Руль болида формулы 1: Инженер популярно рассказал о рулевом колесе современного болида Формулы 1 / Хабр

Содержание

Инженер популярно рассказал о рулевом колесе современного болида Формулы 1 / Хабр

Главный специалист по электронным системам гоночной команды Mercedes Эван Шорт провел небольшую лекцию о современном руле болида Формулы 1. В своей пятиминутной демонстрации Шорт использовал оригинальный руль пилота Льюиса Хэмилтона.


Средняя стоимость одного современного руля болида Формулы 1 около $40 тыс. На один сезон для каждого пилота изготавливается восемь рулей. На руле расположены более двадцати кнопок и переключателей. Они расположены так, чтобы пилот мог быстро нажать необходимую кнопку на скорости до 300 км/ч и более. Основные кнопки на руле пилот нажимает большими пальцами.

В центре руля расположен цветной дисплей, на котором пилот видит необходимую информацию о текущих параметрах работы различных систем болида, скорости, времени прохождения участков трассы.

Шорт рассказал, что помимо основных кнопок на руле есть еще специальные кнопки (+10, +1 и MARK), которые пилот может нажать, когда какая-то система болида работает не в штатном режиме. При их активации проходит тестирование и сброс текущих настроек датчиков или систем до оптимальных, а также информирование инженеров в боксах о поломке.

Кнопки на руле, которые пилот нажимает во время гонки: кнопка включения DRS (регулируемое заднее антикрыло), активация радио, ограничения скорости на пит-лейн, режим обгона,

Оказывается, что кнопку включения нейтральной передачи пилоты теперь стали использовать гораздо реже, чем раньше. Например, во время пит-стопов в гонке они уже ее не нажимают, так как замена шин длится несколько секунд.

С помощью поворотного переключателя на левой рукоятке руля пилот может регулировать настройки дифференциала. Аналогичный переключатель справа отвечает за скоростные режимы, а также за распределение крутящего момента между задними полуосями болида. Рядом есть переключатели, отвечающие за настройки и баланс тормозов.

Снизу руля находятся переключатели, отвечающие за настройки силовой установки, выбора различных режимов работы силовой установки под конкретный отрезок гонки.

На тыльной стороне руля находятся лепестковые переключатели коробки передач и рычаг сцепления, которым гонщик пользуется на старте. Также там расположен специальный разъем для подключения руля по CAN-шине к бортовой компьютерной системе болида.

Инженеры добавили еще одну степень свободы при использовании руля. Пилоты Mercedes в этом сезоне используют новую систему под названием DAS которая активируется с помощью движения руля вперед и назад, при этом меняется положение колес относительно друг друга.

Пример работы системы DAS.

От упора до упора рулевое колесо вращается только на 3/4 оборота, поэтому руль перестал быть круглым. Центральный элемент руля сделан из углепластика. Его боковые области обрезинены и выполнены с учетом особенностей рук каждого пилота.

Руль весит около 1,3 кг. Пилот каждый раз его снимает и устанавливает при посадке в болид, а также при вылезании из болида. Процедура отключения и снятия руля занимает несколько секунд. Сборка одного руля занимает 100 часов.

Пилоты используют аналогичные рули при многочасовых тренировках на симуляторе, чтобы быстрее привыкнуть к кнопкам и переключателям, а также научиться быстро переключать режимы болида в различных ситуациях для каждой трассы.

Как менялся руль в Формуле 1: фотогалерея

Руль Talbot-Lago T26C-DA на первой гонке Формулы 1 – Гран При Великобритании 1950 года на трассе в Сильверстоуне

1/20

Фотограф: LAT Images

Руль Ferrari 500 на Гран При Бельгии 1952 года

2/20

Фотограф: LAT Images

Bugatti Type 251 на Гран При Франции 1956 года

3/20

Фотограф: LAT Images

Руль Ferrari 246 на Гран При Монако 1958 года

4/20

Фотограф: Райнер Шлегельмильх

Руль Ferrari 312T на Гран При Италии 1975 года

5/20

Фотограф: Райнер Шлегельмильх

Руль Surtees TS19 на Гран При ЮАР 1979 года

6/20

Фотограф: Эрколе Коломбо

Руль Brabham BT53 на Гран При Великобритании 1984 года

7/20

Фотограф: Райнер Шлегельмильх

Кеке Росберг в McLaren MP4/2C на Гран При Великобритании 1986 года

8/20

Фотограф: Райнер Шлегельмильх

Руль McLaren MP4/5B на Гран При Бельгии 1990 года

9/20

Фотограф: Эрколе Коломбо

Руль Leyton House CG911 на Гран При Франции 1991 года

10/20

Фотограф: LAT Images

Руль Ferrari 412T2 на Гран При Испании 1995 года

11/20

Фотограф: Райнер Шлегельмильх

Руль Ferrari F310 на Гран При Европы 1996 года

12/20

Фотограф: Sutton Images

Руль Ferrari F310B на Гран При Монако 1997 года

13/20

Фотограф: Эрколе Коломбо

Руль Ferrari F2003-GA на Гран При США 2003 года

14/20

Фотограф: Райнер Шлегельмильх

Руль Williams FW26 на Гран При Канады 2004 года

15/20

Фотограф: Sutton Images

Руль McLaren MP4-19 на Гран При Малайзии 2004 года

16/20

Фотограф: Sutton Images

Руль Toro Rosso STR01 на Гран При Испании 2006 года

17/20

Фотограф: Sutton Images

Руль Toyota TF107 на презентации команды перед сезоном 2007 года

18/20

Фотограф: Sutton Images

Руль Haas VF-16 на Гран При Малайзии 2016 года

19/20

Фотограф: Sutton Images

Руль Alfa Romeo C39 на предсезонных тестах этого года в Барселоне

20/20

Фотограф: Марк Саттон / Motorsport Images

Центр управления полетами. Современный руль Формулы 1

Twitter

Facebook

Вконтакте

Telegram

Современный руль Формулы 1

Опубликовано 17 мая 2018

Изначально рулевое колесо на болидах Формулы 1 выполняло исключительно свою прямую функцию — поворачивать вправо или влево. Однако на стыке тысячелетий все кардинально изменилось, и руль стал таким, каким мы привыкли его видеть сейчас — с огромным количеством кнопок и рычагов, позволяющих пилоту прямо по ходу заездов менять настройки болида.

Главное — не перепутать

По ходу недавней гонки в Баку Роман Грожан разбил свой болид, когда прогревал шины за автомобилем безопасности. После Гран-при он признался, что случайно зацепил переключатель баланса тормозов и врезался в стену. Казалось бы, как пилот мог случайно что-то зацепить на своем руле? Однако если вы хотя бы однажды видели современный руль болида Формулы 1, то наверняка у вас возникал совершенно другой вопрос: «Как они регулярно не путаются во всех этих кнопках?»

Руль современного болида Формулы 1 в среднем оборудован 35 переключателями, которыми пилот управляет прямо по ходу гонки

И пилоты таки иногда путаются. Периодически болид останавливается на трассе из-за того, что пилот случайно зацепил кнопку «выключить двигатель» — согласно регламенту, она должна быть достаточно большой, но находиться не совсем под рукой, чтобы все же минимизировать риск ее случайного нажатия.

Держать все под контролем

Конечно же, у каждой команды свои секреты, и не все они спешат делиться внешним видом рулевого колеса своих пилотов (но в одном из следующих материалов мы вам эту тайну раскроем и покажем рули всех команд сезона-2018). Однако существует приблизительный список функций, которые выведены на управление гонщику. Среди них возможность включать нейтральную передачу с 1-й или 2-й, настройка баланса тормозов (та самая, которая сыграла злую шутку с Грожаном в Баку), возможность производить изменения показателей работы дифференциала, контроль предварительной нагрузки на дифференциал при смещении крутящего момента, активация поиска момента сцепления, регулировка положения заднего антикрыла в зонах DRS, управление уровнем потребления топлива, активация некоторых предварительных настроек болида, ограничение оборотов на пит-лейн, настройка педали газа и крутящего момента и еще многое-многое другое. Однако большинство этих рычагов и кнопок пилот включает только в случае форс-мажора или во время пит-стопа.

Кроме того, задача гонщика — с помощью специального переключателя на руле сообщить болиду о том, какой тип покрышек сейчас установлен. Благодаря этому будут запущены настройки специально под данный тип резины, и все параметры будут отображаться корректно.

С помощью современного руля пилот по ходу гонки может выполнять около 800 различных операций

Окно в болид

Еще одна важная отличительная черта современного руля Формулы 1 — это наличие дисплея. По ходу заездов пилот видит на нем разнообразную информацию, которая касается состояния трассы, собственного болида, текущей передачи, определенные настройки — в целом около 100 различных технических параметров. Благодаря этому единственному дисплею, который начал появляться на рулях в 2000 году, из кокпита болида исчезли тахометр, спидометр и другие датчики.

Однако это не означает, что все эти данные пилот видит одновременно или регулярно. Большую часть из них гонщики выводят себе на руль в случае необходимости. Например, если перестает работать телеметрия и команда просит гонщика сообщить им о каком-то параметре болида.

На вкус и цвет

После Гран-при Китая журналисты заметили новый рычаг на руле Себастьяна Феттеля. Но горячие дискуссии вызвал не факт его появления, а то, что такой же отсутствует на руле Кими Райкконена. Поклонники финна вновь заговорили о теории заговора и некой таинственной функции, которая доступна только немцу.

Однако руль гонщика Формулы 1 уже давно является его индивидуальным инструментом управления болидом. Об этом неоднократно говорил и Нико Росберг, когда журналисты пытались найти подвох в том, что его руль значительно отличается от такого же элемента болида Льюиса Хэмилтона:

«Программирование функций дисплея я бы сравнил с программированием смартфона. Поэтому мы с Льюисом обсуждаем с сотрудниками команды то, что будет размещено на дисплее, подбираем размер и цвет всех символов»

Таким образом, для удобства в гонке руль адаптируется непосредственно под каждого гонщика, учитывая то, где ему удобнее пользоваться той или иной кнопкой, а также какого цвета должен быть тот или другой переключатель.

Маленький да удаленький

Несмотря на то, что современный руль выполняет так много функций, он достаточно легкий — около 1–1,3 килограмма, потому что изготавливается из легких материалов — карбона или композита из металла и пластика. В среднем на его производство необходимо потратить около четырех часов, а на один сезон гонщику необходимо 5–7 рулей.

Средняя цена рулевого колеса составляет 40 тысяч евро — это 2/3 стоимости заднего антикрыла болида

Ирина Лазурская

По теме

Баранка за 40 000 евро. Как выглядит руль болида «Формулы-1»

«У меня три месяцаушло только на то, чтобы к рулю привыкнуть»,- признался как-то Даниил Квят, перейдяв «Ред Булл». Sovsport.ruразобрался – что такого сложного вэтом, казалось бы, простейшем средствеуправления машиной?

ИСТОРИЯ

Рули первых болидов«Формулы-1» мало отличались от баранкишофера какого-нибудь «ГАЗа». Тот жекругляш из дерева на металлическомкаркасе, причем – внушительных размеров,чтобы снизить нагрузку на руки пилотапри повороте колес. Долгое время этачасть машины никак не менялась, однаков 60-х, с ростом значения аэродинамики,инженеры начали бороться за свободноепространство в машине, места в кокпитестало меньше — и диаметр «баранки»укоротили. Позже и вовсе срезали верхнююполовину руля, чтобы улучшить обзорность.

С развитиемвспомогательных систем на руле появилиськнопки, поначалу – всего три: длярадиообмена, подачи воды пилоту ивключения нейтральной передачи. Революцияначалась в конце 80-х, когда «Феррари»презентовала полуавтоматическую КПП.Она позволила отказаться от педалисцепления и ручки переключения передач– их заменили подрулевые лепестки. Стех пор прогресс уже было не остановить– с каждым сезоном бывшая «баранка»начала обрастать все большим количествомкнопок и тумблеров. Сейчас только с руляпилоты могут выполнять почти 800 различныхопераций – не считая, собственно,управления машиной.

ЭКРАН

Когда-то спидометры,тахометры, датчики топлива и прочиешкалы в болидах «Формулы» располагалисьна передней стенке кокпита – словнообычная приборная панель в авто. Сразвитием технологий инженеры началипереносить вывод всей важной информациина электронные индикаторы, расположенныена руле. Поначалу это были просто мигающиелампочки, которые сменились мелкимимонохромными дисплеями, а ныне превратилисьв полноценные цветные LCD-дисплеи,диаметром 4—5 дюймов. Теперь сюда выводитсядо 100 параметров, начиная от текущейскорости и заканчивая информацией оторганизаторов Гран-при (например, опоявлении желтых флагов или машиныбезопасности). Текущий набор данныхпилот, конечно, может настроить подсебя.

БЕЗОПАСНОСТЬ

По правилам рульдолжен сниматься не более чем за 5 секунд– чтобы пилот мог максимально быстровыскочить из болида в экстреннойситуации. Кроме того, после покиданиякокпита его необходимо вернуть на место(если, конечно, машина вот-вот не взорвется)– так маршалам легче эвакуироватьавтомобиль. Впрочем, бывали случаи,когда спортсмены нарушали эти правила.Так, Рубенс Барикелло, разбив свой«Уильямс» на «Гран-при Монако»-2010, всердцах швырнул руль прямо на трассу.Хорошо не в голову проезжавшему мимона высокой скорости Каруну Чандхоку. Витоге индиец протащил ненужную детальпод днищем своего болида добрых несколькосот метров. В «Уильямсе» оставалосьтолько всплакнуть над выброшенными (вбуквальном смысле) 50 тысячами долларов.

ЦЕНА

Современный руль изготавливают из карбона, композитных материалов, пластика и металла, среднее время производства достигает 100 часов, вес детали подбирается к одному килограмму, а стоит все это удовольствие порядка 40 000 евро! При этом каждому пилоту на сезон обычно требуется 5-7 рулей.

ЦИФРА

4000 раз – стольков среднем каждый пилот переключаетпередачи во время гонки. И все это – неотрывая руки от руля.

ПОКУПАЙТЕ СПЕЦВЫПУСК О «ГРАН-ПРИ РОССИИ» В КИОСКАХ СТРАНЫ!

От простого к сложному. Эволюция руля Формулы 1

Twitter

Facebook

Вконтакте

Telegram

Эволюция руля Формулы 1

Опубликовано 15 мая 2018

Современный руль болида Формулы 1 выглядит как небольшой бортовой компьютер. Однако таким он стал относительно недавно. А вот первые сорок лет своей жизни Формула 1 использовала простые круглые деревянные рули — без кнопок, рычагов и дисплеев.

Проще простого

Когда Формула 1 только зарождалась, то руль болида точно не был тем элементом, над которым долго размышляли во время проектировки автомобиля — совершенно обычная деревянная «баранка» с металлическим средником.

Несмотря на то, что с годами активно развивалась аэродинамика болидов и инженеры испытывали разные технические новинки, на руль по-прежнему никто особо не обращал внимание. Единственное, что менялось — его диаметр. Постепенно рулевое колесо становилось меньшего размера.

«Больше» не значит «лучше»

Изменение диаметра руля происходило не просто так, а исходя из технических требований. В частности, первые рули были настолько простыми по своему строению, что повернуть их на скорости было очень сложно. Поговаривают, что некоторые пилоты помогали себе коленями, когда поворачивали руль. Тогда же, опираясь на знание некоторых законов физики, было решено, что чем больше диаметр руля, тем легче его будет повернуть.

Однако в 60-е годы инженеры начали активно задумываться над аэродинамикой, что повлекло за собой изменение формы и размера болидов. На руль оставалось значительно меньше места, поэтому его диаметр и уменьшился. Тогда же задумались и об усилении рулевой колонки — чтобы пилотам было легче крутить «баранку».

В конце 60-х начались и некоторые эксперименты с формой руля ради улучшения обзора трассы. Однако это были абсолютно единичные случаи.

Шаг вперед

Первые рычаги на руле болида Формулы 1 начали появляться в 70-е годы. В частности, на чемпионском руле Эмерсона Фиттипальди, которым бразилец управлял своим McLaren в 1974 году, присутствовал единственный переключатель, который в аварийном режиме выключал зажигание. Но это также не было массовым явлением, и каждая команда самостоятельно для себя решала вопрос дизайна рулевого колеса и функционал рычага, если он был вынесен на руль.

Глобальные перемены

Настоящий прорыв в «кнопочном» вопросе произошел в конце 80-х годов, когда в Формуле 1 появилась полуавтоматическая коробка передач. Так, на руле McLaren Айртона Сенны 1988 года уже присутствовали две кнопки — для радиосвязи с боксами и для увеличения давления наддува. Этот же руль уже был оснащен механизмом быстрого отстегивания от колонки. А Ferrari первыми в Формуле 1 оснастили «баранки» своих болидов подрулевыми лепестками для переключения передач. В тот же период руль начали изготавливать из композитных материалов.

Далее количество кнопок на руле увеличивалось в геометрической прогрессии. При этом в 90-х годах каждая команда по-прежнему самостоятельно решала вопросы функциональности своего руля, изменяя его форму или же не перегружая его кнопками и рычагами. Однако в начале 2000-х годов практически на всех болидах уже стояли рули той формы и внешнего вида, к которым мы привыкли, — совершенно не круглые и с большим количеством кнопок. Однако подробнее об этом — в одном из наших следующих материалов.

И в завершение представляем вам видео от Donut Media, в котором за несколько минут показан весь процесс эволюции рулевого колеса Формулы 1 :

Ирина Лазурская

По теме

Это интересно. Факты и цифры о Формуле 1

Много ли вам известно о болидах, которые участвуют в соревнованиях Формулы 1? Да, это быстрые и мощные средства передвижения. Но что именно находится под капотом такой машинки? И сколько понадобится времени и денег, чтобы создать хотя бы один поистине настоящий болид? Предлагаем вам ознакомиться с конкретными деталями.

Монокок:
По номеру монокока идентифицируют автомобиль Формулы 1, поскольку все остальные узлы и агрегаты на нем съемные и заменяемые. За сезон гонщик меняет в среднем три монокока стоимостью примерно 115 000$ каждый. Итого за сезон только на монококи для одного пилота команды должны закладывать примерно 350 000$.
Средняя температура в кабине 50 °C

Двигатель:
Стоимость мотора — 163 148 $
Пробег не менее 1000 км. до переборки
Срок жизни мотора – 1600-2000 км
Каждую минуту мотор выделяет энергию в количестве 1750 кВт
Двигатель V8 объемом 2.4 литра
Развивает свыше 19 000 об/м. Средняя мощность около 850 л.с.
Стоимость двигателей на сезон — 2 000 000$

Коробка передач:
В машинах Формулы 1 использование автоматических коробок запрещено
Используются полуавтоматические последовательные коробки передач
Имеется 7 передних и 1 задняя передача
Пилот переключает передачу за 1/100 секунды
Стоимость одной семискоростной полуавтоматической коробки передач свыше 130 000$. Рассчитана на пробег 6000 км. На сезон хватает 10 коробок, включая тесты. В комплект входит несколько комплектов шестеренок.
Стоимость коробок на сезон — 1 300 000$

Материалы:
Стоимость материалов – 3 260 211 $
Болид состоит из 80 000 компонентов
Вес машины – 550 кг
Корпус сделан из карбона и сверх легких материалов

Топливный бак:
Изготавливается из прорезиненной ткани, подкрепленной кевларом
12 литровый бак наполняется за 1 секунду
Расход топлива – 75 л/100 км
Имеет объем свыше 200 литров .
20 000$

Колеса:
Стоимость колес – 40 010 $
На сезон требуется 40 комплектов колесных дисков
Передние диски (без шин) весят около 4 кг, задние – 4,5 кг.

Колесная гайка:
Алюминиевая, Стоимость каждой 110$, на сезон требуется примерно 500 штук.
55 000$

Дисковые тормоза:
Каждый узел включает в себя: суппорт, диски и колодки. Стоимость такого узла 6000$. В течение сезона требуется 180 таких узлов.
Температура на поверхности тормозных дисков достигает 1000 °C
При скорости в 100 км/час требуется 1.4 секунды и 17 метров, чтобы полностью остановить машину
1 050 000$

Рычаги передней подвески:
Изготовлены из титана и углепластика. На сезон требуется 20 комплектов по 100 000$.
2 000 000$

Сиденье пилота:
Выполняется по индивидуальным меркам гонщика из углеволокна. В случаи аварии может быть удалено из кокпита вместе с пилотом.
2000$

Рулевое колесо:
За сезон используется до 8 штук, стоимостью 40 000$ каждое. На рулевом колесе расположены клавиши переключения передач, а также прочие необходимые пилоту системы управления и контроля, кнопки бортовой радиосвязи и другие.
Имеет 23 кнопки
Контролирует более 120 разных функций
Весит 1,3 кг
Требуется 100 часов сборки на один руль.
Руль вынимают при посадки и высадки пилота из болида
320 000$

Встроенная видеокамера:
Камера вмонтирована в углепластиковый защитный корпус. Все расходы несет администрация Берни Эклстоуна, которой и принадлежит это оборудование.
140 000$

Выхлопная система:
Каждый болид снабжается двумя стальными системами выхлопа по 13 000$ на ГП. Замена выхлопной системы разной конфигурации является элементом перенастройки болида. На сезон необходимо 54 комплекта.
700 000$

Заднее антикрыло:
Изготавливается из углеволокна. За сезон расходуется около 15-ти таких узлов. Стоимость каждого 20 000$.
300 000$

Носовой обтекатель:
Носовой обтекатель в сборе с передним антикрылом. Стоимость примерно 19 000$ каждый. За сезон обычно расходуется до 10 комплектов.
190 000$

Шины:
Стоимость одной шины около 800$, на каждую гонку необходимо по 10 комплектов на машину, всего за сезон 760 штук.
Срок жизни шин от 90 до 200 км в зависимости от состава
Вместо воздуха, используется азот
Смена шин составляет 3 секунды
608 000 $

Зеркала заднего вида:
Зеркала изготавливаются из специального отражающего материала повышенной прочности Perspex, монтируются в корпус из углеволокна, поэтому их стоимость относительно мала, но на их аэродинамическую доводку тратятся тысячи долларов.
1200$

Радиаторы:
По одному новому комплекту алюминиевых радиаторов устанавливается на каждую гонку. Стоимость каждого 11 000. Всего требуется около 20 комплектов.
220 000$

Рычаги задней подвески:
Изготавливаются из титана и углепластика, каждый комплект стоит 120 000$. За сезон расходуется 20 таких комплектов.
2 400 000$

Электроника и электрооборудование:
Электрический кабель, длиной 1 км соединяет 100 сенсоров и датчиков
Все электронные системы болида.
4 000 000$

Днище:
Изготавливается из углеволокна, однако технический регламент также требует установки под днищем доски скольжения из прессованной древесины. На каждом ГП используется несколько днищ с разным размещением балласта в них.
30 000$

Аэродинамика:
Болид Формулы 1 имеет прижимную силу в 2500 кг
Это в 4 раза больше, чем вес самой машины

Разгон до 100 км/час – Зависит от настройки самого болида, поверхности трассы и погодных условий. Но большинство болидов Формулы 1 способны разогнаться до 100 км/час за 1.9 сек !!! Это самый быстрый показатель для автомобилей на механической тяге. Чтобы достигнуть большего разгона, придется использовать реактивную тягу

Максимальная скорость составляет 340 км/час

Примерная стоимость всех затрат лишь на болиды составляет: 15 миллионов долларов…..

Сел за руль болида Формулы-1, чтобы осуществить мечту

Формула-1. Ни на что не похожий визг моторов, поул-позиция, десятые и сотые доли секунды, определяющие победителя. Что-то знакомое с детства, но все такое же непостижимое. И Шумахер, о ком слышали даже те, кто никогда не смотрел гонки, чья фамилия стала именем нарицательным для всего, что имеет отношение к скорости. Папа купил первую машину — он теперь в семье «шумахер». А ты погоди: вот вырастешь, купишь свою — тоже будешь нехилый такой «шумахер». Сколько мальчишек взрослели с мечтой когда-нибудь хоть на мгновение стать настоящим гонщиком. Гаснут красные огни, первый поворот, шикана — болид набирает почти космическую скорость, опережая самые смелые фантазии. Эта история не про Формулу-1, она — про мечту.

Одна мечта из детства

— Это было одним из сильных желаний с самого детства, — говорит Алесь. — Мне всегда казалось, что болидами Формулы-1 управляют какие-то полубоги, люди со сверхспособностями. Я тоже хотел по крайней мере попробовать. Прикинул, что сейчас подходящее время — так почему нет? Не было никаких предпочтений, я поехал бы куда угодно, чтобы исполнить мечту. Это не было просто: вопрос решался через знакомых, на все ушел примерно год. Если и есть какой-то более легкий способ — мне о нем неизвестно. Самое главное — я попал на трек, я получил свою возможность управлять болидом Формулы-1!

Трасса Magny-Cours, Франция, 250 км от Парижа

Гостей ждала профессиональная команда: инструкторы, гонщики, специалисты техподдержки на трассе, механики, скорая помощь.

— Таких ребят, как я, было человек пять. Все значительно взрослее, я бы сказал, дядьки. Один приехал из Италии, другой — из Швейцарии.

В мире немало мест, где люди мечтают прокатиться на болидах Формулы-1.

День на трассе Magny-Cours начался рано, в 7:00. Начался с кофе и круассанов — с чего же еще во Франции?

— Механики готовили болиды к заездам, за каждой машиной было закреплено по три специалиста, они производили настройку всех узлов и программного обеспечения, причем все заняло, наверное, полдня. А нас отправили в класс на теоретическое занятие. Инструктаж проводили на французском языке, я французского не знаю совсем, к счастью, со мной был переводчик.

Казалось бы, инструктор объяснял банальные вещи: как тронуться с места, как тормозить, какую траекторию выбирать в поворотах. Вроде бы и послушать важно, но кому же охота заниматься теорией, когда за окном почти готовы к выезду гоночные болиды?

— Мы сели в микроавтобус и поехали по трассе, которую до этого детально разбирали. С нами был профессиональный гонщик, он говорил, на что нужно обращать внимание, указывал на знаки, на следы торможения — все то, по чему можно ориентироваться.

По ускоренной программе

Зачастую путь профессионального гонщика начинается на картинге. Определенные успехи на маленьком треке, а впереди ждут профессиональные серии: Формула-4, Формула-3, Формула-2. Талантливым и, безусловно, самым везучим удается дотянуться до королевских гонок — Формулы-1.

Алесь славы не искал, возможно, поэтому, пройдя сильно укороченный курс теории, запрыгнул сразу в болид Формулы-2. Новичкам предлагали прокатиться сначала на таких машинах, чтобы иметь представление о том, что их ждет и ради чего каждый из них попал на этот трек.

— По сути, это все было для разминки, но, что бы там кому ни казалось, даже автомобиль Формулы-2 — он очень мощный. Разгон, торможение и перед поворотом нужно просто отключать мозг, потому что здравый смысл твердит, что ничего не получится, что это против всех законов физики, — делится впечатлениями собеседник. — Но это напрасные страхи. Автомобиль великолепен по своим возможностям. Да, любая ошибка может привести к серьезным последствиям, но это не означает, что не нужно пробовать! Если постараться, на нем действительно удается очень многое.

Чтобы не переборщить в самом начале и не навлечь на себя гнев команды, Алесь старался проявлять предельную осторожность. Ему даже порекомендовали быть пораскованнее и попробовать входить в повороты не на второй, а на третьей передаче.

— Не буду врать, будто не совершал ошибок, — улыбается парень. — Совершал. Пару раз машину развернуло, а не так-то просто, я вам скажу, завести двигатель заглохшего болида. Агрессивная машинка, что и говорить.

Быстро — быстрее — Формула-1

Ему есть с чем сравнивать. Преследуя детскую мечту, Алесь покатался на всем, на чем следовало покататься человеку с его увлечением: Ferrari, Lamborghini, Maserati — чудесные ведь автомобили.

— Ощущения похожие? Это ведь тоже совсем не медленные авто.

А он смеется.

— Давай я тебе объясню кое-что. Взять болид Формулы-1: у него двигатель — 18 тысяч оборотов. Холостой ход — 6 тысяч оборотов, некоторые ребята по 15 минут не могли тронуться — это целая наука. Разгон от 0 до 100 км/ч — я специально уточнял — чуть больше 1 секунды. От 50 до 250 км/ч — порядка 4 секунд. За один вздох на трассе происходит дофига всего, представь! Поэтому да, есть кое-какие отличия между самым классным спорткаром и болидом Формулы-1. Болид ниже, он легче (всего 560 кг веса при 700 л. с.), болид быстрее. И все ощущения в нем намного острее.

Алесь вместился в болид Jaguar Racing — многие вспомнят эту команду. Именно вместился, потому что в этой машине чрезвычайно тесно.

— Максимальный допустимый рост пилота — 1,90 м. Я вот как раз примерно этого роста и, нужно сказать, ощутил на себе все возможные неудобства. В болиде установлено формовочное сиденье из углепластика, его вес — 2,5 кг и оно сделано под индивидуальные особенности конкретного гонщика. А тут я. Причем чем человек выше, тем больше ему приходится сгибать колени, упираться ими в монокок. Но самая большая проблема — в это сиденье надо провалиться и принять положение лежа с согнутыми коленями. Чтобы это сделать, нужно пройти через боль — у меня в буквальном смысле были громадные синяки на боках.

После этих мучений счастливого пилота вдавливают в его гнездышко ремнями. Круто: ты и твоя машина — единое целое. Но в буквальном смысле сложно шевелиться: локти не приподнять, но тут уж кто о чем мечтал.

— Это было просто потрясающе! Набираешь скорость, тебя вдавливает в сиденье, а трасса уходит в одну точку. Рассмотреть знаки вдоль дороги? Какое там! На такой скорости просто цепляешься взглядом хоть за какие-то ориентиры, когда тебе пора тормозить.

Двигатель V10 звучит так, что никакие беруши не спасают. Пилот либо слышит команды техника через наушник, либо не слышит вообще ничего, кроме рева мотора, но делает при этом вид, что у него все под контролем.

— С чем можно сравнить твои ощущения?

— Знаешь, я незадолго до этого — так уж сложилось — смог полетать на настоящем истребителе. Перегрузки в 6G — теперь я знаю, что это такое. Вот ощущения на болиде Формулы-1 — это не одно и то же, нет. Но если их с чем-то и можно сравнить, то только с полетом на сверхзвуковом боевом самолете.

Срезал шикану — отправили на пит-стоп

После тренировок на болиде Формулы-2 появилась уверенность в своих силах. Правда, значения приборов контролировать не получалось — слишком большая скорость, за всем не уследишь.

— В поворотах болид действительно будто прилипает к трассе: на машину действует аэродинамическая сила в 2 тонны — прижимает как утюг.

Но не обошлось без курьеза.

— Был первый круг, наверное. Тормоза нужно было прогреть, конечно. Плюс педаль тормоза очень тугая. И вот я доехал до прямой, разгоняюсь там и понимаю, что трасса змеей уходит в поворот, а я уже не успеваю. Что делать — выворачивать руль и лететь в щебень? А по прямой конусы стоят. И доли секунды на принятие решения.

Спасая себя и машину, Алесь не стал делать резких движений и аккуратно поехал по прямой. Наехал на конус, но это мелочи.

— Смотрю, мне уже машут флагами — мы же учили, что они обозначают — отзывают на пит-стоп. Приезжаю. К машине подкатили два вентилятора, достали конус, меня укрыли зонтом от солнца. В общем, началось обслуживание, все стали перенастраивать. И снова на трассу. Ты знаешь, какого-то ступора со мной не случилось после этого. Да, небольшой разбор полетов провели, но никаких проблем — поехал дальше.

Они гонялись там до самого вечера. Чемпиона не выявляли, чемпион известен в конце каждого сезона. А это было мероприятие иного склада, это был день исполнения мечты.

Еще раз о детстве

— Тебе нравится скорость, нравятся автомобили, но ты не кажешься фанатом автоспорта.

— Да, тут ты прав. Я не слежу за соревнованиями постоянно, не выписываю в тетрадочку статистику гонщиков за последние 25 лет, — подтвердил Алесь. — Мне вспоминается, как лет в 15 я собирал какие-то каталоги по мототематике. И все мне так нравилось, у меня были горы этих журналов. А в какой-то момент в голове будто щелкнул тумблер: ну какой смысл во всем этом? Лучше насобирать денег и купить, например, скутер, кататься на нем вживую. Это же гораздо круче, чем рассматривать что-то в журналах. И эта мысль так и осталась со мной. Да, увлекаться чем-то, быть фанатом — тоже прикольно, может быть, оно и не помешает. Но для меня, чем тратить на это столько времени — уж лучше один раз попробовать самому.

Цифры из блокнота

Во время теоретической части на Magny-Cours Алесь конспектировал озвучиваемые параметры и цифры, связанные с автомобилем, на котором ему предстояло ездить. Давайте посмотрим, что у него в блокноте:

  • Расход топлива — 75 литров на 100 км.
  • Топливный бак емкостью 200 литров изготовлен из прорезиненной ткани, подкрепленной кевларом. Его стоимость — 20 тысяч долларов.
  • Болид снабжен двумя стальными системами выхлопа. Их общая стоимость — 26 тысяч долларов. За сезон уходит 27 комплектов. Замена выхлопной системы разной конфигурации является элементом перенастройки болида.
  • Руль имеет 23 кнопки (в упрощенной тренировочной версии — 15) и шесть лепестков, в совокупности они отвечают за 120 различных функций. Вес руля — 1,3 кг. На его сборку уходит 100 человеко-часов. Стоимость руля — 50 тысяч долларов. За сезон используется в среднем восемь рулей.
  • Длина всех электрокабелей в болиде — 1 км. Ими соединены порядка 100 различных сенсоров и датчиков. Вся электросистема с проводкой стоит около 4 млн долларов.
  • Антикрылья: переднее стоит 20 тысяч долларов (за сезон уходит где-то 10 штук), заднее — 30 тысяч долларов (на сезон лучше заготовить 15 штук).
  • Стоимость комплекта колес — 40 тысяч долларов. На сезон нужно около 40 комплектов.
  • Гайка, которая закручивает колесо, — 110 долларов. Расход за сезон — 550 штук.
  • Рабочая температура покрышек — 60 градусов Цельсия, их специально разогревают перед заездом.
  • Тормозной узел (суппорт, диск, колодки) стоит около 6 тысяч долларов. 180 комплектов на сезон.
  • Температура на поверхности тормозного диска во время торможения может достигать 1000 градусов Цельсия. Расчетное торможение от 100 до 0 км/ч — 1,4 секунды, 17 метров.

P. S. А дальше-то что?

— Алесь, ты ездил на самых быстрых автомобилях в мире — а дальше-то что?

— Я пока не могу ответить на этот вопрос, я не знаю, что дальше. Есть ли у меня задача проехать на болиде непременно этого сезона — нет, такой задачи нет. Я реализовал мечту, я управлял болидом Формулы-1, я развеял свои мифы, общался с гонщиками, увидел, что они такие же люди — веселые и интересные. В общем, я ощутил, что это такое, попробовал. Теперь можно развиваться в других штуках, автомобили — не единственное, что мне интересно.

Кроме Формулы-1 и полета на истребителе, Алесь после неудачной первой попытки все же покорил Эльбрус. А еще он активно борется с боязнью высоты: попробовал для этого банджи-джампинг и прыгнул в 207-метровое ущелье.

Ну действительно, мало ли мечтаний накопилось с детства у каждого человека?

Игровые рули в Каталоге Onliner

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

7 фактов о рулевом колесе F1

Современные рули Формулы-1 — это невероятные технологии, набитые кнопками и находящиеся вдали от колес прошлого

Назад в день

Когда F1 впервые появился в 1950 году, на рулевом колесе — как и следовало ожидать — вообще не было кнопок.Фактически, они были сделаны из дерева и сняты с обычных дорожных автомобилей. Они были разработаны как можно более широкими, чтобы уменьшить усилие, необходимое для поворота.

Начали появляться переключатели

Источник изображения: McLaren

Конечно, все команды были разные, но первыми переключателями и кнопками, появившимися на рулевом колесе в 1970-х годах, были выключатели двигателя и, по мере развития технологий, кнопка радио-ямы.Также изменились материалы обода колес: дерево было заменено кожей, а затем замшей для улучшения сцепления.

Больше не раунд

Источник изображения: McLaren

В 1990-х годах автомобили стали более сложными в управлении, а технические разработки привели к появлению коробок передач с подрулевым переключением, а также появлению возможности регулировки в автомобиле.Из-за этого форма рулевого колеса стала меняться, становясь короче, квадратнее и легче поворачивалась. Это также должно было помочь использовать кнопки и весла, что означало, что все было ближе к кончикам пальцев водителя.

Итак. Много. Кнопки.

Источник изображения: Mercedes AMG Petronas

В текущей сетке рули можно настроить, поэтому, если водитель хочет, чтобы определенная кнопка находилась в определенном месте, это можно сделать.Это означает, что нет одинаковых единиц. Но, например, колесо Mercedes 2015 года имеет 12 кнопок спереди, шесть колес для большого пальца и три диска, а также подрулевые переключатели для сцепления и шестерни сзади. Итак, есть за чем следить!

Но все становится еще сложнее, если учесть циферблаты и колесики с большим количеством различных функций и комбинаций. Поскольку все это происходит во время гонки со скоростью 200 миль в час, просто думать об этом утомительно.

Легкая разблокировка

В течение некоторого времени рулевым колесам F1 требовалась легкая система разблокировки, позволяющая водителям быстро выйти из автомобиля, если он горит или перевернут.Правила FIA гласят, что водитель должен очень быстро выходить из машины, максимальный предел — всего пять секунд. Так что быстрое высвобождение чрезвычайно важно.

Набор сложных деталей

Источник изображения: Mercedes AMG Petronas

Мы создали рулевое колесо F1, наполненное технологиями и хитростями.Поэтому неудивительно, что (по данным Mercedes) на изготовление всего одной единицы требуется шесть недель . На каждую гонку для двух гонщиков приходится по три колеса, так что они тоже проходят довольно много. Кроме того, они постоянно улучшаются и улучшаются, поэтому к концу сезона тот, который использовался в начале сезона, может быть совершенно другим.

Дорогая техника

Неудивительно, что изготовление современных рулевых колес F1 может стоить до 50 000 фунтов стерлингов (согласно отчету Raconteur).Так что я уверен, что Рубенс Баррикелло почувствовал себя очень плохо после того, как выбросил свою из машины после аварии в Монако в 2010 году (видео выше). Его переехали две машины, и он проехал треть пути в туннеле…

.

Рулевое колесо Sauber Formula 1 на невероятной графике

Думаете, приборная панель вашего автомобиля сложная? Невероятная графика, на которой показаны экраны, кнопки, циферблаты и переключатели на рулевом колесе Формулы 1

  • Колеса из углеродного волокна, индивидуальные для каждого водителя
  • Колесо может похвастаться более чем 35 кнопками, циферблатами, переключателями, рычагами и фарами, все с специального назначения

Автор Mark Prigg

Опубликовано: | Обновлено:

Реклама

Если вы когда-нибудь пытались вспомнить, для чего нужны мигающие огни и циферблаты на приборной панели, подумайте о водителях болида Формулы-1.

Ожидается, что водители самых современных автомобилей в мире будут владеть огромным количеством экранов, циферблатов, кнопок и переключателей для управления своим автомобилем, а также научатся управлять его невероятной мощностью.

Sauber раскрыла, чем занимаются их гонщики Эстебан Гутьеррес и Адриан Сутил.

Прокрутите вниз, чтобы увидеть видео

Where Where

Где выключатель зажигания? Рулевое колесо Sauber Формулы-1 2014 года имеет огромное количество переключателей, циферблатов и кнопок, а также большой экран.

КАК СДЕЛАТЬ КОЛЕСО F1

Корпус из углеродного волокна с крышкой составляет основу колеса.

Отверстия для переключателей и кнопок просверливаются в крышке перед нанесением пены для ручки рулевого колеса, которая, в свою очередь, оборачивается углеродным волокном.

В процессе отделки используются различные покрытия.

В зависимости от предпочтений водителя, ручка может быть обшита кожей или даже силиконовой массой, отформованной по форме рук водителя.

Теперь кнопки и переключатели смонтированы и подключены к печатной плате до подключения дисплея.

«Рулевое колесо автомобиля Формулы-1 действует как командный центр водителя», — сообщила компания.

«Он использует его для рулевого управления, управления сцеплением и переключения передач, а также для управления многочисленными электронными функциями с помощью различных кнопок и переключателей».

Все команды вместе со своими водителями разрабатывают колеса, используя 3D-печать, чтобы опробовать дизайн.

‘Водитель может судить, все ли органы управления находятся в нужном положении.

«Если нет, он сообщает, где он хотел бы внести изменения».

Как только дизайн будет завершен, можно начинать производство.

Корпус из углеродного волокна с крышкой образует основу, а в крышке просверливаются отверстия для переключателей и кнопок перед нанесением пены для ручки рулевого колеса, которая, в свою очередь, оборачивается углеродным волокном.

В процессе отделки используются различные покрытия в зависимости от предпочтений водителя.

Рукоять может быть обшита кожей или даже силиконовой массой, отлитой по форме руки водителя.

Затем кнопки и переключатели устанавливаются и подключаются к печатной плате до подключения дисплея.

С 2008 года печатная плата и дисплей являются частью SECU (Standard Electronic Control Unit) и доступны в FIA как стандартизованные компоненты, что означает, что каждая команда использует одну и ту же технологию.

The Sauber car in action. Drivers must master over 35 controls on their steering wheel The Sauber car in action. Drivers must master over 35 controls on their steering wheel

Автомобиль Sauber в действии.Водители должны освоить более 35 органов управления на своем рулевом колесе.

После того, как все работы с электроникой будут выполнены, специалисты приступают к установке механических частей на реверсе рулевого колеса; к ним относятся переключатели передач и подрулевые лепестки сцепления, а также механизм быстрого разъединения », — сказал Заубер.

Колеса также должны быть съемными, чтобы водитель мог садиться в тесную кабину и выходить из нее.

Механизм быстрого разъединения также должен пройти тест FIA, в котором водитель должен иметь возможность покинуть кабину в течение пяти секунд.

Перед тем, как вывести штурвал на трассу, его тщательно проверяют на испытательном стенде.

После успешного завершения испытаний кнопки и переключатели приклеиваются к обратной стороне рамы, и высокотехнологичный компонент весом 1,8 кг готов к работе.

Last year Last year

Прошлогоднее колесо было не менее сложным — хотя и не хватало экрана, который был добавлен впервые в сезоне 2014

Поделитесь или прокомментируйте эту статью:

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о