Вискомуфта это: устройство и принцип работы, плюсы и минусы

Вискомуфта подробно — Энциклопедия журнала «За рулем»

Когда удалось синтезировать одну из разновидностей силиконовой (кремнийорганической) жидкости, мало кто мог предположить, что она вызовет настоящую революцию в автомобильных трансмиссиях. У подавляющего большинства известных нам жидкостей с ростом температуры вязкость уменьшается. А эта ведет себя как газ — при нагреве становится более вязкой. Английская фирма «Фергюсон», которая специализируется на трансмиссиях для полноприводных автомобилей, исследовала разнообразные конструкции межосевых и межколесных дифференциалов механического типа. Но сколь бы хитроумными ни были воплощенные в них технические решения, почти у каждого обнаруживались недостатки. Трудность заключалась в необходимости сочетать два свойства: возможность вращения выходных валов механизма с разными скоростями и в то же время способность перераспределять передаваемый на них крутящий момент пропорционально сопротивлению вращению каждого из валов.
Идея дифференциала, работающего по принципу гидромуфты, не нова. Его практическое применение сдерживалось отсутствием жидкости с нужными физическими свойствами. Кремний-органические соединения, вернее одно из них, открыли путь в автомобильную технику так называемой вискомуфте, или гидравлической муфте с вязкой жидкостью.

Изменение передаваемого вискомуфтой крутящего момента (М) в зависимости от разницы в числе оборотов (Δn) ее дисков. Две кривые на графике соответствуют изменившейся в зависимости от температуры вязкости Θ силиконовой жидкости.

Чем больше взаимное проскальзывание движущихся в силиконовой жидкости пластин, тем больше возникающие между ними силы жидкостного трения. Вызванный этим трением нагрев сопровождается повышением вязкости жидкости, в результате чего сопротивление проскальзыванию пластин прогрессивно растет и одновременно увеличивается доля крутящего момента, передаваемого от одного вала такой гидромуфты к другому. Это явление иллюстрируется графиком: по горизонтали — разница в числах оборотов для валов вискомуфты, по вертикали — передаваемый «отстающему» валу крутящий момент. В конечном итоге наступает «блокировка» — сильно загустевшая жидкость как бы склеивает все пластины воедино.

Доля крутящего момента (%), передаваемого на задние ведущие колеса в зависимости от состояния дорожного покрытия:
А — все колеса на сухой дороге;
Б — передние ведущие колеса на льду;
В — все колеса на льду;
Г — задние ведущие колеса на льду.

Используя это свойство, можно, например, у переднеприводного автомобиля сделать ведущими также задние колеса (модификация «Синкро») и передавать к ним крутящий момент через вискомуфту. При движении по сухой дороге большая его часть будет направляться на передние колеса.
Однако, поскольку силиконовая жидкость достаточно вязка, даже без пробуксовки вращающихся элементов муфты на задние ведущие колеса (машина имеет постоянный, неотключенный привод на них) поступает 12—15% крутящего момента, развиваемого его двигателем (зона А на рис. 2).
Стоит передним колесам попасть на лед (зона Б), начинается их буксование, сопровождаемое резким усилением проскальзывания в вискомуфте. Почти мгновенно (через 0,2 секунды), но без рывка, она блокируется и автоматически перераспределяет крутящий момент в пропорции 77% на задние колеса и только 23% на передние.
Когда машина въезжает на обледенелую или покрытую жидкой грязью дорогу всеми четырьмя колесами (зона В), взаимное проскальзывание элементов муфты уменьшается (колеса пробуксовывают примерно одинаково) и доля крутящего момента, получаемого задними ведущими колесами, падает. Лишь только автомобиль передними ведущими колесами (зона Г) выходит на участок с высоким коэффициентом сцепления, муфта тут же передает на них около 85% крутящего момента.
Вискомуфта, в отличие от блокируемого межосевого дифференциала, действует плавно, без вмешательства водителя и, значит, не требуя от него навыков по выбору момента для включения блокировки. Она, бесспорно, способствует повышению безопасности движения. Кроме того, исключая работу двигателя в неблагоприятных в отношении расхода топлива режимах (с пробуксовкой ведущих колес), вискомуфта при езде на скользких дорогах экономит до 5% топлива.

Конструкция вискомуфты.
1 — вал привода к передним колесам;
2 — опорный подшипник;
4 — диск с отверстиями;
5 — диск с пазами;
9 — вал привода к задним колесам;
10 — шлицевая втулка;
11 — корпус муфты с внутренними шлицами;’

Простейший вариант такой муфты показан на рисунке. Здесь вал 1, связанный карданным валом с главной передачей передних ведущих колес, через шлицы соединен с корпусом 11. На внутренней поверхности его сделаны шлицы, с которыми через зубья соединен пакет тонких дисков, имеющих отверстия. В паре с этими дисками работает другой пакет дисков 5 с продольными пазами, который через шлицевую втулку 10 соединяется с валом 9 привода к задним колесам. Между дисками (их общее количество 59) обоих комплектов — зазоры от 0,2 до 0,4 мм. Отверстия и пазы создают дискам большую контактную поверхность с силиконовой жидкостью. Кстати, она занимает не весь объем, а 90%. Сделано это исходя из того, что при нагреве жидкость расширяется, полностью заполняя все зазоры между дисками, а имеющаяся воздушная подушка сжимается и оказывает давление на диски, уменьшая зазоры между ними. Схожую конструкцию имеет вискомуфта на Honda Civic Shuttle 4WD.

Конструкция вискомуфты Lancia Delta XF 4WD.
1 — вал привода к передним колесам;
2 — опорный подшипник;
3 — игольчатый подшипник;
4 — диск с отверстиями;
5 — диск с пазами;
6 — подшипниковая втулка;
7 — роликоподшипник;
8 — коническая шестерня привода к задним колесам;
9 — вал привода к задним колесам;
11 — корпус муфты с внутренними шлицами;
12 — картер.

У машин Lancia Delta XF 4WD и Lancia Prisma XF 4WD иное расположение и устройство вискомуфты. Она смонтирована в блоке с дифференциалом передних ведущих колес. Один ее вал 1 связан с крестовиной сателлитов этого механизма, другой прикреплен фланцем к конической шестерне 8, передающей вращение через карданный вал к задним ведущим колесам. Сама вискомуфта в этом случае сложнее. Помимо дополнительных игольчатого 3 и роликового 7 подшипников, более сложных по конфигурации деталей, таких, как вал 1, весь ее механизм заключен в картер 12, составленный из нескольких деталей. Планетарный редуктор, встроенный в трансмиссию «Лянча», передает 56% крутящего момента на передние колеса и 44% на задние. Таким образом, здесь вискомуфта, если можно так выразиться, имеет более «ограниченную власть».

Схема трансмиссии BMW 325 IX с приводом на все колеса

1 — вискомуфта;
2 — раздаточная коробка;
Полужирное начертание»3 — полуоси привода передних колес;
4 — дифференциал передних колес;
5 — карданный вал привода передних колес;
6 — карданный вал привода задних колес;
7 — дифференциал задних колес;
8 — полуоси привода задних колес.

В отличие от автомобилей, где полноприводная модификация выполнена на базе модели с передними ведущими колесами, BMW 325 IX развит из базовой модели с задними ведущими колесами. У него через вискомуфту постоянно подключен привод на передние ведущие колеса. И соответственно компоновке, при которой больше половины полной массы автомобиля приходится на задние колеса, раздаточная коробка в трансмиссии направляет у обеих моделей 64% крутящего момента к задним ведущим колесам. Интересно, что задний межколесный дифференциал заменен также вискомуфтой. Применение ее сводит к минимуму пробуксовку колес и потерю сцепления их на скользкой дороге, в частности на снегу и льду, упрощает управление машиной, способствует повышению средней скорости движения и некоторой экономии топлива.

Схема трансмиссии Lancia Delta XF 4WD с приводом на все колеса:
1 — вискомуфта;
3 — полуоси привода передних колес;
4 — дифференциал передних колес;
6 — карданный вал привода задних колес;
7 — дифференциал задних колес;
8 — полуоси привода задних колес.

что это, принцип работы, назначение

В последнее время все больше популярности обретают кроссоверы, или так называемые паркетники. Эти автомобили отличаются от настоящих внедорожников не только отсутствием несущей рамы (здесь эту функцию выполняет кузов), но и «нечестным» полным приводом с электронными блокировками. Причем подключается он автоматически. Чтобы связать между собой две оси, используется вискомуфта. Что это за элемент, знает далеко не каждый автомобилист. В сегодняшней статье мы рассмотрим данный механизм подробней.

Характеристика

Для чего служит вискомуфта? Что это за механизм?

снятие вискомуфты уаз Вязкостная муфта являет собой устройство для автоматической передачи крутящего момента посредством вязкостных свойств. Другими словами, подключение второй оси автомобиля производится путем изменения плотности жидкости, что залита внутри данной муфты.

Что за жидкость

Она находится в закрытом корпусе устройства под названием вискомуфта. Что это такое? Внутри муфты находится дилатантная жидкость, которая изготавливается на основе силикона.

ремонт вискомуфты Обладает особыми свойствами. В спокойном состоянии она жидкая. Но как только происходит смешивание молекул, она меняет свою плотность. Заливается дилатантная жидкость на весь срок эксплуатации механизма.

Устройство и принцип работы

Работает вязкостная муфта по принципу гидротрансформатора, что у АКПП. В обеих случаях крутящий момент передается посредством жидкости. Однако устроена муфта немного иначе, нежели гидротрансформатор. Она являет собой герметичный замкнутый корпус. Внутри него вращаются ведущие и ведомые крыльчатки (две турбины). Когда валы колес вращаются синхронно, состав внутри находится в жидком состоянии. Как только одна ось забуксовала, крутящий момент одной турбины передается на другую. Жидкость перемешивается и становится твердой. Таким образом, передача крутящего момента на ось возобновляется. Как только автомобиль преодолел препятствие, перемешивание прекращается. Крутящий момент снова передается на одну ось.

Но это не единая схема устройства вязкостной муфты. Некоторые вместо турбин имеют ведущие и ведомые фрикционные диски (см. фото ниже).

вискомуфта что это Работают они по такому же принципу. Внутри тоже заливается дилатантная жидкость. Когда валы вращаются с разной скоростью, она перемешивается и становится плотной (при этом расширяется). Так, крутящий момент выравнивается, и оба колеса (спереди и сзади) вращаются одинаково. За счет расширения жидкости ведомый и ведущий диски прижимаются друг к другу. замена вискомуфты Как видите, устройство механизма довольно простое. Элемент служит достаточно долго, поэтому ремонт вискомуфты может понадобиться нескоро.

Где используется?

Существуют два основных направления, где используется вискомуфта. Что это за сферы? Ниже мы их рассмотрим:

  • Система охлаждения. Вязкостная муфта используется для принудительного охлаждения радиатора. Механизм устанавливается на шток и приводится в движение от коленчатого вала при помощи ременной передачи. Сверху на деталь устанавливают многолопастной вентилятор. Как это работает? Чем сильнее вращается шкив, тем быстрее жидкость густеет в муфте. Таким образом, на средних и высоких оборотах радиатор двигателя охлаждается принудительно. С падением оборотов теплообменник охлаждается естественным путем. Вентилятор прекращает свою работу. Сейчас такой способ охлаждения практически не используется. Вязкостную муфту заменили электрические вентиляторы. Они приводятся в действие от датчика температуры двигателя. Элемент не связан с коленчатым валом двигателя и является более технологичным.
  • Подключение полного привода. И если в первом случае проблему можно было решить электроникой, то передать крутящий момент на вторую ось таким образом не удастся. Поэтому основная сфера применения вязкостной муфты – это кроссоверы.

Преимущества

ведущие и ведомые

Какие плюсы есть у данного механизма? Рассмотрим несколько из них:

  • Простота конструкции. В устройстве имеется жидкость и две турбины (либо диски), плотно закрытые в корпусе.
  • Прочность. Корпус в муфте способен выдержать давление до 20 атмосфер. Поэтому не стоит бояться за то, что жидкость однажды вытечет извне.
  • Практичность. Может работать как на грунтовой дороге, так и на асфальте (например, если вы трогаетесь с пробуксовкой). Не требует наличия электроники. Подключение и отключение привода происходят в автоматическом режиме.

Недостатки

Несмотря на столь существенные преимущества, стоит отметить недостатки вязкостной муфты:

  • Низкая ремонтопригодность. В случае выхода из строя производится замена вискомуфты целиком на новую. Стоимость такой детали достаточно велика. Ремонт вискомуфты не выполняется.
  • Малая эффективность полного привода. Оба колеса будут вращаться с одинаковой скоростью только тогда, когда автомобиль будет сильно буксовать. О жесткой межосевой блокировке здесь не может быть и речи.
  • Невозможность принудительного подключения. Например, вам нужно пересечь брод. Для этого желательно иметь постоянный полный привод. Однако вязкостная муфта не даст вам этого сделать. Колеса будут вращаться в полной мере лишь после того, как вы забуксуете.
  • Снижение дорожного просвета. Корпус механизма достаточно большой, что ставит под вопрос характеристики проходимости кроссовера.
  • Малая стойкость к перегреву. Долго работать элемент в режиме полного привода не может (меняются свойства жидкости, изнашивается подшипник вискомуфты). В противном случае она выйдет из строя. Поэтому не стоит буксовать на бездорожье длительное время.

Снятие вискомуфты УАЗ своими руками

Давайте рассмотрим, как извлечь данную деталь вместе с вентилятором, на примере автомобилей Ульяновского автозавода. Итак, для удобства нужно снять радиатор и кожух вентилятора (жалюзи). Далее при помощи ключа на 12 откручиваются два крепежных болта шкива помпы. Обратите внимание: на гайке вязкостной муфты имеется левостороння резьба. Поэтому откручивать ее нужно по часовой стрелке, а закручивать – наоборот. После этого ключом на 32 откручивается гайка крепления муфты. Удерживайте шкив коленчатого вала от прокручивания. Если гайка идет с трудом, можно воспользоваться молотком. Аккуратно наносите удары по ключу в направлении отворачивания. Далее муфта успешно извлекается с вала насоса. Ключом на 13 откручиваются 4 крепежных винта крыльчатки вентилятора. Достаем механизм наружу и ставим новый.

подшипник вискомуфты Установка элемента производится в обратной последовательности. Стержни болтов вкручиваются на свое место при помощи плоскогубцев с тонкими губками. Далее ставится муфта, закручиваются «от руки» крепежные гайки. Заворачивать болт на самой муфте не нужно. Он самозатягивается при запуске двигателя.

Итак, мы выяснили, что собой представляет вискомуфта.

принцип работы, замена подшипника вискомуфты вентилятора

Вискомуфта (вязкостная муфта) является по своей сути механическим устройством, передающим вращающий момент при помощи специальной жидкости. С конструктивной точки зрения такая часть автомобильной трансмиссии представлена несколькими очень близко расположенными и круглыми элементами пластинчатого типа с выступами и отверстиями. Внутри герметичного корпуса чередуются ведущие и ведомые пластины, погружённые в вязкую жидкость на основе силикона. Приводящийся в движение коленчатый вал передаёт свою энергию механическому устройству, что обеспечивает бесперебойную работу системы.

Конструктивные особенности

Вращение пластин в условиях идентичной частоты не вызывает значительного перемешивания частиц, что сопровождается передачей крутящего момента. Работоспособность обеспечивается наличием в муфте нескольких основных конструктивных элементов:

  • корпуса муфты с наличием внутренних шлицев;
  • приводного вала на передние колёса;
  • приводного вала на задние колёса;
  • опорного подшипника;
  • диска с отверстиями;
  • пазованного диска;
  • шлицевой втулки.

В простейших конструкциях устройство, связанное посредством карданного вала с главной передачей ведущих передних колёс, имеет надёжное соединение с корпусом. Внутренняя часть снабжена шлицами с пакетом тонких дисков, на которых есть отверстия. Парой таким дискам служит другой дисковый пакет с несколькими продольными пазами.

Между всеми дисками комплектов присутствуют зазоры 0,2-0,4 мм. Отверстиями и пазами создаётся большая контактная поверхность с вязкой жидкостью на основе силикона. Нагрев вызывает максимально быстрое расширение жидкости и заполнение зазоров между дисками. Благодаря сжимающейся воздушной подушке оказывается воздействие на диски, а также уменьшаются зазоры, располагающиеся между ними.

Принцип функционирования вискомуфты

вискомуфта-устройствоПринцип работы вискомуфты основан на разной скорости вращения, при котором происходит перемешивание жидкости с прогрессивным возрастанием её вязкостных характеристик. В этом случае эффективное склеивание провоцирует более значительную передачу крутящего момента, определяющегося:

  • размерами пластин;
  • характеристиками жидкости;
  • формой и размерами отверстий;
  • особенностями выступов в элементах;
  • общим числом пластинчатых элементов.

Некоторые вискомуфты способны легко аккумулировать тепловую энергию, вырабатываемую в процессе трения пластин. При этом вязкостная муфта нетребовательна к охлаждению, а значение передаваемого момента отличается чувствительностью к несоответствию скорости вращения вала выходного и входного типа.

Достоинства и недостатки

350px-Вискомуфта_1Вязкостные муфты обладают как очевидными достоинствами, так и некоторыми недостатками, а наличие автоматической блокировки дифференциала способна реально облегчить управление транспортным средством. Преимущества механизма, передающего и выравнивающего крутящий момент, следующие:

  • долговечность;
  • простота конструкций;
  • низкий процент поломок;
  • вполне доступная стоимость;
  • эксплуатация в сложных условиях;
  • лёгкость замены изношенного механизма;
  • герметичность при высоком внутреннем давлении;
  • отсутствие обслуживания в процессе эксплуатации автомобиля.

Вязкостные характеристики жидкости внутри устройства обусловлены скоростью перемешивания, поэтому предельно точные показатели коэффициента дискового торможения определить просто невозможно. Также отсутствует строгая линейка зависимости таких параметров, что делает муфту совершенно неэффективной в некоторых случаях.

Основные недостатки:

  • нет ручной блокировки;
  • запаздывание срабатывания;
  • отсутствует ремонтопригодность;
  • полностью бесконтрольное состояние;
  • невозможность подключения к системе ABS;
  • снижение клиренса при монтаже крупногабаритной муфты.

Очевидный недостаток некоторых видов вязкостной муфты – прямая зависимость коэффициента от объёма используемой дилатантной жидкости и диаметра дисков. Именно по этой причине более крупные по размерам устройства способны заметно увеличить клиренс любого тяжёлого автомобиля. Кроме прочего, крайне не рекомендовано использовать вискомуфты, лишённые шестерёночного свободного дифференциала. Не целесообразно применять очень массивные конструкции с незначительной эффективностью.

Разновидности вискомуфт

На современном рынке запчастей и деталей для автомобилей в настоящее время предлагается пара основных видов вязкостных муфт, которые имеют:

  • постоянный объём дилетантной жидкости в процессе работы;
  • изменяющийся объём силиконового состава под внешним воздействием.

Первый вариант устройств предназначен для систем самоблокирующегося и автоматического полноприводного типа, поэтому он применяется для внутреннего охлаждения. Такой тип деталей функционирует в стандартном режиме только при средних нагрузках. Перемещение автомобиля по хорошим дорогам позволяет сохранять одинаковые показатели угловых скоростей осей в условиях практически равномерного дискового вращения. При этом крутящий момент с двигателя на ведомую ось передаётся с самым минимальным уровнем нагрузки, поэтому транспортное средство передвигается в полноприводном и заднем режиме.

На пересечённой местности, грязном или обледеневшем дорожном покрытии вращение не является равномерным, а степень вязкости жидкости значительно возрастает, благодаря чему повышается передача на следующую ось. В любом случае, вискомуфта не является полноценной заменой стандартному дифференциалу, перераспределяющему векторную физическую величину на оси.

Такой конструктивный вариант является целесообразным в условиях гололедицы, перемещения в городском цикле или по слишком влажному дорожному покрытию. Езда на любом транспортном средстве по пересечённой местности требует моментального срабатывания муфты. Замедленное действие является причиной полного выхода системы из строя с последующим обязательным выполнением очень сложных и дорогостоящих ремонтных работ. Многие современные машины, включая кроссоверы, снабжены муфтами, которые отличает так называемый «предстартовый режим» функционирования. Данный вариант является максимально надёжным в работе и очень долговечным.

Область применения

350px-Вискомуфта_1Некоторое время назад механическое устройство, передающее вращающий момент при помощи вязкой жидкости, использовалось в комплексном охлаждении двигателя. С этой целью особая вискомуфта фиксировалась на штоке с вентиляционным устройством. Движение осуществлялось при помощи коленчатого вала с ремённой передачей. Скорость вращения двигателя позволяет жидкости изменять густоту, чем и обеспечивается жёсткая связь с вентилирующим устройством автомобиля.

Снижение оборотистости тормозило процесс смешения и провоцировало проскальзывание, что делало охлаждение системы малоэффективным. Использовать такую систему как полноценный элемент охладителя силового агрегата транспортного средства можно только в холодное время года, при отсутствии слишком сильного перегрева мотора. Сегодня данный вид устройств очень редко применяется в охлаждающем оборудовании, потому ему на замену пришли современные вентиляторы с самыми чувствительными датчиками. Особенностью электронных вентиляторов является их полная независимость от коленчатого вала.

Наиболее часто встречается вискомуфта, отвечающая за работоспособность механизма передачи и обеспечивающая выравнивание векторной физической величины в виде крутящего момента автомобильных колёс. Полноприводные устройства работают на основе смазочной жидкости в виде специального масла. Замену такого масляного состава необходимо выполнять при наличии незначительных «пинков» при активации педали газа или при вхождении машины в повороты. Менять масло при отсутствии определённых навыков лучше на СТО, что объясняется некоторыми особенностями такой процедуры.

Ремонтные работы

При заметном перегреве двигателя нет необходимости в спешном порядке осуществлять замену вязкостной муфты. В некоторых случаях есть возможность выполнить ремонтные работы своими руками. Наиболее распространённой причиной выхода такого устройства из строя является утечка силиконовой жидкости из основания трансмиссионной детали. Для залива нового смазочного состава нужно демонтировать муфту с водяного наноса и разобрать её. На диске устройства присутствует пластина, снабжённая пружиной, под которой расположено специальное отверстие.

Потребуется максимально осторожно снять штифт, после чего при помощи шприца залить внутрь смазку. Устройство в процессе ремонта нужно держать в горизонтальном положении. Шприцом следует набрать примерно 15 мл и медленно залить масло в отверстие. После извлечения шприца поверхность устройства тщательно протирается чистой ветошью без ворса, а штифт и сама деталь аккуратно устанавливаются на прежнее место.

Иногда выход вискомуфты из строя провоцируют подшипники. Признаком такой неисправности служит появление различных шумов в области охлаждающего радиатора. В этом случае нужно открутить три болта, фиксирующих деталь, а затем снять вязкостную муфту из моторного отсека. После извлечения устройства и полного слива из его внутренней части масляной жидкости можно произвести замену подшипника. Для демонтажа подшипника рекомендуется воспользоваться специальным инструментом – съёмником. Применение с этой целью подручных средств может стать причиной сильного повреждения узла. После монтажа нового подшипника устанавливается на место устройство, в которое предварительно заливается новая жидкость на основе силикона.

Профилактика выхода вискомуфты из строя

Состояние и работоспособность вязкостной муфты полного привода напрямую зависят от того, насколько строго соблюдается схема обслуживания транспортного средства, и осуществляются профилактические мероприятия. Важно помнить, что основной причиной выхода устройства из строя становится неаккуратное передвижение по дорогам, а также слишком агрессивный стиль езды.

Нужно минимизировать перемещение на автомобиле по самым труднопроходимым и участкам или пересечённой местности. Такое движение может спровоцировать перегрев муфты, а процесс достаточного остывания занимает четверть часа. Кроме прочего, необходимо своевременно реагировать на появление любых изменений в поведении машины, а также в регулярном режиме посещать станции технического обслуживания с целью диагностики или устранения возникающих проблем.

Вискомуфта. Устройство и принцип работы

Вискомуфта передает подводимый к ней крутящий момента за счет внутреннего трения в жидкости, находящейся между дисками. Когда их скорости одинаковы, муфта передает небольшую часть усилия (5…7%). При отставании ведомых дисков от ведущих, жидкость перемешивается, температура и вязкость ее растут, она расширяется и сжимает воздух. Когда он почти полностью сжат, давление в муфте резко возрастает, что вызывает осевое перемещение дисков по шлицам до их механического контакта. В результате этого вращение ведущего и ведомого валов  производится за счет механического трения. При равной скорости вращения дисков температура и соответственно давление жидкости постепенно снижаются и они выходят из механического контакта.  Передаваемый момент зависит от характеристик муфты и от разности скоростей вращения ее валов.

Вискомуфта получила свое название от латинского viscosus -­­­­ вязкий.

Основными элементами вискомуфты являются:

  • корпус 6 и валы 1 и 5, герметизированные с помощью уплотнений
  • диски 4, соединенные шлицами с корпусом, диски 3 соединенные с ведомым валом. Диски имеет каналы и отверстия для увеличения вязкости трения жидкости
  • силиконовая (кремнийорганическая) жидкость, которая обладает высокой вязкостью и заполняет корпус на 80-90%

Вискомуфта

Рис. Вискомуфта:
1– ведомый вал;  2 – втулка; 3 – диски, соединенные с ведомым валом; 4 – диски, соединенные с корпусом; 5 – ведущий вал; 6 – корпус

Вискомуфта может устанавливаться как самостоятельный узел между ведущими осями или «встраиваться» в конический дифференциал.

Основным недостатком вискомуфты является ее несовместимость с ABS.

Вискомуфта не пригодна к ремонту, так как количество и вязкость жидкости определяют характеристики вискомуфты и строго контролируются при ее изготовлении. При утечке части жидкости муфта подлежит замене.

принцип работы, особенности и характеристики :: SYL.ru

В конструкции автомобиля имеется множество разных систем и механизмов. Многие знакомы с деталями подвески, коробкой передач, приводными элементами (ШРУСы, полуоси и так далее). Но мало кто знает о таком механизме, как вискомуфта. Принцип работы ее мы рассмотрим в нашей сегодняшней статье. Эта информация будет полезна каждому автомобилисту.

Определение

Итак, что это такое? Вязкостная муфта являет собой автоматический механизм, предназначенный для передачи крутящего момента. Подобный процесс происходит посредством специальной жидкости, что находится внутри корпуса.

вискомуфта принцип работы

Также вязкостная муфта имеет в конструкции набор дисков. Подробно об устройстве элемента мы поговорим немного позже. А пока рассмотрим области ее применения.

Где она используется?

Всего можно выделить два основных направления, где применяется вискомуфта. Принцип работы позволяет использовать ее в:

  • Системе полного привода на кроссоверах. Ни для кого не секрет, что современные джипы имеют не совсем «честный» привод. Так вот, чтобы привести в действие вторую ось, инженеры применили вискомуфту. Принцип работы ее позволяет автоматически задействовать вторую пару колес при пробуксовке основных, ведущих. Вискомуфта является менее приемлемым вариантом, нежели электромеханическая, но по стоимости она значительно дешевле. Ввиду этого такая схема полного привода встречается на 70 % всех внедорожников.
  • Системе охлаждения двигателя. Яркий тому пример — вискомуфта вентилятора охлаждения МАЗа. Принцип работы ее ничем не отличается от предыдущего варианта. Эта муфта все так же передает крутящий момент посредством вязкой жидкости внутри. Единственное, что вся энергия идет не на задний мост, а на вращение лопастей вентилятора. Благодаря созданию воздушных потоков, идет лучший обдув и охлаждение радиатора, что стоит перед ним. Такой же принцип работы у вискомуфты вентилятора КамАЗа и КрАЗа. А берет энергию муфта от коленчатого вала. Чем быстрее он вращается, тем гуще становилась жидкость и быстрее вводила в зацепление вентилятор. Но такой принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения считается устарелым. Ввиду этого на всех современных легковушках и грузовиках используется электрический вентилятор с ДТОЖ (датчиком температуры охлаждающей жидкости). В чем недостатки вискомуфты КамАЗа? Принцип работы ее таков, что лопасти вращаются вне зависимости от температуры двигателя. Особенно это вредно зимой. Мотору трудно набрать температуру, а его вдобавок принудительно охлаждают. Это и стало причиной замены вискомуфты на электрические вентиляторы.

принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения

Что за жидкость внутри?

Ранее мы упоминали, что принцип работы вискомуфты (полного привода в том числе) основывается на изменении вязкости жидкости, которая находится внутри корпуса. В качестве таковой применяют силиконовую жидкость. В чем ее особенности? Она имеет интересные свойства: если ее не нагревать и не перемешивать, она остается в жидком состоянии. Но стоит только увеличить температуру и перемешать ее, как она расширяется и становится вязкой (похожей на застывший клей). По мере уменьшения числа оборотов дисков, снижается и ее плотность. Материал снова становится жидким.

принцип работы вискомуфты камаз

Работает муфта без какой-либо электроники. Здесь нет датчиков и дополнительных проводов. А отключается она сразу после того, как автомобиль начал ехать по ровной асфальтированной дороге.

Варианты конструкций

На сегодняшний день существует 2 типа конструкций вязкостных муфт:

  • С замкнутым герметичным корпусом. В подобной ситуации принцип работы вискомуфты похож на действие гидротрансформатора в автоматической трансмиссии. Внутри корпуса имеются две турбины с крыльчатками. Одна стоит на ведомом валу, вторая – на ведущем. Также корпус заполнен силиконовой жидкостью. Когда валы вращаются с одинаковой частотой, плотность ее минимальна. Но как только машина начинает буксовать, турбина начинает перемешивать жидкость. И так до тех пор, пока она не расширится и не станет твердой. После этого она вводит в зацепление соседнюю турбину. На практике это можно заметить по вращающимся колесам на второй оси. Когда автомобиль выбрался из грязи или снежного плена, частота вращения крыльчаток будет совпадать и плотность жидкости станет минимальной. Крутящий момент в таком случае передается только на одну ведущую ось.
  • С группой плоских дисков. Работает такая вискомуфта по схожему принципу. Однако вместо крыльчаток здесь используется набор плоских дисков. Обычно такая схема практиковалась на муфтах вентилятора системы охлаждения, но встречается и на кроссоверах в качестве ключевого элемента, задействующего полный привод. Как только ведущая ось начинает буксовать, жидкость внутри перемешивается. Увеличивается и ее температура. В результате она густеет, и крутящий момент передается на ведомую ось автомобиля.

Ресурс

Оба варианта конструкций достаточно надежные. При должном использовании ресурс вискомуфты достигает 300-400 тысяч километров. Что подразумевается под понятием «должное использование»? Имеется в виду эксплуатация муфты без перегрева. Нельзя долго буксовать на одном месте. Это ухудшает свойства рабочей жидкости.

принцип работы вискомуфты полного привода

Преимущества

Каковы преимущества подобного механизма? Стоит отметить несколько основных плюсов:

  • Простота конструкции. Внутри присутствует всего несколько элементов. Это диски (либо турбина) и рабочая жидкость.
  • Прочность. Корпус элемента способен выдержать давление до 20 атмосфер.
  • Практичность. Муфта довольно ресурсная и рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля.

Отметим, что такая система полного привода может работать не только на грязи, но и на снегу, а также при гололеде. Это дает неплохие характеристики проходимости при отсутствии механических жестких блокировок.

принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения маз

Недостатки

Рассмотрим обратную сторону медали. Среди минусов стоит отметить низкую ремонтопригодность. В случае поломки вязкостная муфта меняется целиком. С экономической точки зрения это не совсем выгодно – отмечают отзывы.

Огромным недостатком муфты является отсутствие линейной зависимости подключения полного привода. Нельзя заранее подключить ведомую ось при прохождении бездорожья. Включается она только тогда, когда автомобиль уже сел «на брюхо». Поэтому нельзя сказать, что вискомуфта является полной заменой классическим блокировкам и «честному» полному приводу. Механизм служит лишь как вспомогательный элемент, позволяющий автомобилю выбраться из легкой западни.

Следующий недостаток – уменьшение клиренса автомобиля. При прохождении ухабов можно зацепить корпусом муфты о землю. Сама передача крутящего момента при пробуксовке будет неполной. Как показывает практика, на ведомую ось передается не более 80 % мощности.

Еще один минус – уязвимость к перегреву. Долго вискомуфта работать не может. Максимум – 30 секунд. Перегрев жидкости внутри ведет к полному выходу из строя элемента. Поэтому внедорожники, оснащенные такой муфтой, не подойдут для соревнований на бездорожье.

вискомуфта вентилятора принцип работы камаз

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое вязкостная муфта и как работает. Если раньше она использовалась чисто для работы вентилятора охлаждения, то теперь ею оснащается чуть ли не каждый внедорожник. Она спасает при движении по заснеженной или заболоченной местности. Но дабы конструкция прослужила долго, нужно знать, как ее правильно использовать.

Блок вискомуфты

  • Блок контроля вязкости — См. Вискомуфта… Словарь автомобильных терминов

  • Полный привод — Эта статья о классе трансмиссии автомобиля. Для использования в других целях, см. Четыре на четыре / Полный привод (значения). Сюда перенаправляется полный привод. Для полного привода в мотоциклах см. Привод на два колеса. Jeep Wrangler — это 4WD…… Wikipedia

  • Mitsubishi AWC — Система полного привода (AWC) — это торговая марка системы полного привода, разработанной Mitsubishi Motors.[1] Система была впервые включена в Lancer Evolution VII 2001 года. [2] Последующие разработки привели к появлению S AWC (Super All Wheel Control),…… Wikipedia

  • Control Trac — Содержание 1 Доступность 2 Разработка дизайна 3 Испытания на бездорожье 4… Wikipedia

  • Дифференциал (механическое устройство) — Для использования в других целях, см. Дифференциал. Вид в разрезе автомобильной главной передачи, которая содержит дифференциал Вход… Wikipedia

  • Неньютоновская жидкость — Механика сплошной среды… Википедия

  • Дилатант — Дилатант (также называемый загустителем при сдвиге) — это материал, вязкость которого увеличивается со скоростью деформации сдвига.Такая загущающая жидкость при сдвиге, также известная под аббревиатурой STF, является примером неньютоновской жидкости. Сравнение поведения… Википедия

  • Porsche 993 — Infobox Название автомобиля = Porsche 993 aka = Porsche 911 Производитель Porsche Carrera = Класс Porsche = компоновка спортивного автомобиля = Задний двигатель, задний привод кузова = 2-дверное купе 2-дверный кабриолет двигатель = 3,6 л 6 3,8 Предшественник L flat 6 = Porsche 964…… Википедия

  • Alfa Romeo 164 — Infobox Название автомобиля = Alfa Romeo 164 aka = Alfa Romeo 168 Производитель = материнская компания Alfa Romeo = Сборка Fiat Group = Арезе, Милан, Италия Производство = 1988–1997 годы, предшественник = Alfa Romeo Alfa 6 Alfa Romeo 90 преемник = Alfa Romeo 166…… Википедия

  • Mitsubishi Outlander — Информацию об автомобиле, известном в США как Mitsubishi Outlander Sport, см. Mitsubishi RVR.Mitsubishi Outlander Производитель Mitsubishi Motors Также называется… Википедия

  • .

    Трансмиссии Ashcroft

    Наведите курсор на изображение для увеличения

    Информация о продукте

    Это модернизированная вискомуфта Range Rover, поставляемая на условиях обмена.

    Распространенная проблема с раздаточной коробкой Range Rover BW — «заклинивание вискомуфты». Это можно легко определить по эффекту, который он оказывает на поворотах: шины будут «чирикать» или «царапать», поскольку автомобиль постоянно находится в блокировке дифференциала.В качестве подтверждающей проверки переведите раздаточную коробку в положение «нейтраль», включите ручной тормоз, приподнимите одно переднее колесо и попытайтесь повернуть его, оно должно медленно вращаться с сопротивлением, если заблокировано, вязкостная муфта заедает, и ее необходимо будет заменить, прежде чем возникнут какие-либо повреждения к дифференциалам или ШРУСам.

    Более полная проверка устройства находится в разделе «Техническая информация» ниже.

    Муфту можно заменить на раздаточную коробку в автомобиле, но для этого потребуется надежная опора, поскольку правые опоры являются частью корпуса муфты.

    Это такая же деталь в Classic и P38 Range Rover, RTC6044

    .

    Обратите внимание, что если автомобиль приближается к своему веку, то есть на 100 км миль, стоит подумать о замене раздаточной коробки, поскольку цепь, выходной вал и насос почти наверняка потребуют внимания. Пожалуйста, обратитесь к разделу раздаточной коробки для получения дополнительной информации.

    Чтобы увидеть объяснение нашего основного депозита, нажмите здесь

    ДОСТАВКА

    Чтобы рассчитать стоимость доставки, вам необходимо положить товары в корзину и подтвердить свой адрес доставки.После того, как вы введете эти данные, будет сгенерирована стоимость доставки. Пожалуйста, не переходите к этапу оплаты, если вы не готовы сделать заказ.

    Код товара : VCREB

    Как установить узел вискомуфты

    1) Снимите передний карданный вал

    .

    2) Слить масло из раздаточной коробки

    3) Подпереть коробку передач и снять правую опору коробки передач

    .

    4) Снимите болт крепления корпуса вискомуфты к раздаточной коробке

    .

    5) Поверните, чтобы сломать силикон, и снимите корпус вискомуфты

    .

    6) Снимите фланцевую гайку и фланец и выдавите вискомуфту

    .

    7) Очистите все стыковые поверхности

    8) Замените вискомуфту и соберите в обратном порядке

    .

    RRC, Руководство по ремонту, Раздел 41 Раздаточная коробка, Капитальный ремонт, Демонтаж, Осмотр и Капитальный ремонт.

    Вы можете провести этот тест на стенде или в машине с включенным ручным тормозом и поднятым передним колесом.

    Вязкостный агрегат — сопротивление качению Стендовая проверка ПРИМЕЧАНИЕ: Испытание следует проводить при температуре окружающей среды 20 ° C.

    1) Зафиксируйте выходной вал …

    2) Приложите крутящий момент 27 Нм по часовой стрелке к гайке фланца выходного вала (переднего карданного вала). Если сопротивление повороту не ощущается, устройство требует замены.

    3) Если чувствуется сопротивление проворачиванию, приложите крутящий момент 20 Нм по часовой стрелке к гайке фланца выходного вала (переднего карданного вала) в течение 1 минуты, это должно привести к вращению примерно на 25-30 градусов.Если вращение не требуется или требуется большее усилие, необходимо заменить блок.

    27 Нм = 20 фунт-футов 20 Нм = 15 фунт-футов

    .Вискомуфта

    — это … Что такое вискомуфта?

  • вискомуфта — особый вид гидравлической муфты, в которой входной и выходной валы сопрягаются с тонкими дисками, расположенными поочередно в цилиндрической камере. Камера заполнена вязкой жидкостью, которая имеет тенденцию прилипать к дискам, тем самым сопротивляясь скорости…… Словарь автомобильных терминов

  • Узел вискомуфты — Вискомуфта состоит из чередующихся круглых пластин.На пластинах имеются выступы или перфорации. Пластины установлены в герметичном барабане и расположены очень близко друг к другу. Барабан заполнен силиконом или каким-то дилатантом…… Wikipedia

  • Дифференциал с вискомуфтой — Дифференциал повышенного трения, использующий вязкостные муфты в качестве устройств, препятствующих скольжению… Словарь автомобильных терминов

  • муфта — Соединительное устройство, используемое между двумя объектами, так что движение одного передается другому; он может быть механическим, гидравлическим или электрическим.См. Также кольцевую муфту муфту föttinger гибкую муфту гидравлическую муфту foettinger муфту guibo…… Словарь автомобильных терминов

  • вязкий режим — Рабочий режим в вязкостной муфте с внутренней и внешней частями, вращающимися с разными скоростями, при котором через муфту передается крутящий момент, который соответствует значению результирующей скорости сдвига… Словарь автомобильных терминов

  • дифференциал муфты — См. Дифференциал вязкой муфты… Словарь автомобильных терминов

  • вязко-механическая муфта — Метод, с помощью которого соседние реснички синхронизируются в поле.Связывание происходит посредством передачи механических сил, а не синхронизирующего сигнала… Словарь по молекулярной биологии

  • муфта вал-сепаратор — Конструкция вязкостной муфты, в которой держатель внешнего диска соединен с сепаратором дифференциала, а держатель внутреннего диска соединен с осевым валом… Словарь автомобильных терминов

  • муфта вал-вал — Конструкция вязкостной муфты, в которой держатель внешнего диска соединен с левым осевым валом, а внутренний держатель диска — с правым осевым валом… Словарь автомобильных терминов

  • Гидравлическая муфта — На механической коробке передач существует механическое соединение между двигателем и трансмиссией через муфту.В автоматической коробке передач гидравлическая муфта обеспечивает вязкую жидкость для соединения выхода двигателя и трансмиссии. Это…… Словарь автомобильных терминов

  • Полный привод — Эта статья о классе трансмиссии автомобиля. Для использования в других целях, см. Четыре на четыре / Полный привод (значения). Сюда перенаправляется полный привод. Для полного привода в мотоциклах см. Привод на два колеса. Jeep Wrangler — это 4WD…… Wikipedia

  • .Вискомуфта

    — это … Что такое вискомуфта?

  • вискомуфта — особый вид гидравлической муфты, в которой входной и выходной валы сопрягаются с тонкими дисками, расположенными поочередно в цилиндрической камере. Камера заполнена вязкой жидкостью, которая имеет тенденцию прилипать к дискам, тем самым сопротивляясь скорости…… Словарь автомобильных терминов

  • Узел вискомуфты — Вискомуфта состоит из чередующихся круглых пластин.На пластинах имеются выступы или перфорации. Пластины установлены в герметичном барабане и расположены очень близко друг к другу. Барабан заполнен силиконом или каким-то дилатантом…… Wikipedia

  • Дифференциал с вискомуфтой — Дифференциал повышенного трения, использующий вязкостные муфты в качестве устройств, препятствующих скольжению… Словарь автомобильных терминов

  • муфта — Соединительное устройство, используемое между двумя объектами, так что движение одного передается другому; он может быть механическим, гидравлическим или электрическим.См. Также кольцевую муфту муфту föttinger гибкую муфту гидравлическую муфту foettinger муфту guibo…… Словарь автомобильных терминов

  • вязкий режим — Рабочий режим в вязкостной муфте с внутренней и внешней частями, вращающимися с разными скоростями, при котором через муфту передается крутящий момент, который соответствует значению результирующей скорости сдвига… Словарь автомобильных терминов

  • дифференциал муфты — См. Дифференциал вязкой муфты… Словарь автомобильных терминов

  • вязко-механическая муфта — Метод, с помощью которого соседние реснички синхронизируются в поле.Связывание происходит посредством передачи механических сил, а не синхронизирующего сигнала… Словарь по молекулярной биологии

  • муфта вал-сепаратор — Конструкция вязкостной муфты, в которой держатель внешнего диска соединен с сепаратором дифференциала, а держатель внутреннего диска соединен с осевым валом… Словарь автомобильных терминов

  • муфта вал-вал — Конструкция вязкостной муфты, в которой держатель внешнего диска соединен с левым осевым валом, а внутренний держатель диска — с правым осевым валом… Словарь автомобильных терминов

  • Гидравлическая муфта — На механической коробке передач существует механическое соединение между двигателем и трансмиссией через муфту.В автоматической коробке передач гидравлическая муфта обеспечивает вязкую жидкость для соединения выхода двигателя и трансмиссии. Это…… Словарь автомобильных терминов

  • Полный привод — Эта статья о классе трансмиссии автомобиля. Для использования в других целях, см. Четыре на четыре / Полный привод (значения). Сюда перенаправляется полный привод. Для полного привода в мотоциклах см. Привод на два колеса. Jeep Wrangler — это 4WD…… Wikipedia

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *