.
Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4, а также может иметь обозначение CI-4 PLUS.

CH-4 — текущий

Введено в 1998 году. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей, разработанных в соответствии со стандартами выхлопных газов 1998 года. Масла СН-4 специально разработаны для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4.

CG-4 — устарел

Введено в 1995 году. Для суровых, высокоскоростных, четырехтактных двигателей, использующих топливо с количеством топлива менее 0.5% весовой серы. Масла CG-4 требуются для двигателей, соответствующих стандартам выбросов 1994 года. Может использоваться вместо масел CD, CE и CF-4.

CF-4 — устарел

Выпущено в 1990 году. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей с турбонаддувом и без наддува. Может использоваться вместо масел CD и CE.

CF-2 — устарел

Введено в 1994 году. Для тяжелых условий эксплуатации, 2-х тактные двигатели. Может использоваться вместо масел CD-II.

CF — устарел

Введено в 1994 году.Для внедорожных, непрямых и других дизельных двигателей, в том числе использующих топливо с содержанием серы более 0,5%. Может использоваться вместо масел CD.

CE — устарел

Введен в 1985 году. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей с турбонаддувом и без наддува. Может использоваться вместо масел CC и CD.

CD-II — устарел

Введен в 1985 году. Для 2-тактных двигателей.

CD — устарел

Введен в 1955 году. Наверняка безнаддувные и турбированные двигатели.

CC — устарел

ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.

CB — устарел

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ : Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года.

CA — устаревший

ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в дизельных двигателях, построенных после 1959 года.
,

API | Категории масла

languages


Текущая и предыдущая категории сервисов API сведены в удобные диаграммы. Владельцы транспортных средств должны обратиться к руководствам своего владельца, прежде чем обращаться к этим картам. Масла могут иметь более одного уровня производительности. Для автомобильных бензиновых двигателей последняя категория обслуживания моторных масел включает эксплуатационные характеристики каждой более ранней категории. Если в руководстве по эксплуатации автомобиля указано масло API SN, масло API SP обеспечит полную защиту.Для дизельных двигателей последняя категория обычно — но не всегда — включает эксплуатационные свойства более ранней категории.

API FA-4 и FA-4 Donut идентифицируют некоторые масла XW-30, специально разработанные для использования в избранных высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных для соответствия нормам выбросов парниковых газов на дорогах 2017 года. Масла API FA-4 не являются взаимозаменяемыми или обратно совместимы с маслами API CK-4, CJ-4, CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. Обратитесь к рекомендациям производителя двигателя, чтобы определить, подходят ли масла API FA-4 для использования.

Стандарт

ILSAC для масел двигателя легкового автомобиля

Текущие и предыдущие стандарты ILSAC перечислены здесь. Владельцы транспортных средств должны обратиться к руководствам своих владельцев, прежде чем обращаться к этим картам. Масла могут иметь более одного уровня производительности.

Для автомобильных бензиновых двигателей последний стандарт ILSAC включает рабочие характеристики каждой более ранней категории и может использоваться для обслуживания более старых двигателей, где рекомендовались масла более ранней категории.

Наименование
Статус
Сервис
GF-6A Текущий Представлено в мае 2020 года, разработано для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи газораспределительного механизма, улучшенной защиты от высокотемпературных отложений для поршней и турбокомпрессоров, более жесткого контроля осадка и лака, улучшенной экономии топлива, улучшенного контроля выбросов. Система защиты и защиты двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85.
GF-6B Текущий Относится только к маслам с классом вязкости SAE 0W-16. Представлено в мае 2020 года, предназначено для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, защиты от высокотемпературных отложений для поршней и турбонагнетателей, строгого контроля за осадком и лаком, улучшенной экономии топлива, защиты и защиты системы контроля выбросов. двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85.
GF-5 Устаревшее * Используйте GF-6A, где рекомендуется GF-5.
GF-4 Устаревшее Используйте GF-5, где рекомендуется GF-4.
GF-3 Устаревшее Используйте GF-5, где рекомендуется GF-3.
GF-2 Устаревшее Используйте GF-5, где рекомендуется GF-2.
GF-1 Устаревшее Используйте GF-5, где рекомендуется GF-1.

* устарел 1 мая 2021

Бензиновые двигатели

Здесь перечислены текущие и предыдущие категории обслуживания API.Владельцы транспортных средств должны обратиться к руководствам своих владельцев, прежде чем обращаться к этим картам. Масла могут иметь более одного уровня производительности.

Для автомобильных бензиновых двигателей последняя категория обслуживания API включает рабочие характеристики каждой более ранней категории и может использоваться для обслуживания более старых двигателей, в которых рекомендовались масла более ранней категории.

Примечание. Буквы «SI», «SK» и «SO» были опущены в последовательности буквенных обозначений для категорий обслуживания API из-за их общей ассоциации с другими организациями или системами.

Категория
Статус
Сервис
SP Текущий Представлено в мае 2020 года и предназначено для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи газораспределительного механизма, улучшенной защиты от высокотемпературных отложений для поршней и турбокомпрессоров, а также более строгого контроля осадка и лака.API SP с Resource Conserving соответствует ILSAC GF-6A благодаря сочетанию характеристик API SP с улучшенной экономией топлива, защитой системы контроля выбросов и защиты двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе, до E85.
SN Текущий Для двигателей 2020 года и старше
SM Текущий Для 2010 и более старых автомобильных двигателей.
SL Текущий Для 2004 и более старых автомобильных двигателей.
SJ Текущий Для 2001 и более старых автомобильных двигателей.
SH Устаревшее ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1996 года.Может не предоставлять
адекватная защита от накопления осадка, окисления или износа двигателя.
SG Устаревшее ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в большинстве автомобильных двигателей с бензиновым двигателем, изготовленных после 1993 года. Может не предусматриваться
адекватная защита от накопления осадка, окисления или износа двигателя.
SF Устаревшее ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1988 года.Может не предоставлять
адекватная защита от накопления осадка двигателя.
SE Устаревшее ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1979 года.
SD Устаревшее ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1971 года.Использовать в более современных
Двигатели могут привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.
SC Устаревшее ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в большинстве автомобильных двигателей с бензиновым двигателем, изготовленных после 1967 года. Используется в более современных
Двигатели могут привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.
SB Устаревшее ВНИМАНИЕ! : Не подходит для использования в большинстве автомобилей с бензиновым двигателем.

.

Зная ваше моторное масло | AA Новая Зеландия


Меню

Поиск

Войти или зарегистрироваться

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о